Чем опасна задержка речевого развития?

Чем опасна задержка речевого развития
Д. К задержке речевого развития может приводить постнатальное повреждение клеток головного мозга по причине развития ядерной желтухи, менингитов и менингоэнцефалитов и других заболеваний центральной нервной системы.

Что будет если не лечить ЗРР?

Если же отставание в речевом развитии вовремя не скорректировать, с ростом ребенка все больше будет отставать и его психика и учиться в школе и общаться с ровесниками ему будет крайне тяжело. За последние два десятилетия статистика выявленных отклонений в психоэмоциональном развитии детей возросла в десятки раз.

Можно ли полностью вылечить Зпрр?

Разные причины влияют на речевое развитие детей с зпр, Проблема решаемая и нестрашная, если обнаружить вовремя и начать лечение. Ответственные за своевременную помощь детям – родители. Заметив признаки недуга, они обязаны пройти с малышом полноценное обследование, выбрать специалистов с опытом.

При попустительстве и затягивании с лечением, по мере роста ребенка, отставание в психике, освоение учебных материалов в школе будут проблемой. Трудным будет и контакт со сверстниками. Статистика за 20 лет констатирует рост психоэмоционального отклонения детского развития в десятки раз. Задержка развития речи негативно сдерживает мышление, помогает развиться ЗПРР, а сопутствующие врожденные психические, неврологические патологии усугубляют речевую недоразвитость.

Диагностику ЗПР проводят пятилетним, и 20% обратившихся получают диагноз. Самый возраст активного общения с окружающими. Только пять – запоздалый срок обращения к специалистам за помощью. Вероятность излечения 6-летнего 0,2%. Лечение ЗПР у детей двух-трех лет – идеальный возраст.

В каком возрасте ставят задержку речевого развития?

Диагностика и лечение — Диагностировать задержку в развитии речи можно в том периоде, когда речь уже должна быть развитой, а именно – в 3-4 годика. Зачастую подобный диагноз специалисты ставят в то время, когда уже упущена возможность наверстать или скорректировать это состояние.

Поэтому родители не должны ждать, когда малыш начнет сам говорить и внимательно отслеживать становление его речи, начиная с наиболее раннего возраста, в особенности, если для этого имеются показания (проблемы развития плода, тяжелые роды, неврологические показания). Малышу такой диагноз ставят лишь на основании комплексного заключения невропатолога, логопеда, и сурдолога.

Если проблема неврологическая, и задержка речевого развития произошла в результате дисфункции мозга, лечение должен назначить врач-невропатолог, чтобы улучшить кровообращение мозга и поддержку интегративной мозговой функции. Если малыш имеет задержку развития речи по причине нарушения слуха или глухоты, тут должны присоединиться уже другие специалисты.

Что назначает невролог при задержке речи?

Невролог может назначить такие обследования, как ЭЭГ, УЗДГ артерий головы, ЭхоЭГ. ЛОР-врач оценивает остроту слуха, определяет наличие аденоидных вегетаций.

Как ведут себя дети с ЗРР?

Симптомы —

Ребенок в возрасте до года слабо реагирует на звуки, и сам практически не издает каких-либо звуков. К двенадцати месяцам ребенок не использует распространенные жесты — не указывает на предметы пальцами, не машет рукой на прощание, и так далее. К восемнадцати месяцам ребенок еще не имитирует звуки. Ребенок с трудом понимает обращенные к нему простые просьбы. Ребенок старше двух лет может только имитировать речь или жесты, и не произносит какие-либо звуки спонтанно, по собственной инициативе. Ребенок старше двух лет произносит лишь ограниченное количество звуков, и не может использовать какие-либо речевые навыки, чтобы сообщить о чем-либо, кроме насущных потребностей. У ребенка необычный тон голоса (например, он говорит в нос, или очень скрипучим голосом). Родители с трудом понимают, что говорит ребенок.

Чем лечат задержку речевого развития?

Лечение ЗРР — задержки развития речи у детей. — Помощь каких специалистов может понадобиться ребенку при лечении задержки речевого развития речи (зрр)?

  1. Дефектологи — занятия можно начинать не раньше чем с 2-х летнего возраста, они помогают развивать у ребенка не только внимание, память, но и мышление и моторику.
  2. Логопеды — помогают «поставить» звуки, (не путайте с лечением), учат правильно составлять предложения или грамотный рассказ. Большое количество логопедов работают с детьми с 4-х лет, проводят логопедический массаж речевой мускулатуры для улучшения дикции.
  3. Неврологи – выявляют и лечат неврологическую патологию, которая привела к задержке речевого развития в основном с использованием ноотропных препаратов.
  4. Рефлексотерапевты – используя метод МИКРОТОКОВОЙ РЕФЛЕКСОТЕРАПИИ, активизируют речевые зоны головного мозга, что приводит к постепенному восстановлению речевого развития ребенка.

Самые распространенные ошибки: К сожалению, многие родители считают, что задержку развития «лечат» логопеды, но логопеды — это фактически учителя. Они лишь учат ребенка — как правильно говорить различные звуки. Именно поэтому большинство логопедов ждут сознательного возраста (4 — 5 лет) и лишь потом начинают заниматься с ребенком у которого зрр.

  • Но к 5 годам из задержки речевого развития или проще ЗРР, к сожалению, может сформироваться задержка психо-речевого развития (ЗПРР),
  • А ожидание, без лечения задержки речевого развития в 5-ти летнем возрасте (ЗРР), часто приводит к выраженному отставанию от сверстников, в таком случае обучение будет возможно только в специализированной школе или коррекционном классе.

Получить консультацию и узнать понадобиться ли в дальнейшем лечение зрр у детей нужно в 3 года. Под воздействием различной нагрузки (даже не большой: прививки, детские инфекции умственная нагрузка, высокая температура) гидроцефалия обостряется и приводит к появлению новых симптомов: таких как, головные боли, носовые кровотечения, истерики, нарушение сна, снижение памяти и интеллектуальных способностей, высокая отвлекаемость, агрессия и т.д.

Независимо от причины, которая привела к повреждению головного мозга, исход одинаков — разные зоны головного мозга начинают работать неправильно или не достаточно активно. У детей с задержками психоречевого развития (ЗПРР) в большей степени «пострадали» зоны которые отвечают за речь и интеллектуальные способности и в результате речевое и психическое развитие задерживается.

Какие существуют методы лечения ЗРР (задержки речевого и психоречевого развития)? Лекарственная терапия — среди препаратов, которые применяются для лечения ЗПРР есть препараты, которые являются «активным питанием» и «строительным материалом» для нейронов головного мозга (кортексин, актовегин, нейромультивит, лецитин и т.д.), так и препараты «подхлестывающие» деятельность речевых зон (когитум).

Читайте также:  Когда можно начинать сажать ребенка?

В каком возрасте проходит ЗПР?

Кто может диагностировать у ребенка ЗПР? — На просторах интернета много информации относительно симптомов и диагностики ЗПР, но обычно постановкой диагноза занимается детский невропатолог по рекомендации педиатра. Важно помнить: врач-невропатолог не имеет полномочий для единоличного диагностирования заболевания!

  1. Окончательный диагноз ставится исключительно по решению психо-медико-педагогической комиссии.
  2. ПМПК вправе как поставить, так и в дальнейшем снять диагноз ЗПР.
  3. На комиссии присутствуют следующие специалисты: психиатр, психолог, логопед, дефектолог, администрация учебного заведения, учитель, родители ребенка.
  4. На основании общения, изучения заключений иных врачей, тестирований на проверку умений и навыков, комиссия делает соответствующие выводы.

Как показывает практика, диагностируют ЗПР в пределах 5-6 лет (перед школой), а снимают (при условии правильно подобранных коррекционных действий) приблизительно в возрасте 10-14 лет.

В чем отличие ЗПР от аутизма?

Отличие задержки психического развития (ЗПР) от аутизма. — Задержка психического развития может коррелировать с расстройствами аутистического спектра. Когда диагностика затруднена и черты аутизма не столь выражены, говорят о ЗПР с элементами аутизма. Дифференциация задержки психического развития (ЗПР) от аутизма:

      1. При ЗПР у ребенка есть зрительный контакт, дети с аутизмом (именно аутизм, а не аутистическое расстройство, такое, как синдром Аспергера) никогда не смотрят в глаза, даже родителям.
      2. У обоих детей может отсутствовать речь. Ребенок с ЗПР в таком случае будет пытаться обратиться ко взрослому жестами, покажет пальчиком, будет мычать или гугукать. При аутизме отсутствует всякое взаимодействие с другим человеком, указательный жест, дети используют руку взрослого, если им нужно что-то сделать (нажать кнопку, например).
      3. При аутизме дети используют игрушки не по назначению (крутят колеса машинки, вместо того, чтобы возить ее). Дети с задержкой психического развития могут иметь проблемы с развивающими игрушками, могут не попадать фигурами в дырочки нужной формы, но уже в годик будут проявлять эмоции к плюшевым игрушкам, могут целовать и обнимать их, если попросить.
      4. Ребенок с аутизмом постарше будет отказываться от контакта с другими детьми, при ЗПР же дети хотят играть с другими, но так как их психическое развитие соответствует более младшему, они будут испытывать проблемы с общением, выражением эмоций. Скорее всего — будут играть с детьми помладше, или стесняться.
        1. Ребенок с ЗПР может быть также агрессивным, «тяжелым», молчаливым, замкнутым. Но аутизм от задержки психического развития отличает отсутствие коммуникации в принципе, плюс ко всему — страх перемен, боязнь выйти на улицу, стереотипность поведения и многое другое. Подробнее смотрите в статье «Признаки аутизма».

        Почему происходит задержка речи у детей?

        Причины возникновения ЗРР — Задержку развития речи вызывают десятки факторов, врачи делят их на три группы по времени воздействия неблагоприятных факторов. Таблица № 3. Причины ЗРР по времени воздействия

        Период Когда возникает Значимые факторы
        Пренатальный В период внутриутробного развития. Гипоксия плода, гидроцефалия, нарушение формирования головного мозга, врождённая патология органов слуха, речи.
        Натальный Во время родов. Родовая травма, обвитие пуповиной, длительный безводный период.
        Постнатальный После рождения. Нервно-психические расстройства, нейроинфекции, заболевания среднего и внутреннего уха, травма речеслухового или речедвигательного аппарата, черепно-мозговая травма, отставание развития костно-мышечных структур лица.

        Задержка речевого развития в раннем возрасте возникает у:

        1. 80% детей, родившихся в результате беременности, протекавшей с осложнениями;
        2. 50% с перинатальным повреждением нервной системы;
        3. 55% испытавших проблемы во время рождения:
        • при использовании стимуляции в родах – отставание речи выявлено в 79% случаев;
        • после кесарева сечения – в 70%.

        Определить, когда именно возникло нарушение в многих случаях не удаётся, поэтому чаще используют другую классификацию, в которой причины делят на биологические и социальные. Таблица № 4. Виды задержки речевого развития

        Виды Причины Примеры
        Биологические Перинатальное поражение головного мозга. Асфиксия или гипоксия в родах, внутриутробные инфекции, рождение раньше или позже срока.
        Болезни в раннем детстве. Черепно-мозговые травмы, гипотрофия, нейроинфекции, частые ОРВИ и другие болезни.
        Тугоухость Любые нарушения слуха, в том числе тубоотиты, вызванные аденоидитами.
        Наследственность Медленное созревание речевых центров может быть обусловлено генетическими факторами.
        Социальные причины задержки речевого развития у детей Невостребованность речевого общения. Ребёнок растёт в семье «молчунов», близкие практически не общаются друг с другом. Либо, напротив, родители предугадывают все желания малыша, поэтому ему незачем говорить.
        Педагогическая запущенность. Никто не уделяет внимания младенцу: не играет с ним, не разговаривает в достаточной мере. Сюда же относится госпитализм, когда ребёнок много времени проводит один в больнице или другом социальном учреждении.
        Психологическая травма. Сильный испуг, неблагоприятный климат в семье, другие стрессовые факторы.
        Дисгармоничное воспитание. Доминирующая гиперпроекция, педагогическая непоследовательность.

        Как ведут себя дети с ЗПР?

        Для детей с задержкой психического развития характерны: недостаточная степень развития памяти, моторики, мышления, речи, внимания, а также самоконтроля. Кроме того, отмечается примитивность и неустойчивость эмоций, плохая успеваемость в школе.

        Какие витамины нужны для развития речи?

        Каждая мама должна быть знакома с принципами нейродиетологии, а мама ребенка с проблемами развития – тем более. Дети с нарушениями развития и задержками речи обязательно должны правильно питаться. Чем опасна задержка речевого развития Как же маме составить рацион питания ребенку, и какие продукты будут полезны такому малышу? Вот наши советы, которые пригодятся маме ребенка с ЗРР: 1. Необходимо насытить рацион продуктами, содержащими достаточное количество кальция (молоко, творог и другие кисломолочные продукты, рыба, зеленые овощи, орехи, семена).

        Чтобы кальций усваивался лучше, необходимо достаточное поступление в организм витамина Д.2. Обязательно вводите в рацион продукты, богатые калием: мясо, крупы, картофель «в мундире», пшеничные отруби, представители бобовых (фасоль, горох, чечевица, нут), морковь, тыква, свекла, огурцы, помидоры, капуста, зелень, яблоки, вишня, черная смородина, ежевика, виноград, сухофрукты, орехи.3.

        Вводите в рацион продукты, богатые фосфором. Источником фосфора являются: некоторые виды круп (гречневая, овсяная, пшено), рыба, молоко и кисломолочные продукты, яйца.4. Чтобы ребенок был спокоен, и состояние нервной системы способствовало развитию речи, важен спокойный сон, а для этого в организме малыша не должно быть дефицита магния.

        1. Его содержат: мясо, молоко, гречка, отруби, пшено, бобовые, картофель, морковь, бананы, абрикосы, персики, клубника, ежевика, малина, орехи, кунжут.
        2. Препятствует усвоению магния повышенное употребление сахара.5.
        3. Не позволяйте ребенку есть пищу с искусственными ароматизаторами, красителями, консервантами, повышенным содержанием сахара и кофеина! Эти продукты будут возбуждать нервную систему, а это вредно для правильного развития речевой функции.6.

        Обязательно соблюдайте правильное соотношение белков, жиров и углеводов.7. Не забудьте про витамины группы В. Именно эта группа витаминов отвечает за состояние нервной системы. Витамины группы В обязательно назначают детям с нарушением речевой функции. В каких же продуктах «водятся» эти витамины?

          Витамин В1: гречневая и овсяная крупы.Витамин В3 (ниацин, витамин PP): мясо, молоко, семена подсолнечника, арахис, фасоль, горох, грибы, неочищенные зерновые культуры и каши из недробленых круп.Витамин В6: шпинат, проросшая пшеница.Виамин В9 (фолиевая кислота): печень, шпинат, грецкие орехи, ржаная мука.Витамин В12: кисломолочные продукты, яйца, зеленые части растений, салаты, зеленый лук, говяжья печень.Витамины группы В являются главными витаминами для профилактики и коррекции задержки речевого развития, алалии. Они участвуют в синтезе миелина, недостаток которого вызывает эти нарушения.Витамины группы В участвуют в синтезе нейромедиаторов, улучшают состояние клеток печени, нервных волокон.

          Что покажет Ээг при задержке речи?

          Задержка речевого развития (ЗРР) у детей при отсутствии своевременного адекватного лечения ведёт не только к замедлению познавательных процессов и трудностям в обучении, но и вызывает серьёзные психологические проблемы в связи с затруднением контакта со сверстниками и нарушением процесса адаптации в детском коллективе.

          1. Основными причинами ЗРР являются заболевания и поражения головного мозга, включая родовые травмы и внутриутробные инфекции,нарушения слуха, а также генетические и психологические факторы (невостребованность речи).
          2. Диагностика и лечение ЗРР у детей нередко вызывают затруднения у практикующих врачей, что может быть связано с наличием одновременно нескольких этиологических факторов, сочетанием органического поражения головного мозга и слуховых расстройств,а также наличием эпилептиформной активности головного мозга, при которой многие из существующих методов лечения противопоказаны.

          Зачастую дети с ЗРР оказываются недостаточно обследованными перед началом лечения, в связи с чем назначенное лечение либо не эффективно, либо приводит к развитию побочных действий, в частности провокации эпилептических приступов на фоне электролечения или бесконтрольной терапии ноотропами, что ещё более затрудняет лечение.

          Учитывая актуальность проблемы ЗРР у детей, требуется более широкое внедрение современных диагностических методов в детской неврологии, в частности нейрофизиологических методов исследования (акустических стволовых вызванных потенциалов (АСВП), ЭЭГ и ЭЭГ-видеомониторинга), что позволит своевременно назначить адекватную терапию.

          Проведённые исследования показали диагностическую значимость нейрофизиологических методов исследования при задержке речевого развития у детей, а именно, в определении уровня поражения нервной системы и слуховых путей, своевременном выявлении эпилептиформной активности.

          • По данным ЭЭГ и ЭЭГ-видеомониторинга установлено, что при ЗРР часто выявляются признаки эпилептиформной активности даже при отсутствии эпиприступов в анамнезе.
          • Детским неврологам рекомендуется всем детям с ЗРР до начала лечения проводить обследования — акустические стволовые вызванные потенциалы и ЭЭГ-видеомониторинг.

          Точная диагностика уровня поражения позволит назначить адекватную терапию, с учётом индивидуальных особенностей функционального состояния нервной системы. В медицинском центре «Кардионеврология», можно получить консультацию детского невролога, доктора медицинских наук Кузнецовой Екатерины Андреевны, пройти дополнительные обследования и необходимое лечение.

          Чем отличается Зпрр от ЗРР?

          Казалось бы, в век новейших современных технологий наши дети должны быть умнее и развитее, чем мы. Но к сожалению, с каждым годом все большее количество родителей обращается к врачам по поводу отставания своих малышей в эмоциональном и психическом развитии от сверстников.

          • Согласно статистике, у 20% детей диагностируется запоздалое психоречевое развитие.
          • Что такое ЗПР и ЗРР? И можно ли победить эти диагнозы? Давайте разберемся.
          • Очень часто родители не обращают большого внимания на то, что их ребенок высказывается только словами, когда их сверстники говорят уже целыми предложениями.

          Они считают, что всему свое время и их малыш скоро заговорит. В медицинских кругах есть два диагноза, которые чаще всего идут рука об руку и сильно взаимосвязаны — это задержка речевого развития (ЗРР) и задержка психического развития (ЗПР). Если наблюдаются симптомы того и другого, то диагностируют ЗПРР.

          • Что это за диагноз, и как с ним справиться, рассмотрим далее.
          • Если имеет место только задержка речевого развития, то малыш может выполнять все просьбы родителей, понимает то, что ему говорят, но просто сам не спешит высказываться и говорит мало и неохотно.
          • Эмоциональное и умственное развитие при этом остается в норме.

          А вот задержка психоречевого развития подразумевает не только проблемы с речью, но и отставание в умственном развитии. До 4-летнего возраста диагноз ЗПРР ставится довольно редко, а вот у малышей старше 5 лет можно диагностировать не только отставание с речью, но и в психическом плане.

          1. И, если педиатр ставит малышу диагноз ЗРР, то родители не должны ждать, что все нормализуется, само собой.
          2. Давайте разберемся, когда же ребенок должен начать говорить? В 1 год ребенок должен произносить около 10 облегченных слов и знать названия 200 предметов.
          3. Он должен понимать обращённую к нему речь и реагировать на неё.

          На слова «где зайка?» — повернуть голову к зайке, а на просьбу «дай руку» — протянуть руку. В 2 года малыш должен строить фразы и короткие предложения, использовать прилагательные и местоимения, словарный запас в этом возрасте увеличивается до 50 слов, как правило, специалисты хотят услышать от ребёнка хотя бы 100 слов.

          В 2.5 года ребенок должен строить сложные предложения, используя около 200-300 слов, правильно произносить практически все буквы, кроме «л», «р» и шипящих. Малыш должен знать своё имя, различать родных, изображать подражательно голоса основных животных и птиц. В 3 года ребенок должен говорить предложениями, объединенными по смыслу, употреблять правильно все местоимения, активно использовать в речи прилагательные и наречия.

          Сразу же успокою очень пугливых родителей и бабушек. Рамки, которые учитываются нормами развития, достаточно гибкие. Если ваш малыш в год говорит не 10 слов, а 7, то тревогу бить не стоит. Причём для мальчиков возможно отставание от девочек на 4-5 месяцев.

          Как ведут себя дети с ЗПР?

          Для детей с задержкой психического развития характерны: недостаточная степень развития памяти, моторики, мышления, речи, внимания, а также самоконтроля. Кроме того, отмечается примитивность и неустойчивость эмоций, плохая успеваемость в школе.

          В чем отличие ЗПР от аутизма?

          Отличие задержки психического развития (ЗПР) от аутизма. — Задержка психического развития может коррелировать с расстройствами аутистического спектра. Когда диагностика затруднена и черты аутизма не столь выражены, говорят о ЗПР с элементами аутизма. Дифференциация задержки психического развития (ЗПР) от аутизма:

              1. При ЗПР у ребенка есть зрительный контакт, дети с аутизмом (именно аутизм, а не аутистическое расстройство, такое, как синдром Аспергера) никогда не смотрят в глаза, даже родителям.
              2. У обоих детей может отсутствовать речь. Ребенок с ЗПР в таком случае будет пытаться обратиться ко взрослому жестами, покажет пальчиком, будет мычать или гугукать. При аутизме отсутствует всякое взаимодействие с другим человеком, указательный жест, дети используют руку взрослого, если им нужно что-то сделать (нажать кнопку, например).
              3. При аутизме дети используют игрушки не по назначению (крутят колеса машинки, вместо того, чтобы возить ее). Дети с задержкой психического развития могут иметь проблемы с развивающими игрушками, могут не попадать фигурами в дырочки нужной формы, но уже в годик будут проявлять эмоции к плюшевым игрушкам, могут целовать и обнимать их, если попросить.
              4. Ребенок с аутизмом постарше будет отказываться от контакта с другими детьми, при ЗПР же дети хотят играть с другими, но так как их психическое развитие соответствует более младшему, они будут испытывать проблемы с общением, выражением эмоций. Скорее всего — будут играть с детьми помладше, или стесняться.
                1. Ребенок с ЗПР может быть также агрессивным, «тяжелым», молчаливым, замкнутым. Но аутизм от задержки психического развития отличает отсутствие коммуникации в принципе, плюс ко всему — страх перемен, боязнь выйти на улицу, стереотипность поведения и многое другое. Подробнее смотрите в статье «Признаки аутизма».

                Что такое задержка психо речевого развития?

                Задержка психоречевого развития (ЗПРР) Задержка психоречевого развития (ЗПРР) – это нарушение, связанное с задержкой в эмоциональном, интеллектуальном и речевом развитии ребенка. Это не самостоятельное заболевание, а следствие отклонений в развитии головного мозга и центральной нервной системы.