Что нужно делать чтобы ребенок быстрее заговорил?

Что нужно делать чтобы ребенок быстрее заговорил
Опубликовано 23 Июль 2019 в 12:11 Блог Дети в городе > Развитие > Развитие речи у ребёнка: что делать, чтобы малыш быстрее заговорил Что нужно делать чтобы ребенок быстрее заговорил Двухлетний сын подруги уже рассказывает наизусть стишки, а ваш малыш говорит только «мама» и «папа»? Во-первых, перестаньте сравнивать своего ребёнка с другими, а во-вторых, мы знаем как «разговорить» вашего малыша и охотно поделимся секретами. Каждая мама с нетерпением ждет первое слово своей крохи.

В каком возрасте надо бить тревогу Если ребенок не говорит?

Многие родители не замечают, что их ребенок плохо говорит, так как просто не знают, как должна развиваться речь у детей определенного возраста. Ребенок разговаривает, общается, задает вопросы, но о том, КАК он произносит слова (переставляет слоги, заменяет звуки), родители часто не задумываются.

Часто родители считают, что эти проблемы пройдут сами собой и их ребенок со временем догонит сверстников. Как правило, они ошибаются. Если ребенок в возрасте 3-4 лет говорит неправильно или вообще не говорит, то нужно бить тревогу. В возрасте от года до 5-6 лет у детей происходит становление звукопроизношения.

Сначала ребенок «коверкает» слова, искажает, но по мере овладения речевыми звуками произношение слов все более и более уточняется, постепенно приближается к норме. В первые годы жизни из-за «незрелости» речевых органов ребенок может правильно произносить лишь самые простые по артикуляции звуки: А, О, Э, М, Б, П.

  • Из них ребенок составляет первые слова: папа, мама, баба.
  • Несколько позднее усваиваются другие звуки: И, Ы, У, Ф, В, Т, Г, К, Д, Н, Х, Й.
  • Этими звуками ребенок овладевает в период от года до трех лет.
  • Более сложные по артикуляции согласные звуки (С, З, Ц, Ш, Щ, Ж, Ч) появляются лишь в возрасте от 3 до 5 лет.

До этого они или полностью отсутствуют в речи детей, или заменяются более простыми звуками. Самые сложные звуки (Р, Л) появляются у большинства детей в период от 5 до 6 лет. Становление звукопроизношения в норме заканчивается к 5-6 годам. Следовательно, ни один нормально развивающийся ребенок не должен прийти в школу с дефектами в произношении звуков.

Что давать ребенку для развития речи?

Каждая мама должна быть знакома с принципами нейродиетологии, а мама ребенка с проблемами развития – тем более. Дети с нарушениями развития и задержками речи обязательно должны правильно питаться. Что нужно делать чтобы ребенок быстрее заговорил Как же маме составить рацион питания ребенку, и какие продукты будут полезны такому малышу? Вот наши советы, которые пригодятся маме ребенка с ЗРР: 1. Необходимо насытить рацион продуктами, содержащими достаточное количество кальция (молоко, творог и другие кисломолочные продукты, рыба, зеленые овощи, орехи, семена).

Чтобы кальций усваивался лучше, необходимо достаточное поступление в организм витамина Д.2. Обязательно вводите в рацион продукты, богатые калием: мясо, крупы, картофель «в мундире», пшеничные отруби, представители бобовых (фасоль, горох, чечевица, нут), морковь, тыква, свекла, огурцы, помидоры, капуста, зелень, яблоки, вишня, черная смородина, ежевика, виноград, сухофрукты, орехи.3.

Вводите в рацион продукты, богатые фосфором. Источником фосфора являются: некоторые виды круп (гречневая, овсяная, пшено), рыба, молоко и кисломолочные продукты, яйца.4. Чтобы ребенок был спокоен, и состояние нервной системы способствовало развитию речи, важен спокойный сон, а для этого в организме малыша не должно быть дефицита магния.

Его содержат: мясо, молоко, гречка, отруби, пшено, бобовые, картофель, морковь, бананы, абрикосы, персики, клубника, ежевика, малина, орехи, кунжут. Препятствует усвоению магния повышенное употребление сахара.5. Не позволяйте ребенку есть пищу с искусственными ароматизаторами, красителями, консервантами, повышенным содержанием сахара и кофеина! Эти продукты будут возбуждать нервную систему, а это вредно для правильного развития речевой функции.6.

Обязательно соблюдайте правильное соотношение белков, жиров и углеводов.7. Не забудьте про витамины группы В. Именно эта группа витаминов отвечает за состояние нервной системы. Витамины группы В обязательно назначают детям с нарушением речевой функции. В каких же продуктах «водятся» эти витамины?

    Витамин В1: гречневая и овсяная крупы.Витамин В3 (ниацин, витамин PP): мясо, молоко, семена подсолнечника, арахис, фасоль, горох, грибы, неочищенные зерновые культуры и каши из недробленых круп.Витамин В6: шпинат, проросшая пшеница.Виамин В9 (фолиевая кислота): печень, шпинат, грецкие орехи, ржаная мука.Витамин В12: кисломолочные продукты, яйца, зеленые части растений, салаты, зеленый лук, говяжья печень.Витамины группы В являются главными витаминами для профилактики и коррекции задержки речевого развития, алалии. Они участвуют в синтезе миелина, недостаток которого вызывает эти нарушения.Витамины группы В участвуют в синтезе нейромедиаторов, улучшают состояние клеток печени, нервных волокон.

    Какие первые слова нужно учить ребенка?

    (лепетный словарь детей) Первые слова все маленькие дети, и девочки, и мальчики, как правило, произносят к 1 году. Эти слова похожи у всех детей: «мама», «баба», «на-на», «ам-ам». По своей слоговой структуре они напоминают лепет, и чаще всего в их основе лежит звукоподражание.

      После произнесения нескольких первых слов в возрасте около 1 года дети «наращивают» свой активный словарь очень медленно. Существует период — обычно он длится примерно 6 месяцев после произнесения ребенком первых слов, — когда малыш медленно осваивает произношение незначительного числа самых важных для него слов. Смысл детского высказывания становится понятным взрослому человеку только из ситуации, в которой происходит общение с ребенком. Например, «ко-ко» может означать: курочка, любая птичка, яйцо, хочу яичко; «р-р-р» может обозначать: собака, тигр, лев, рычание, страшно, боюсь. К 1 году 6 месяцам многие дети говорят уже около 30—50 подобных слов, произнося их сравнительно разборчиво и употребляя как спонтанно, по собственной инициативе, так и в ответ на вопрос взрослого. Некоторые первые слова совсем не похожи на их «взрослые» аналоги, но мама хорошо понимает своего малыша («ки» — это любимая игрушечная киска, «атя» — конфета и т.д.).

    Все дети, прежде чем начать разговаривать на общепринятом (и общепонятном) языке, проходят фазу лепетного языка.

    Для развития активной (разговорной) речи продолжайте вводить в общение с ребенком облегченные (лепетные) слова (например «гу-ли», «ав-ав», «ку-ку» и т.п.), употребляя их с общепринятыми словами в качестве пояснения. Взрослый, проводя игру-занятие или просто общаясь с малюткой, говорит не торопясь. Необходимо продлевать во времени обращение к ребенку, делать паузы и, конечно, повторять сказанное 2-3 раза. Для малыша очень важно наглядное сопровождение (показ) всего того, о чем дитя слышит и с чем встречается в первый раз. Побуждайте малыша находить знакомые предметы по вашей просьбе, а незнакомые выделять из их числа. При этом незнакомый предмет (игрушка) должен быть один среди 3-4 знакомых, и, желательно, резко контрастировать с ними (например, три белых зайчика и одна черная собачка). В каждой игре и занятии повторяйте (закрепляйте) освоенные слова и включайте новые названия предметов и действий с ними. Объект сначала называем словом, и только после этого произносится звукоподражание, восклицание, лепетное слово. Например, рассматривая с ребенком «самолет», следует говорить: «Это самолет. Самолет летит, самолет гудит «У-У-У»». Полезно предлагать ребенку не один вариант названия предмета, но и другие варианты, а также приводить словосочетания с этим словом. К примеру: «кот – котик». При названии действия, следует обязательно указывать, какой предмет производит действие (шарик лопнул – «Бах!», а не просто «Бах!»).

    Звукоподражания занимают важное место в первых детских словах — это обязательный этап в речевом развитии ребенка.

    Почему ребенок долго не начинает говорить?

    1. Причины физиологического характера — Малыш может молчать вследствие недоразвития речевого аппарата и низкого тонуса мышц, отвечающих за артикуляцию. Это может быть связано с особенностями строения, физиологического развития, а также наследственности. Речевое развитие ребенка тесно связано с его двигательной активностью,

    • Двигательное развитие в начале жизни является своеобразным «локомотивом», который запускает в дальнейшем многие когнитивные процессы, в том числе речь.
    • Если малыша ограничивали в движении, или по каким-то причинам (болезни, особенности строения опорно-двигательного аппарата, мышечное недоразвитие и т.д.) он не мог активно физически и моторно развиваться, то это скажется в дальнейшем на формировании его речи.

    Недоразвитие мелкой моторики также влечет за собой трудности в говорении.

    Почему сейчас дети позже начинают говорить?

    В каком возрасте дети должны начинать говорить? Если ребенок не хочет говорить в два года, нужно ли бить тревогу? Сейчас дети начинают говорить позже, чем их сверстники лет 15 — 20 назад. Это связано и с экологией, и с особенностями течения беременности у мамы и с осложнениями в родах.

    Из 10 детей, хорошо говорящих на свой возраст 2-3 человека, остальные с различными задержками речи. К двум годам у ребенка должны быть простейшие фразы из двух слов: мама дай, мама иди, кто пришел и т.д. Мальчики начинают говорить позже, чем девочки, ближе к 2,5 к 3 годам. Если к трем годам ребенок говорит буквально 10-15 слов, на связывает слова в фразы, это уже задержка.

    К кому мама должна в первую очередь обратиться, если что-то в развитии речи ее настораживает? У каждого ребенка есть лечащий доктор, который наблюдает его с рождения, видит, как он развивается, когда начинает держать головку, переворачиваться и т.д. Если ребенок все делает с задержкой, если что-то не так было во время беременности и родов, с большой вероятностью будут и проблемы с развитием речи.

    Обычно к логопеду отправляет педиатр или невролог. Хорошие результаты получаются именно при комплексном подходе к проблеме. Невролог может назначить препараты, обследования, возможно, потребуется сделать энцефалограмму головного мозга, доплер шейного отдела позвоночника. Логопед посоветует специальные упражнения, гимнастику, логопедический массаж.

    Что должны родители делать для того, чтобы у ребенка не было проблем с речью? Речевые зоны у нас находятся на кончиках пальцев, есть простые упражнения, которые может делать любая мама: катать по ладони ребенка маленький массажный мячик с пупырышками, рассказывая стишок или потешку.

    Особое внимание нужно уделять подушечкам пальцев. Мелкая моторика тесно связана с речью. Очень хорошо помогает лепка, игры с пластилином и крупами, когда крупинки вдавливаются пальцами в пластилиновый узор. Занимаясь изо дня в день пальчиковой гимнастикой, массажируя пальчики, мама помогает ребенку подготовиться к первым словам.

    Если родители хотят, чтобы ребенок без проблем заговорил, нужно обязательно с ним заниматься даже в том возрасте, когда, казалось бы, до первых осмысленных слов еще далеко. Так же стоит уделить внимание развитию фонематического слуха. Фонемы это слова близкие по звучанию, например: крыса-крыша.

    • Развитие фонематического слуха у маленьких детей очень важно для формирования речи в дальнейшем, для профилактики дисграфии в школе.
    • Есть простой способ для развития фонематического слуха.
    • Можно насыпать в пустые бутылочки или баночки, например из под детских йогуртов, разные крупы: горох, манку, рис.

    Если потрясти эти баночки, они будут звучать по разному. С ребенком можно угадывать, где какая крупа, меняя баночки, увеличивая их количество. С детьми постарше можно играть в повторение похожих звуков: за-за-са, за-са-за, ка-га –га, во-го-во и т.д. Какие еще упражнения полезны? Очень хорошие упражнения для формирования речевого выдоха.

    Почему некоторые дети начинают поздно говорить?

    Маленькие молчуны — В советское время дети начинали говорить к году, к трем — общаться простыми фразами и предложениями. Теперь же эти сроки заметно отодвинулись. «Можно сказать, что растет поколение неговорящих детей, – говорит учитель-логопед Ирина Павлович, – В последнее время мы наблюдаем увеличение количества таких детей и усложнение структуры дефекта, то есть когда у одного ребенка имеется несколько нарушений одновременно.

    1. К нам обращаются родители детей от трех до семи лет.
    2. К сожалению, не все дети своевременно получают помощь.
    3. Часто родители ждут, что речь все же появится сама, и приводят к нам деток пяти-шести лет, у которых лишь лепетная речь либо отсутствует понимание речи.
    4. В этой ситуации важный период в развитии уже упущен, и не всегда хватает времени компенсировать пробелы к школе».

    Такие задержки в развитии речи связаны со многими факторами. Во-первых, сегодня значительно вырос уровень выхаживания недоношенных детей и сохранения беременности. Если раньше срабатывал естественный отбор, то теперь все по-другому. По данным ВОЗ, стало больше детей с аутизмом, нарушением эмоционально-волевой сферы.

    Кто запускает речь ребенку?

    Наследственность — Имеет место также и наследственный фактор (неврологические и речевые проблемы у родителей), следствием которого может быть алалия у ребенка. Специалисты отмечают, что, как правило, мальчики больше подвержены алалии, чем девочки. Дети, отстающие в моторном развитии, отстают и в речевом.

    Важно понимать, что нарушения речевого развития обычно сопровождаются или становятся как следствиями, так и причинами отставаний умственного развития. Две этих функции тесно связаны, и промедление крайне нежелательно. Желательно обратиться за лечением к специалисту при первых симптомах алалии, ведь если не заняться запуском речи своевременно, то можно ухудшить развитие умственных способностей ребенка.

    Помощь неговорящим детям осуществляют специалисты логопеды, задача которых установить точную причину отставания в развитии конкретного малыша. Далее разрабатывается индивидуальная программа по развитию с целью развития нормальных речевых процессов.

    Что влияет на развитие речи?

    Поэтому заниматься развитием речи можно и нужно уже с пеленок. Речь каждого ребенка должна проходить через такие этапы, как гуление (с 2 месяцев), лепет (около 6 месяцев), так называемая экспрессивная речь ребёнка. Вялость или отсутствие этих этапов должны насторожить и послужить поводом обратиться к педиатру.

    Если вышеуказанные этапы были своевременными, то формирование речи постепенно переходит к слогам, словам и предложениям. Когда малыш пробует свои силы в слогах, стоит начать обучение с простых, односложных слов, привязанных к ситуациям и интонациям: «бах!» (если что-то упало), «ах!» (выражение удивления) и прочих.

    Наравне с этим можно переходить к звукоподражанию, озвучивать животных. К году ребенок вполне может освоить, что кошка говорит «мяу», корова — «му-у», поезд — «ту-ту», а машина — «би-би».

    Как лечить задержку речевого развития?

    Лечение ЗРР — задержки развития речи у детей. — Помощь каких специалистов может понадобиться ребенку при лечении задержки речевого развития речи (зрр)?

    1. Дефектологи — занятия можно начинать не раньше чем с 2-х летнего возраста, они помогают развивать у ребенка не только внимание, память, но и мышление и моторику.
    2. Логопеды — помогают «поставить» звуки, (не путайте с лечением), учат правильно составлять предложения или грамотный рассказ. Большое количество логопедов работают с детьми с 4-х лет, проводят логопедический массаж речевой мускулатуры для улучшения дикции.
    3. Неврологи – выявляют и лечат неврологическую патологию, которая привела к задержке речевого развития в основном с использованием ноотропных препаратов.
    4. Рефлексотерапевты – используя метод МИКРОТОКОВОЙ РЕФЛЕКСОТЕРАПИИ, активизируют речевые зоны головного мозга, что приводит к постепенному восстановлению речевого развития ребенка.

    Самые распространенные ошибки: К сожалению, многие родители считают, что задержку развития «лечат» логопеды, но логопеды — это фактически учителя. Они лишь учат ребенка — как правильно говорить различные звуки. Именно поэтому большинство логопедов ждут сознательного возраста (4 — 5 лет) и лишь потом начинают заниматься с ребенком у которого зрр.

    Но к 5 годам из задержки речевого развития или проще ЗРР, к сожалению, может сформироваться задержка психо-речевого развития (ЗПРР), А ожидание, без лечения задержки речевого развития в 5-ти летнем возрасте (ЗРР), часто приводит к выраженному отставанию от сверстников, в таком случае обучение будет возможно только в специализированной школе или коррекционном классе.

    Получить консультацию и узнать понадобиться ли в дальнейшем лечение зрр у детей нужно в 3 года. Под воздействием различной нагрузки (даже не большой: прививки, детские инфекции умственная нагрузка, высокая температура) гидроцефалия обостряется и приводит к появлению новых симптомов: таких как, головные боли, носовые кровотечения, истерики, нарушение сна, снижение памяти и интеллектуальных способностей, высокая отвлекаемость, агрессия и т.д.

    Независимо от причины, которая привела к повреждению головного мозга, исход одинаков — разные зоны головного мозга начинают работать неправильно или не достаточно активно. У детей с задержками психоречевого развития (ЗПРР) в большей степени «пострадали» зоны которые отвечают за речь и интеллектуальные способности и в результате речевое и психическое развитие задерживается.

    Какие существуют методы лечения ЗРР (задержки речевого и психоречевого развития)? Лекарственная терапия — среди препаратов, которые применяются для лечения ЗПРР есть препараты, которые являются «активным питанием» и «строительным материалом» для нейронов головного мозга (кортексин, актовегин, нейромультивит, лецитин и т.д.), так и препараты «подхлестывающие» деятельность речевых зон (когитум).

    Какой витамин отвечает за развитие речи?

    Витамин В 12 – один из основных для профилактики и коррекции задержки речевого развития, алалии, т.к. участвует в синтезе миелина (именно его недостаток является одной из важных причин указанных нарушений).

    Что влияет на задержку речи у детей?

    Причины возникновения ЗРР — Задержку развития речи вызывают десятки факторов, врачи делят их на три группы по времени воздействия неблагоприятных факторов. Таблица № 3. Причины ЗРР по времени воздействия

    Период Когда возникает Значимые факторы
    Пренатальный В период внутриутробного развития. Гипоксия плода, гидроцефалия, нарушение формирования головного мозга, врождённая патология органов слуха, речи.
    Натальный Во время родов. Родовая травма, обвитие пуповиной, длительный безводный период.
    Постнатальный После рождения. Нервно-психические расстройства, нейроинфекции, заболевания среднего и внутреннего уха, травма речеслухового или речедвигательного аппарата, черепно-мозговая травма, отставание развития костно-мышечных структур лица.

    Задержка речевого развития в раннем возрасте возникает у:

    1. 80% детей, родившихся в результате беременности, протекавшей с осложнениями;
    2. 50% с перинатальным повреждением нервной системы;
    3. 55% испытавших проблемы во время рождения:
    • при использовании стимуляции в родах – отставание речи выявлено в 79% случаев;
    • после кесарева сечения – в 70%.

    Определить, когда именно возникло нарушение в многих случаях не удаётся, поэтому чаще используют другую классификацию, в которой причины делят на биологические и социальные. Таблица № 4. Виды задержки речевого развития

    Виды Причины Примеры
    Биологические Перинатальное поражение головного мозга. Асфиксия или гипоксия в родах, внутриутробные инфекции, рождение раньше или позже срока.
    Болезни в раннем детстве. Черепно-мозговые травмы, гипотрофия, нейроинфекции, частые ОРВИ и другие болезни.
    Тугоухость Любые нарушения слуха, в том числе тубоотиты, вызванные аденоидитами.
    Наследственность Медленное созревание речевых центров может быть обусловлено генетическими факторами.
    Социальные причины задержки речевого развития у детей Невостребованность речевого общения. Ребёнок растёт в семье «молчунов», близкие практически не общаются друг с другом. Либо, напротив, родители предугадывают все желания малыша, поэтому ему незачем говорить.
    Педагогическая запущенность. Никто не уделяет внимания младенцу: не играет с ним, не разговаривает в достаточной мере. Сюда же относится госпитализм, когда ребёнок много времени проводит один в больнице или другом социальном учреждении.
    Психологическая травма. Сильный испуг, неблагоприятный климат в семье, другие стрессовые факторы.
    Дисгармоничное воспитание. Доминирующая гиперпроекция, педагогическая непоследовательность.

    Почему некоторые дети позже начинают говорить?

    В каком возрасте дети должны начинать говорить? Если ребенок не хочет говорить в два года, нужно ли бить тревогу? Сейчас дети начинают говорить позже, чем их сверстники лет 15 — 20 назад. Это связано и с экологией, и с особенностями течения беременности у мамы и с осложнениями в родах.

    Из 10 детей, хорошо говорящих на свой возраст 2-3 человека, остальные с различными задержками речи. К двум годам у ребенка должны быть простейшие фразы из двух слов: мама дай, мама иди, кто пришел и т.д. Мальчики начинают говорить позже, чем девочки, ближе к 2,5 к 3 годам. Если к трем годам ребенок говорит буквально 10-15 слов, на связывает слова в фразы, это уже задержка.

    К кому мама должна в первую очередь обратиться, если что-то в развитии речи ее настораживает? У каждого ребенка есть лечащий доктор, который наблюдает его с рождения, видит, как он развивается, когда начинает держать головку, переворачиваться и т.д. Если ребенок все делает с задержкой, если что-то не так было во время беременности и родов, с большой вероятностью будут и проблемы с развитием речи.

    • Обычно к логопеду отправляет педиатр или невролог.
    • Хорошие результаты получаются именно при комплексном подходе к проблеме.
    • Невролог может назначить препараты, обследования, возможно, потребуется сделать энцефалограмму головного мозга, доплер шейного отдела позвоночника.
    • Логопед посоветует специальные упражнения, гимнастику, логопедический массаж.

    Что должны родители делать для того, чтобы у ребенка не было проблем с речью? Речевые зоны у нас находятся на кончиках пальцев, есть простые упражнения, которые может делать любая мама: катать по ладони ребенка маленький массажный мячик с пупырышками, рассказывая стишок или потешку.

    • Особое внимание нужно уделять подушечкам пальцев.
    • Мелкая моторика тесно связана с речью.
    • Очень хорошо помогает лепка, игры с пластилином и крупами, когда крупинки вдавливаются пальцами в пластилиновый узор.
    • Занимаясь изо дня в день пальчиковой гимнастикой, массажируя пальчики, мама помогает ребенку подготовиться к первым словам.

    Если родители хотят, чтобы ребенок без проблем заговорил, нужно обязательно с ним заниматься даже в том возрасте, когда, казалось бы, до первых осмысленных слов еще далеко. Так же стоит уделить внимание развитию фонематического слуха. Фонемы это слова близкие по звучанию, например: крыса-крыша.

    1. Развитие фонематического слуха у маленьких детей очень важно для формирования речи в дальнейшем, для профилактики дисграфии в школе.
    2. Есть простой способ для развития фонематического слуха.
    3. Можно насыпать в пустые бутылочки или баночки, например из под детских йогуртов, разные крупы: горох, манку, рис.

    Если потрясти эти баночки, они будут звучать по разному. С ребенком можно угадывать, где какая крупа, меняя баночки, увеличивая их количество. С детьми постарше можно играть в повторение похожих звуков: за-за-са, за-са-за, ка-га –га, во-го-во и т.д. Какие еще упражнения полезны? Очень хорошие упражнения для формирования речевого выдоха.