Как проходит адаптация ребенка в детском саду?

Как проходит адаптация ребенка в детском саду
Степени адаптации к детскому саду — Для того, чтобы родители могли набраться терпения и спокойно воспринимать период привыкания своего чада к детскому саду, необходимо отметить, что адаптация может проходить в:

  • легкой степени — от 2-х недель до месяца;
  • средней — от 30 дней до 2-х месяцев;
  • тяжелой — до полугода.

Совсем немного детей, которые быстро и легко вливаются в новую среду пребывания. У большинства малышей этот процесс затягивается. Новичок плачет, отказывается выполнять привычные действия, принимать пищу, постоянно требует к себе внимания и т.д. Подобное может повторяться очень длительный период.

Какие три этапа проходит ребенок в период адаптации к детскому саду?

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Адаптация — от лат. «приспособляю» — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.

  1. Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита.
  2. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальный период адаптации, который может затянуться и перейти в дезадаптацию, что приведет к нарушению здоровья, поведения, психики ребенка.

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма.

Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение. Врачи и психологи различают три степени адаптации ребенка к детскому саду: легкую, среднюю и тяжелую. При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение месяца.

Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1—2 недели. Острых заболеваний не возникает. У ребенка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние; он активно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро привыкает к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).

  • Во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливаются через 20-40 дней, в течение месяца настроение может быть неустойчивым.
  • Эмоциональное состояние ребенка нестабильно, новый раздражитель способствует отрицательным эмоциональным реакциям.
  • Однако при поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой ситуации.

Тяжелая адаптация приводит к длительным и тяжелым заболеваниям. У ребенка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия); активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик); либо отсутствует активность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряженность).

  • Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода: 1.
  • Возраст.2.
  • Состояние здоровья.3.
  • Уровень развития.4.
  • Умение общаться со взрослыми и сверстниками.5.
  • Сформированность предметной и игровой деятельности.6.
  • Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.
  • Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ: 1.

Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.2. Наличие у ребенка своеобразных привычек.3. Неумение занять себя игрушкой.4. Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков.

Как проходит адаптация к детскому саду?

3 степени адаптации — Процесс адаптации может протекать по-разному. Выделяют несколько уровней адаптационного процесса: Легкая степень адаптации С первых дней ребенок с удовольствием идет в сад, ему нравится там находиться. Иногда могут появляться моменты отрицания, но они быстро проходят.

Он хорошо ладит со сверстниками, редко болеет, слушается воспитателя и умеет самостоятельно занимать себя. Продолжительность адаптации: 7-14 дней. Средняя степень адаптации Ребенок испытывает напряжение или расстройство только в первые минуты после расставания с родителями, после чего быстро включается в игру.

Он слушается воспитателя, выполняет его просьбы, но иногда может их игнорировать. В результате постоянного контакта с другими детьми может часто болеть. Однако болезнь будет протекать быстро и без осложнений. Продолжительность адаптации: 14-21 день. Тяжелая степень адаптации Ребенок при любом упоминании о садике начинает истерику, его приходится заводить в группу насильно, отрывая от мамы.

Из-за такого стресса он часто болеет. Иногда может терять полученные ранее навыки, например, забыть цифры, буквы. Это самая сложная форма адаптации, которая требует усиленного внимания взрослых. Продолжительность адаптации: до 60 дней. Ребенок не может долгое время находиться в напряжении. Спустя некоторое время он или придет в норму, или в случае тяжелой степени адаптации может заболеть.

Продолжительность адаптационного периода индивидуальна для каждого. Она зависит от возраста ребенка, количества социальных контактов, темперамента, эмоциональной зрелости и привязанности к родителям. Если у ребенка уже был опыт общения в любом коллективе или у него большая семья, он может адаптироваться в детском саду и за два дня.

Сколько времени ребенок адаптируется к детскому саду?

Степени адаптации к детскому саду — Для того, чтобы родители могли набраться терпения и спокойно воспринимать период привыкания своего чада к детскому саду, необходимо отметить, что адаптация может проходить в:

  • легкой степени — от 2-х недель до месяца;
  • средней — от 30 дней до 2-х месяцев;
  • тяжелой — до полугода.

Совсем немного детей, которые быстро и легко вливаются в новую среду пребывания. У большинства малышей этот процесс затягивается. Новичок плачет, отказывается выполнять привычные действия, принимать пищу, постоянно требует к себе внимания и т.д. Подобное может повторяться очень длительный период.

Как долго ребенок привыкает к детскому саду?

Средний срок адаптации к детскому саду, по мнению специалистов, составляет в ясельном возрасте 7-10 дней, в 3 года – 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте – 1 месяц. Словом, чем старше ребёнок, тем дольше он привыкает к новым условиям.

Что должен делать воспитатель Если ребенок плачет?

Почему дети плачут в детском саду — Дети в индивидуальном порядке привыкают к садику. В основном скорость адаптации зависит от возраста и здоровья ребенка, от степени привязанности к маме и от опыта общения с детьми и взрослыми. На основе этих особенностей выделим основные причины, почему дети плачут в садике.

  • Рядом нет мамы Маленькие дети еще сильно привязаны к маме.
  • С самого рождения мама для ребенка — это безопасность, тепло и еда.
  • В ходе эволюции выживали только те дети, которые не отпускали своих мам далеко.
  • Поэтому теперь состояние детей сильно зависит от присутствия и любви матери.
  • Да, ребенок уже может отдаляться от мамы в знакомой безопасной обстановке и чувствовать себя комфортно.

Но когда его отдают в руки чужих людей, а мама скрывается за незнакомой дверью, ребенок может чувствовать себя одиноко и испытывать стресс. Он начинает плакать и отстраняться от воспитателя. При разлуке с мамой должен появиться взрослый, который на время заменит ее и даст малышу внимание и поддержку.

  1. Этим человеком должен стать воспитатель.
  2. Речь не о том, чтобы завоевать любовь на уровне матери, а о том, чтобы установить с ребенком доверительную связь.
  3. Детям нужен веселый и в то же время сочувствующий взрослый, который умеет эмоционально и физически поддержать.
  4. Малыш должен чувствовать, что воспитатель о нем позаботится, придет на помощь и разделит с ним его чувства.
Читайте также:  Что должен делать отец в разводе?

Как помочь ребенку? 1. В первый же день знакомства постарайтесь установить контакт с ребенком. Ласково разговаривайте с ним, предлагайте игрушки, поглаживайте, проявляйте заботу и помогайте в случае необходимости. Но если ребенок не принимает воспитателя и реагирует негативно, значит ему нужно больше времени, чтобы привыкнуть к новому человеку.2.

Оставьте на некоторое время маму в группе. Когда она рядом, ребенок успокаивается. Но задача мамы не только успокоить свое дитя, но и расположить его к воспитателю. Для этого ей следует говорить, например: «Смотри, какая добрая и хорошая тетя, она очень любит детей, играет с ними».3. Некоторые особенности воспитателя могут замедлить привыкание ребенка к нему.

Например, высокий рост, громкий голос, резкие движения или напряженность. Постарайтесь минимизировать свое влияние на детей. Чаще присаживайтесь, чтобы оказаться на уровне ребенка, следите за громкостью голоса.4. Дети чувствуют, что вы напряжены и это отталкивает.

  1. Поэтому приходите к ним в расслабленном состоянии, которое располагает к себе детей.
  2. То же самое касается и родителей.
  3. Когда они боятся оставлять ребенка, малыш улавливает это состояние и начинает еще больше плакать.
  4. Родитель должен прощаться с ребенком спокойно, уверенно и доброжелательно.
  5. Если спустя две-три недели никакие методы не помогают и ребенок продолжает плакать, возможно он еще просто не готов отдалиться от мамы.

Ранний отрыв только усилит его страхи и психологические трудности. Вокруг много незнакомых людей Некоторые дети легко вступают в контакт с новыми людьми. Им нравится общаться и играть с посторонними. Но есть дети, которые боятся чужих людей. Они начинают плакать и стараются уединиться, чтобы уменьшить взаимодействие с окружающими.

Что делать если ребенок плачет перед садиком?

Вот некоторые рекомендации: —

Не осложняйте данный период сами – не вводите новых требований и правил дома, не связанных с детским садом.

Осторожно с негативными ситуациями, например, прививки. Лучше отложить до полной адаптации ребенка к яслям (детскому саду).

Поддерживайте у ребенка ощущение, что он любим вами и очень вам нужен. Не ругайте его за слезы.

Очень помогает, если ребенок возьмет с собой в ясли что-то из дома, например, любимую игрушку. Еще способ — напечатайте свои фотографии (мамы и папы), и пусть ребенок берет их в детский сад. Способы могут различные, но все они поддерживают ребенка, когда он в яслях.

Самим родителя, особенно маме, необходимо постараться эмоционально «не выпадать» – уверенно и спокойно говорить с ребенком о детском садике, особенно утром. Малыш всегда чувствует эмоциональное состояние мамы и «заражается» им.

Старайтесь акцентировать внимание малыша на положительном опыте, который он приобретает – новые друзья, игрушки,

Поддерживайте здоровье малыша в этот период – витамины, не переохлаждайте, не перегружайте впечатлениями (гости, праздники). Новых впечатлений ему пока достаточно.

Если адаптационный период проходит очень тяжело, с истериками да еще и ваш малыш сам по себе очень эмоциональный, то лучше посоветоваться с врачом – можно ли помочь ребенку справиться со своими эмоциями с помощью отвара пустырника по утрам.

Эти некоторые рекомендации помогут вам в этом сложном периоде. Будьте терпимы и продолжайте любить своего малыша также сильно.

В каком возрасте лучше отдавать ребенка в детский сад Комаровский?

В каком возрасте лучше отдавать ребенка Этот вопрос нужно решать только внутри семьи. Обычно малышей приводят в садик в возрасте от 1 до 3 лет, реже — в более старшем возрасте. Многие детские сады в последнее время ввели негласное ограничение — до полутора лет малышей не принимают.

Как понять что ребенок не готов к детскому саду?

Как определить, готов ли ребенок к детскому саду? Главным критерием является готовность родителей. Пока хотя бы один из родителей сомневается в необходимости отдавать ребенка в детский сад, ребенок не будет готов, даже если все тесты демонстрируют обратное.

Почему болеют дети в детском саду?

Моей дочке почти четыре года. Обратила внимание, что как только она пошла в детский сад, то начала постоянно простужаться. Летом все хорошо, но вот сентябрь — и дочка снова с соплями. Причем болеет вся семья по очереди: сначала заболевает она, а потом заражаемся мы с мужем.

  1. Почему дети, которые ходят в садик, все время болеют? Значит ли это, что у них слабый иммунитет? И можно ли сделать так, чтобы дети меньше заражались и болели? Частые детские простуды — признак не слабой, а здоровой иммунной системы.
  2. Дошкольники болеют чаще взрослых, потому что их иммунитет еще не умеет эффективно отражать атаки вирусов и бактерий.

Как только иммунная система наберет стаж успешно перенесенных простуд, дети будут заражаться меньше. Но обойтись без обучения иммунная система не может: дети, которые не ходили в садик и не болели там, обречены часто простужаться в младших классах школы.

В каком месяце лучше отдавать ребенка в садик?

Елена Павлова, руководитель логопедической службы ГБОУ Романовская школа — По своему опыту могу сказать, что ребенка можно отдавать в детский сад в любое время года. Вообще, продолжительность и масштаб адаптации у любого дошкольника зависят от множества факторов.

  • Это, безусловно, и особенности ребенка, и отношения в семье, и окружение, и квалификация педагогов.
  • Есть дошкольные учреждения, которые посещают дети с ограниченными возможностями здоровья, имея соответствующее заключение.
  • Они сразу попадают под пристальное наблюдение педагогов, специалистов, которые делают период адаптации более коротким и успешным.

Малыши, у которых индивидуальные особенности проявляются во время посещения детского сада, выявляются педагогами в процессе работы и также находятся под наблюдением. Как видим, время года в данном вопросе никакой роли не играет. Если заранее известно, что ребенок попадет в новую группу к осени, он может в рамках адаптации посещать сад в июне, тем более солнечная погода всегда благоприятно влияет на любого ребенка.

  • Однако не стоит забывать, что дошкольные учреждения являются образовательными с определенными годовыми программами.
  • И если ребенок начинает посещать сад со всеми одновременно в сентябре, он в таком же объеме, как и другие дети, получает информацию.
  • Но так как каждый ребенок уникален и индивидуален, я бы не стала категорично утверждать, что посещение детского сада с середины учебного года будет не столь продуктивным.
Читайте также:  Что понимает ребенок в 3 года?

Отмечу еще одну интересную закономерность и наблюдение наших воспитателей. Если оба родителя работают, они заинтересованы в успешном посещении детского сада, то они сами смогут психологически настроить на легкую адаптацию к садику своего ребенка, и малыш на самом деле довольно легко перенесет этот процесс.

Сентябрь — как правило, «пиковый» месяц в детском саду. Большинство детишек возвращаются в города именно в это время. Многие малыши идут первый раз в садик именно осенью. И привыкание у всех происходит по-разному: у кого-то быстрее, у кого-то медленнее; у кого-то со слезами, у кого-то — без. Адаптация целой группы в «один день» — это довольно тяжело для всех: для детей, родителей и воспитателей.

Малыши подвержены «эмоциональному заражению». Когда, например, начинает плакать один ребенок, остальные тут же подхватывают. К сожалению, далеко не во всех садах есть отлаженные технологии адаптации, которые позволяют максимально быстро и безболезненно ввести детей в жизнь детского учреждения.

Почему ребенок не может привыкнуть к детскому саду?

Кажется, еще вчера ваш малыш делал свои первые шаги Время летит незаметно, и вот уже пришло время отдавать его в детский сад. Что ждет вашего кроху за стенами садика, быстро ли он привыкнет, будет ли часто болеть Вопросы, сомнения, переживания естественны для родителей, ведь детский сад станет частью вашей жизни, от него во многом будет зависеть и развитие, и здоровье, и душевное благополучие ребенка.

  1. Поэтому очень важно, сможет ли ваш малыш успешно адаптироваться к детскому саду, и помочь ему в этом — задача не только воспитателей.
  2. В первую очередь — это забота мамы и папы.
  3. Готовьте ребенка заранее к общению с другими детьми и взрослыми: -посещайте с ним детские парки, площадки, можно также записаться на развивающие занятия в детский центр; — ходите на дни рождения друзей, на новогодние праздники.

Познакомьтесь с педагогами группы заранее, расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравится, что нет, поделитесь с ними какими методами, вы пользуетесь в оказании помощи ребенку для организации общения с ним, каковы его умения и навыки.

  1. В какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.
  2. В первые дни посещения ДОУ не оставляйте ребенка на целый день.
  3. Пусть он побудет в саду до обеда, до сна, посмотрит, как дети ложатся спать (не обязательно, чтобы ребенок спал с первых дней).
  4. Не опаздывайте, забирайте малыша вовремя, чтобы он не чувствовал себя забытым, брошенным.

Соблюдайте режим дня в домашних условиях. Часы пребывания в детском саду ребенку покажутся быстрее и естественнее, если условия ему покажутся знакомыми. Дайте ребенку в садик его любимую игрушку, постарайтесь уговорить ее переночевать в садике и на утро снова с ней встретиться.

Если ребенок на это не согласится, пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкать в детском саду.

Поиграйте с ребенком домашними игрушками в «Детский сад», где одна из них будет самим ребенком. Попробуйте вместе с ребенком найти ей друзей и решить проблемы вашего ребенка через нее, ориентируя игру на положительные результаты. Приводя ребенка в садик, не обещайте того, что не сможете выполнить.

  • Малыш буквально воспринимает ваши слова и обещания.
  • Если они окажутся пустыми – это грозит недоверием со стороны ребенка, он может просто перестать вам верить.
  • Каждый день интересуйтесь у педагога, какое самочувствие было у ребенка в течение всего времени пребывания в детском саду.
  • Как он играл, кушал, спал и т.д.

Оставляйте ребенка всегда с «легким сердцем», доверяйте педагогам во всем, не беспокойтесь как там, что там, в детском саду, тогда и ребенок будет более спокоен, «отрыв» будет плавным, мягким и менее драматичным. Когда ребенок привыкнет к детскому саду, не принимайте его слезы «близко к сердцу» — это может быть просто плохим настроением.

Какие фазы выделяют в адаптационном процессе?

Адаптацио́нный синдро́м, о́бщий адаптацио́нный синдро́м ( лат. adaptatio — «приспособление») — это совокупность адаптационных реакций человека и животных, возникающие на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия – стрессоров ( инфекция, резкие изменения температуры, физическая и психическая травма, большая мышечная нагрузка, кровопотеря, ионизирующее излучение, многие фармакологические воздействия и т.д),

Термин введён учёным Гансом Селье в 1936 году, Начальным актом приспособления организма к необычным условиям служат рефлекторные процессы (сосудодвигательные, защитные и др.); затем включаются гуморальные (поступающие с кровью, лимфой и др.) раздражители такие как адреналин, гистамин и продукты распада повреждённых тканей,

Всё это ведёт к включению механизмов, обеспечивающих приспособительную реакцию организма, в первую очередь ретикулярной формации мозга и системы гипоталамус — гипофиз — надпочечники, Клетки гипоталамуса вырабатывают высвобождающий фактор, под действием которого увеличивается образование и выделение гипофизом в кровь адренокортикотропного гормона, стимулирующего деятельность коры надпочечников (выработку глюкокортикоидов ).

  1. Стадия тревоги: продолжается от нескольких часов до двух суток. Включает в себя две фазы – шок и противошок. На первой стадии стрессовой ситуации тело входит в состояние шока, когда температура и кровяное давление существенно снижаются, на последней происходит мобилизация защитных сил организма. В течение первой стадии усиливаются выработка и поступление в кровь гормонов надпочечников — глюкокортикоидов и адреналина,
  2. Стадия сопротивляемости: устойчивость организма к различным воздействиям повышена. Физиологические системы организма пытаются восстановить нормальную деятельность. Температура тела и кровяное давление возвращаются к норме. Вторая стадия приводит либо к стабилизации, либо сменяется последней стадией – истощением.
  3. Стадия истощения: если стресс отличается интенсивностью или продолжительностью то наступает 3-я стадия, которая может завершиться гибелью организма, Во время 3 стадии организм испытывает слишком большую нагрузку, и снова возникают симптомы первой фазы. Организм больше не способен справиться с ними, в результате чего развивается физическое расстройство (например, язва желудка ).
Читайте также:  Чем опасна задержка речевого развития?

У адаптационного синдрома есть и физиологические признаки: увеличиваются кора надпочечников, уменьшается вилочковая железа, селезёнка и лимфатические узлы, нарушается обмен веществ а также изменяется состав крови ( лейкоцитоз, лимфопения, эозинопения ).

Какие существуют степени адаптации детей к условиям детского сада?

Закончился до ясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям.

У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома просился на горшок – в детском саду этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается. Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического развития, потере веса, иногда к заболеванию.

Выделяют три степени адаптации: лёгкую, средней тяжести и тяжёлую. При легкой адаптации отрицательное эмоциональное состояние длится недолго. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение первого месяца после поступления в детский сад по мере привыкания к новым условиям все нормализуется.

  • Ребенок как правило не заболевает в период адаптации.
  • При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями.
  • Заболевание длится 7-10 дней и завершается без каких-либо осложнений.

Самой нежелательной является тяжелая адаптация, когда эмоциональное состояние ребенка нормализуется очень медленно (иногда этот процесс длится несколько месяцев). В этот период ребенок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения.

Тяжелая адаптация отрицательно влияет как на состояние здоровья, так и на развитие детей. От чего же зависит характер и длительность адаптационного периода? Исследования педагогов, медиков показывают, что характер адаптации зависит от следующих факторов: Ø возраст ребенка. Труднее адаптируются к новым условиям дети в возрасте от 10-11 месяцев до 2-х лет.

После 2-х лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к этому возрасту они становятся более любознательными, хорошо понимают речь взрослого, у них более богатый опыт поведения в разных условиях. Ø состояния здоровья и уровня развития ребенка.

  1. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации.
  2. Ø сформированности предметной деятельности.
  3. Такого ребенка можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями.
  4. Ø индивидуальных особенностей.
  5. Дети одного и того же возраста по разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду.

Одни дети плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение ребенка меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребенок с интересом следит за игрой товарищей. Другие, наоборот в первый день внешне спокойны.

Что такое адаптация какие виды адаптации различают?

Содержание —

  • 1 Виды адаптации
  • 2 Адаптация в кибернетике
  • 3 В культуре
  • 4 См. также
  • 5 Примечания

Адапта́ция ( лат. adapto «приспособляю») — приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям внешней среды. Процессы адаптации направлены на сохранение гомеостаза,

Каковы основные признаки средней степени адаптации ребенка к условиям детского сада?

Автор: Солнцева Алена Валерьевна УРОВНИ И КРИТЕРИИ АДАПТАЦИИ В ДЕТСКОМ САДУ.РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ. Основные критерии адаптации ребенка к условиям детского сада к основным критериям адаптации относятся: — поведенческие реакции; — уровень нервно-психического развития; — заболеваемость и течение болезни; — главные антропометрические показатели физического развития.

Различают четыре степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду: 1) легкая адаптация: ребенок активен, внешних изменений нет, сдвиги в поведении нормализуются в течение 1-2 недель; 2) средняя адаптация: в течение всего периода настроение может быть неустойчивым, может наблюдаться отсутствие аппетита, кратковременность, беспокойность сна.

Этот период длится 20-40 дней; 3) тяжелая адаптация: ребенок болеет, теряет в весе, появляются патологические привычки. Длится от двух до шести месяцев; 4) очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.

Как бы мы ни готовили ребенка к яслям, все равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса. Это проявляется в отказе от пищи, негативном эмоциональном состоянии, ухудшении самочувствия. Малыш беспокойно спит или не спит вообще, жмется к взрослым или, наоборот, отказывается от контактов с ними.

Влияет на адаптацию тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро и легко привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и поэтому не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстрее одеться, поесть, выполнить задание.

  • Их часто подгоняют, подстегивают, не давая возможности побыть самим собой.
  • Важен и вопрос организации периода адаптации.
  • Так, проведение приема детей в ДОУ заранее – весной – дает возможность реализовать назначение, которое родители получили от педагога – психолога и таким образом приблизить домашние условия к условиям детского сада.

Также большую роль играет правильно построенная работа с родителями, о которой будет рассказано в следующей главе. В детском учреждении воспитатель ведет наблюдение за каждым ребенком, фиксируя результаты в листах адаптации. В периоде адаптации также очень важны комплексные оздоровительно – воспитательные мероприятия.

  1. Процесс адаптации управляем, и дает свои положительные результаты.
  2. Уровни и критерии адаптации Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям.
  3. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным.

При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт и внешняя адекватность поведения. В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса: 1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии; 2) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами; 3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.