Какие трудности возникают в период адаптации детей к обучению?

Какие трудности возникают в период адаптации детей к обучению
Трудности школьного адаптационного периода — Адаптация к школе — это процесс физического и психологического привыкания ребенка к новым социальным условиям в рамках учебного учреждения и переход к систематическому школьному обучению. Длительность периода зависит от многих факторов и в среднем занимает 3-6 месяцев.

  1. Первый класс считается самым важным годом в жизни школьника.
  2. Правильная адаптация положительно влияет на учебный процесс, мотивирует к получению новых знаний, позволяет легко влиться в новый коллектив и завести друзей.
  3. Привыкнуть к школе после садика сложно практически всем.
  4. В дошкольном возрасте от ребёнка не требовалось особой дисциплины, занятия проходили в игровой форме, было время побегать и отводился час для сна и отдыха.

В первом классе привычный режим жизни меняется, и детям приходится подстраиваться под изменившиеся условия. Ребёнок попадает под влияние совокупно воздействующих на его психику факторов:

нового распорядка дня; ограничения на подвижные игры в школе; необходимости выстраивания отношений с одноклассниками и учителем; новой обстановки и непривычных для ребёнка обязанностей.

Первая неделя занятий бесплатно! Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат! начать заниматься! Адаптация к школе сложнее протекает у детей с индивидуальными особенностями нервной системы. В группу риска входят:

Гиперактивные малыши. Концентрация внимания у них снижена, в силу особенностей психики им необходимо постоянно двигаться, и высидеть целый урок за партой для них – настоящий подвиг. Такие первоклассники чаще всего нарушают порядок в школе и первые месяцы учёбы практически не усваивают новый материал. Дети с повышенным порогом утомляемости. Обусловлено это может быть индивидуальными особенностями личности или хроническими заболеваниями. Школьники с повышенной утомляемостью не могут долго концентрироваться на выполнении заданий, что снижает их успехи в учёбе. Одарённые первоклассники. До поступления в школу у таких дошкольников уже есть обширный запас знаний, и первые месяцы в школе им может быть просто скучно. Из-за этого они могут баловаться, не слушать учителей. Именно таким первоклассникам часто рекомендуют перейти на индивидуальную программу обучения, в том числе дистанционно.

Проблемы адаптации в школе могут быть связаны с повышенными требованиями родителей. Не стоит ждать от ребёнка невозможного — привыкание может занять не один месяц, и это считается нормальным. Комментарий психолога: В статье очень много сказано об адаптации дошкольника к обучению в первом классе.

В чем заключаются трудности адаптации детей к школе?

Режимные трудности (они заключаются в относительно низком уровне произвольности регуляции поведения, организованности); коммуникативные трудности ( чаще всего наблюдаются у детей, имеющих малый опыт общения со сверстниками, проявляются в сложности привыкания к классному коллективу, к своему месту в этом коллективе);

В чем заключается период адаптации первоклассника к школе?

Трудности школьного адаптационного периода — Адаптация к школе — это процесс физического и психологического привыкания ребенка к новым социальным условиям в рамках учебного учреждения и переход к систематическому школьному обучению. Длительность периода зависит от многих факторов и в среднем занимает 3-6 месяцев.

  1. Первый класс считается самым важным годом в жизни школьника.
  2. Правильная адаптация положительно влияет на учебный процесс, мотивирует к получению новых знаний, позволяет легко влиться в новый коллектив и завести друзей.
  3. Привыкнуть к школе после садика сложно практически всем.
  4. В дошкольном возрасте от ребёнка не требовалось особой дисциплины, занятия проходили в игровой форме, было время побегать и отводился час для сна и отдыха.

В первом классе привычный режим жизни меняется, и детям приходится подстраиваться под изменившиеся условия. Ребёнок попадает под влияние совокупно воздействующих на его психику факторов:

нового распорядка дня; ограничения на подвижные игры в школе; необходимости выстраивания отношений с одноклассниками и учителем; новой обстановки и непривычных для ребёнка обязанностей.

Первая неделя занятий бесплатно! Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат! начать заниматься! Адаптация к школе сложнее протекает у детей с индивидуальными особенностями нервной системы. В группу риска входят:

Гиперактивные малыши. Концентрация внимания у них снижена, в силу особенностей психики им необходимо постоянно двигаться, и высидеть целый урок за партой для них – настоящий подвиг. Такие первоклассники чаще всего нарушают порядок в школе и первые месяцы учёбы практически не усваивают новый материал. Дети с повышенным порогом утомляемости. Обусловлено это может быть индивидуальными особенностями личности или хроническими заболеваниями. Школьники с повышенной утомляемостью не могут долго концентрироваться на выполнении заданий, что снижает их успехи в учёбе. Одарённые первоклассники. До поступления в школу у таких дошкольников уже есть обширный запас знаний, и первые месяцы в школе им может быть просто скучно. Из-за этого они могут баловаться, не слушать учителей. Именно таким первоклассникам часто рекомендуют перейти на индивидуальную программу обучения, в том числе дистанционно.

Проблемы адаптации в школе могут быть связаны с повышенными требованиями родителей. Не стоит ждать от ребёнка невозможного — привыкание может занять не один месяц, и это считается нормальным. Комментарий психолога: В статье очень много сказано об адаптации дошкольника к обучению в первом классе.

Когда прекращается процесс адаптации в школе?

Традиционно в сентябре уделяется большое внимание началу учебного года в школе. И особенно ярким событием праздник знаний становится для первоклассников. Однако одновременно с началом учебного года возникают и новые, связанные с ним проблемы, наиболее актуальной из которых является проблема адаптации, Первый год обучения в школе – чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка.

  • Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка.
  • Термин «адаптация» имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.
  • Психологическая адаптация ребенка к школе охватывает все стороны детской психики: личностно-мотивационную, волевую, учебно-познавательную.

Понятие адаптации включает три составляющие: — физиологическую, — психологическую, — социальную (личностную). Все составляющие понятия адаптации взаимосвязаны и успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций свидетельствуют о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка к обучению.

Однако недостатки формирования любой из них сказываются на самочувствии и состоянии здоровья первоклассника, успешности его обучения, его работоспособности, способности взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и, что немаловажно, в умении подчиняться школьным правилам. По степени адаптированности детей можно условно разделить на три группы.

Первая группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети хорошо осваиваются в школе, быстро вливаются в коллектив. Они спокойны, доброжелательны, добросовестны и легко выполняют все требования учителя. Дети с хорошей адаптивностью к концу октября полностью осваиваются и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом.

Вторая группа детей имеет более длительный период адаптации. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники часто приносят в школу игрушки, играют на уроках, конфликтуют, на замечания учителя реагируют неадекватно – слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы.

У таких детей период адаптации заканчивается только к концу первого полугодия. Третья группа – дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы.

Читайте также:  Как считается отпуск в детском саду?

Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя: они «мешают» работать в классе. Такое поведение имеет свое объяснение и часто нуждается в психологической коррекции.70 Здоровье семьи — возможность получить от жизни удовольствие. В период приспособления ребенка к школе наиболее значимые изменения происходят в его поведении.

Как правило, индикатором трудностей адаптации являются такие изменения в поведении, как чрезмерное возбуждение и даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессия и чувство страха, нежелание идти в школу.

Что является главным фактором социальной адаптации в школе?

Вестник Нижегородского университета им.Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2015, № 4 (40), с.111-121 111 УДК 316.3 ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ © 2015 г.Д.В. Шлыкова Нижегородский госуниверситет им.Н.И. Лобачевского dashutkal@yandex.ru Поступила в редакцию 23.04.2015 Рассматриваются проблемы адаптации учеников к школе на разных этапах обучения: в первом, пятом и десятом классах.

Период адаптации ребенка на каждом этапе имеет свои специфические особенности. Каждая из категорий учеников находится на рубежном кризисном этапе. От успешности периода адаптации к школе зависит становление личности ребенка и его социализация в обществе. Неотъемлемым фактором адаптации ребенка к школе является взаимодействие с педагогами и одноклассниками.

Классные руководители и учителя-предметники выступают особой группой, оказывающей влияние на адаптацию и социализацию ребенка на этапе взаимодействия со школой. Учителя должны стать поддержкой и опорой для каждого ребенка в классе, помочь ему с преодолением трудностей.

  • Ключевые слова: адаптация, социализация, дезадаптация, школа, семья, социальный педагог, учитель-предметник, классный руководитель.
  • Процессы приспособления индивида к новым условиям во многом зависят от его эмоционального состояния, психологического и физического здоровья и успешности становления личности.

Для ребенка, например, это социализация в обстановке либо в условиях, которые для него оказываются наиболее благоприятными и комфортными. Адаптация играет огромную роль в самореализации человека, от ее успешности и правильности зависит дальнейшее достижение поставленных целей, степень реализации планов и задач, функционирование личности в социуме и новой среде.

Взрослый человек может вполне самостоятельно определить степень своей адаптирован-ности к новой среде, основываясь на своих ощущениях, насколько комфортно или дискомфортно он ощущает себя. Процесс адаптации направлен на поддержание и сохранение согласованной деятельности систем организма и психического состояния индивида в меняющихся условиях.

От успешности протекания процесса адаптации, от того, насколько спокойно и стабильно человек чувствует себя в социуме, зависит степень самореализации и социального развития человека. По внешнему поведению человека можно оценить уровень его вхождения в новую среду и степень адаптированности в обществе в определенный период времени.

  1. Адаптация как социальный процесс раскрывает естественное, природное развитие внутренних возможностей человека в различных условиях среды его жизнедеятельности.
  2. Она позволяет человеку выражать свою естественную самореализацию и социализацию.
  3. Обучение в школе на всех этапах является сложным периодом в жизни ребенка.

Ключевая особенность социального положения ученика, школьника состоит в том, что его обучение является обязательной, социально значимой деятельностью. За результативность данного процесса ребенок несет ответственность перед учителем, школой, семьей. Каждая из этих групп агентов социализации на каждом этапе школьного обучения по-разному проявляет свои качества и характеристики, необходимые для помощи детям, для их поддержки в новых условиях.

Как проходит адаптация первоклассников?

Физиологическая адаптация — Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов:

  • Первые 2-3 недели обучения на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.
  • Далее — неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.
  • После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Продолжительность всего периода адаптации первоклассника варьируется от 2 до 6 месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей ученика. Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также капризность детей дома, снижение способности к саморегуляции поведения, частая смена настроения,

Сколько проходит адаптация в 1 классе?

Адаптация в 1 классе — Первый раз в первый класс! Сколько восторга светится в глазах дошколят, когда они впервые переступают порог школы. А с каким нетерпением ребенок ждет того момента, когда он сядет за парту и начнет учиться! Но проходит неделя-другая, и от былой восторженности не остается и следа.

  • Выясняется, что все не так радужно, как представлялось.
  • Ребенок сталкивается с первыми трудностями и эмоциональная приподнятость исчезает.
  • Приходится привыкать к новым требованиям, повышенным нагрузкам и жесткой дисциплине.
  • Этот период привыкания и называют адаптацией.
  • Период адаптации у первоклассников обычно тянется от двух недель до полугода.

Все зависит от темперамента ребенка, его коммуникабельности, уровня развития. Немаловажную роль играет тип учебного заведения, уровень сложности программы, по которой будет проходить обучение. На этом этапе очень важно внимание и поддержка взрослых — и учителей, и родителей.

Что такое адаптационный период?

Адаптационный период Вашего ребенка к условиям Детского сада — Какие трудности возникают в период адаптации детей к обучению Ранний возраст имеет исключительно большое значение в развитии человека. В этот период закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности: познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая направленность и многие другие. Какие трудности возникают в период адаптации детей к обучению Попробуем разобраться, почему так происходит и как облегчить адаптацию ребят в детском саду. Вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям.

Читайте также:  Можно ли пропускать садик без уважительной причины?

У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического развития, потере веса, иногда к заболеванию.

Выделяют три степени адаптации : лёгкую, средней тяжести и тяжёлую. При легкой адаптации отрицательное эмоциональное состояние длится недолго. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение первого месяца после поступления в детский сад по мере привыкания к новым условиям все нормализуется.

При а даптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. Заболевание длится 7-10 дней и завершается без каких-либо осложнений. Самой нежелательной является тяжелая адаптация, когда эмоциональное состояние ребенка нормализуется очень медленно (иногда этот процесс длится несколько месяцев).

В этот период ребенок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения. Тяжелая адаптация отрицательно влияет как на состояние здоровья, так и на развитие детей. От чего же зависит характер и длительность адаптационного периода? Исследования педагогов, медиков показывают, что характер адаптации зависит от следующих факторов : • возраст ребенка.

Сколько существует видов адаптации первоклассников к условиям школьной жизни?

Адаптация первоклассника: виды адаптации и её особенности Тревожность за своего маленького ученика знакома практически каждому родителю первоклассника. Но то, что переживают мамы и папы ребёнка, который только собирается в первый класс, порой описать сложно.

Необходимо получить грамотные ответы на самые волнующие вопросы: как ваш малыш начнёт свою школьную жизнь, насколько легко пройдёт процесс адаптации к новым условиям и правилам школьной жизни, поладит ли с одноклассниками, будет ли хороший контакт с первой учительницей? Прежде чем говорить про этапы и трудности адаптации первоклассников, необходимо разобраться в том, что мы называем адаптацией и каковы её виды.

Что такое адаптация ребёнка к школе? Прежде всего, это переход к систематическому обучению, главенствующую роль в котором играет механизм социализации личности. Попросту говоря, то, как ваш ребёнок усваивает образцы (стереотипы) поведения в новом коллективе, нормы и взгляды, принятые в новом для него школьном сообществе.

Каждый первоклассник переживает данный жизненный этап по-своему, как раз в зависимости от своих психологических и анатомо-физиологических особенностей. Вот почему у одних детишек длительность адаптации протекает от двух недель до двух месяцев (высокий уровень адаптации), а другим требуется весь учебный год.

В связи с этим выделяют два вида адаптационного процесса:

физическая адаптация; психологическая адаптация.

В своём родительском стремлении оценить психологическую готовность малыша к школе не стоит забывать и о физиологии детей, которая является не менее значимой и напрямую влияет на успешность адаптации. Физическая адаптация Итак, начнём с физиологии детей семи лет.

быстрее развивается интеллект, улучшается память; развиваются сложные координационные движения мелких мышц, благодаря чему становится возможным письмо. К слову, максимального развития координации ребёнок достигает к 12 годам. Так что сильно переживать о том, что у кого-то получается лучше, не стоит; продолжается совершенствование функций организма ребёнка. В этой связи особенно важно помнить о том, что развитие нервной и кровеносной систем (сердца и сосудов) первоклассника идёт полным ходом и нагрузки оказывают непосредственное влияние на состояние здоровья.

При оценке физической адаптации родители должны обратить внимание на такие параметры физиологии своего ребёнка, как:

ежедневное самочувствие; работоспособность; сон (наличие нарушений сна); аппетит (отмечается изменение или нет); заболевания (появление новых либо учащение эпизодичности); ситуация с хроническими заболеваниями (отмечают обострения).

Несомненно, одним из важнейших подходов к организации учебно-воспитательного процесса должен стать здоровьесберегающий подход. И здесь, помимо роли образовательных стандартов и непосредственно школы и учителя, следует сказать о большой роли в организации данного подхода именно родителей.

Что понимается под адаптацией ребенка с Овз?

В ГБУ ТЦСО «Южнопортовый» филиале «Лефортово» в Отделении социальной реабилитации детей-инвалидов специалистами проводятся занятия с детьми по разным темам и напрвлениям. Сегодня хотим поделиться социальной адаптации детей-инвалидов. Под социальной адаптацией детей понимают специально организованный непрерывный образовательный процесс привыкания ребенка к условиям социальной среды через усвоение им правил и норм поведения, принятых в обществе.

Если же речь идет о детях с психологическими травмами и инвалидах, то необходимы специальные меры социальной адаптации и реабилитации, которые смогут обеспечить этим категориям детей не только вхождение в социум, но и реализацию их творческих способностей и рабочего потенциала. С точки зрения социальной адаптации, группа детей-инвалидов является наиболее проблемной из-за ограниченности их возможностей.

Процесс интеграции детей – инвалидов с интеллектуальной недостаточностью осложнен в первую очередь тем, что современный детский, а иногда и взрослый коллектив не готов принять инвалида таким, каков он есть. Первое социальное общество, в которое попадает ребенок – это дошкольное образовательное учреждение и первая проблема, с которой сталкивается семья ребенка-инвалида – это тяжелый процесс адаптации, обусловленный особенностями психофизиологического развития.

По данным ЮНЕСКО численность детей-инвалидов во всем мире составляет около 3% всех детей, и с каждым годом их число растет, что говорит о необходимости разрабатывать эффективные меры по их социальному приспособлению к жизни общества. Проблема социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов имеет не только социальное, экономическое и политическое значение, но и морально-этическое.

Повышение качества жизни детей с ограниченными возможностями может быть достигнуто путем предоставления им в соответствии с возрастом возможности участвовать в жизни общества. Успешная социальная адаптация детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) позволяет этой категории детей быстрее приспособиться к нормальной жизни, восстановить их социальную ценность и усилить гуманные тенденции в обществе.

Достигнув возраста 7-8 лет, дети-инвалиды попадают в совершенно новую для себя среду – образовательных учреждений. Начало посещения школы требует от ребенка приспособления к новой социальной среде, налаживания контактов со взрослыми и сверстниками, развития гибкости поведения и адаптивных механизмов.

Социально-психологическая адаптация детей происходит по-разному и напрямую зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, стиля воспитания в семье и взаимоотношений между ее членами, уровня развития игровых навыков, контактности, доброжелательности и эмоциональной зависимости ребенка от матери.

Читайте также:  Чем опасна задержка речевого развития?

Какая наука изучает проблемы адаптации ребенка в новом коллективе?

Какие трудности возникают в период адаптации детей к обучению Самое главное – причина по которой ваш ребенок оказался в новом коллективе. Мы разберём наиболее распространённые:

переход в 10 класс; смена школы или переход в другой параллельный класс.

Очень важной для современного 10 класса является проблема адаптации к новому коллективу, поскольку мало кто при обучении в 10 классе остается в том же самом коллективе, в котором учился до этого. Некоторые ученики меняют школу на лицей или гимназию, кто-то просто переходит в параллельный класс той же самой школы. Какие трудности возникают в период адаптации детей к обучению Рекомендации для родителей как помочь подростку быстрее адаптироваться в новой школе: 1. Желательно заняться выбором новой школы заранее, до начала занятий. Осмотрите несколько вариантов, пообщайтесь с учителями. Важно «уловить» атмосферу, царящую в школе, «разведать» обстановку.2.

  1. Обязательно побеседуйте с директором.
  2. Он сможет дать большое количество полезной информации.3.
  3. Познакомьтесь с классным руководителем.
  4. Беседуя, расскажите о своем ребенке: перечислите его достижения, склонности, укажите слабые стороны.
  5. Важно донести информацию о нем не только как об ученике, но и составить личностный портрет: расскажите об особенностях темперамента и характера.4.

Расскажите ребенку о школе, которую выбрали и аргументируйте свое решение. Какие трудности возникают в период адаптации детей к обучению 5. Очень эффективный психологический прием – обеспечить подростку авторитет в классе, используя свое положение или профессиональные возможности. Например, если вы можете устроить интересную экскурсию или организовать для класса незабываемую поездку, то авторитет вашего ребенка в разы возрастет.6.

  • До начала школьных занятий проконсультируйтесь с психологом.
  • Психодиагностика, проведенная грамотным специалистом, поможет выявить слабые и сильные черты у ребенка.
  • На сильные стороны личности нужно будет опираться, вливаясь в новый коллектив, а вот слабые стороны самое время подтянуть.
  • Психолог, учитывая личностные особенности ребенка, может дать советы, как лучше вести себя с одноклассниками и педагогами.7.

Умение произвести первое впечатление – залог успешного взаимодействия. Объясните подростку: то, как он себя поведет на этапе знакомства, определит отношение к нему в дальнейшем. Важно показать одноклассникам дружелюбный и позитивный настрой. Какие трудности возникают в период адаптации детей к обучению Итак, соблюдая рекомендации, родители могут максимально облегчить переход в новый класс (школу): подросток быстрее адаптируется и вольется в новый коллектив.

Какой период соответствует средней тяжести адаптации?

Адаптация детей 3-4 лет к дошкольному учреждению. Адаптация — это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и отношениями. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется.

  1. длительное нахождение в большом коллективе детей, часть из которых неприятна ребенку;
  2. строгие, непривычные дисциплинарные правила, за невыполнение которых наказывают;
  3. фрустрация каких-то потребностей ребенка;
  4. общение сразу со многими взрослыми людьми, часть из которых ребенку неприятна, зависимость от них.

А.И. Захаров подчеркивает, что в начале посещения ДОУ адаптационный стресс изменяет реактивность (защитные силы организма), и ребенок начинает часто болеть ОРЗ, бронхитами, инфекциями. К тому же у плохо адаптированных детей старшего дошкольного возраста больше вероятность появления или закрепления психомоторных нарушений (тиков, заикания). Выделяют три варианта адаптации:

  1. легкая адаптация – поведение ребенка нормализуется в течение 10-15 дней;
  2. адаптация средней тяжести – в течение месяца;
  3. тяжелая адаптация – требуется от 2 до 6 месяцев

У немногих детей адаптация к условиям ДОУ протекает в легкой форме. При этом в течение первых двух недель возможны следующие проявления: кратковременное нарушение настроения, снижение речевой и игровой активности, ухудшение сна и аппетита, незначительные нарушения поведения.

Адаптация средней степени (у большинства детей) характеризуется более значительными и длительными (до месяца) нарушениями поведения, может заметно ухудшиться общее самочувствие, возникнут легкие (продолжительностью 7-10 дней, без осложнений) заболевания. При тяжелой форме адаптации привыкание ребенка проходит длительно (несколько месяцев) и сложно.

В этом случае изменение образа жизни чаще всего приводит к нарушению психоэмоционального состояния малыша, что выражается в тревоге, напряженности, беспокойстве или заторможенности; ребенок отказывается от еды (так как испытывает тошноту), в часы отдыха не может уснуть, плачет; часто и подолгу болеет (с осложнениями).

В чем суть физиологической адаптации?

Физиологическая адаптация – это приспособления в процессах жизнедеятельности организмов, которые помогают им выживать в конкретной среде обитания. Если организм попадает в непривычную ему среду или привычная среда резко изменяется, то эти приспособления становятся ненужными и уже не способны помогать выживанию.

Какой период соответствует средней тяжести адаптации?

Адаптация детей 3-4 лет к дошкольному учреждению. Адаптация — это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и отношениями. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется.

  1. длительное нахождение в большом коллективе детей, часть из которых неприятна ребенку;
  2. строгие, непривычные дисциплинарные правила, за невыполнение которых наказывают;
  3. фрустрация каких-то потребностей ребенка;
  4. общение сразу со многими взрослыми людьми, часть из которых ребенку неприятна, зависимость от них.

А.И. Захаров подчеркивает, что в начале посещения ДОУ адаптационный стресс изменяет реактивность (защитные силы организма), и ребенок начинает часто болеть ОРЗ, бронхитами, инфекциями. К тому же у плохо адаптированных детей старшего дошкольного возраста больше вероятность появления или закрепления психомоторных нарушений (тиков, заикания). Выделяют три варианта адаптации:

  1. легкая адаптация – поведение ребенка нормализуется в течение 10-15 дней;
  2. адаптация средней тяжести – в течение месяца;
  3. тяжелая адаптация – требуется от 2 до 6 месяцев

У немногих детей адаптация к условиям ДОУ протекает в легкой форме. При этом в течение первых двух недель возможны следующие проявления: кратковременное нарушение настроения, снижение речевой и игровой активности, ухудшение сна и аппетита, незначительные нарушения поведения.

  1. Адаптация средней степени (у большинства детей) характеризуется более значительными и длительными (до месяца) нарушениями поведения, может заметно ухудшиться общее самочувствие, возникнут легкие (продолжительностью 7-10 дней, без осложнений) заболевания.
  2. При тяжелой форме адаптации привыкание ребенка проходит длительно (несколько месяцев) и сложно.

В этом случае изменение образа жизни чаще всего приводит к нарушению психоэмоционального состояния малыша, что выражается в тревоге, напряженности, беспокойстве или заторможенности; ребенок отказывается от еды (так как испытывает тошноту), в часы отдыха не может уснуть, плачет; часто и подолгу болеет (с осложнениями).

Что относится к социальной адаптации?

Социальная адаптация – процесс приспособления личности или социальной группы к новой среде жизнедеятельности путем активного ее усвоения. В социальной работе учитываются различные виды адаптации, влияющие на развитие человека.