Когда нужно бить тревогу если ребенок не разговаривает?

Когда нужно бить тревогу если ребенок не разговаривает
Многие родители не замечают, что их ребенок плохо говорит, так как просто не знают, как должна развиваться речь у детей определенного возраста. Ребенок разговаривает, общается, задает вопросы, но о том, КАК он произносит слова (переставляет слоги, заменяет звуки), родители часто не задумываются.

Часто родители считают, что эти проблемы пройдут сами собой и их ребенок со временем догонит сверстников. Как правило, они ошибаются. Если ребенок в возрасте 3-4 лет говорит неправильно или вообще не говорит, то нужно бить тревогу. В возрасте от года до 5-6 лет у детей происходит становление звукопроизношения.

Сначала ребенок «коверкает» слова, искажает, но по мере овладения речевыми звуками произношение слов все более и более уточняется, постепенно приближается к норме. В первые годы жизни из-за «незрелости» речевых органов ребенок может правильно произносить лишь самые простые по артикуляции звуки: А, О, Э, М, Б, П.

  1. Из них ребенок составляет первые слова: папа, мама, баба.
  2. Несколько позднее усваиваются другие звуки: И, Ы, У, Ф, В, Т, Г, К, Д, Н, Х, Й.
  3. Этими звуками ребенок овладевает в период от года до трех лет.
  4. Более сложные по артикуляции согласные звуки (С, З, Ц, Ш, Щ, Ж, Ч) появляются лишь в возрасте от 3 до 5 лет.

До этого они или полностью отсутствуют в речи детей, или заменяются более простыми звуками. Самые сложные звуки (Р, Л) появляются у большинства детей в период от 5 до 6 лет. Становление звукопроизношения в норме заканчивается к 5-6 годам. Следовательно, ни один нормально развивающийся ребенок не должен прийти в школу с дефектами в произношении звуков.

Что если ребенок не говорит в 3 года?

Опасно ли ОНР первой степени? — Когда нужно бить тревогу если ребенок не разговаривает Само ОНР неопасно, но если вовремя не начать коррекцию, то последствия могут быть серьезными. Логопеды и неврологи утверждают, что до 3-х лет не стоит переживать. Но если вашему ребенку уже есть 3, а он не говорит вообще или только сказал первое слово в этом возрасте, это может быть сигналом о задержке речевого развития.

Если игнорировать проблему дальше, она будет усугубляться. На фоне недоразвития речи может нарушиться психическое развитие: мышление станет заторможенным, ухудшиться концентрация внимания и память, нарушится координация движений. ⠀ У ребенка упадет успеваемость в школе, снизится самооценка и появятся комплексы, он станет замкнутым и склонным к депрессии.

Чтобы этого не случилось, желательно выявить проблему как можно раньше и начать действовать.

Почему ребенок долго не начинает говорить?

1. Причины физиологического характера — Малыш может молчать вследствие недоразвития речевого аппарата и низкого тонуса мышц, отвечающих за артикуляцию. Это может быть связано с особенностями строения, физиологического развития, а также наследственности. Речевое развитие ребенка тесно связано с его двигательной активностью,

  • Двигательное развитие в начале жизни является своеобразным «локомотивом», который запускает в дальнейшем многие когнитивные процессы, в том числе речь.
  • Если малыша ограничивали в движении, или по каким-то причинам (болезни, особенности строения опорно-двигательного аппарата, мышечное недоразвитие и т.д.) он не мог активно физически и моторно развиваться, то это скажется в дальнейшем на формировании его речи.

Недоразвитие мелкой моторики также влечет за собой трудности в говорении.

Почему некоторые дети начинают поздно говорить?

Маленькие молчуны — В советское время дети начинали говорить к году, к трем — общаться простыми фразами и предложениями. Теперь же эти сроки заметно отодвинулись. «Можно сказать, что растет поколение неговорящих детей, – говорит учитель-логопед Ирина Павлович, – В последнее время мы наблюдаем увеличение количества таких детей и усложнение структуры дефекта, то есть когда у одного ребенка имеется несколько нарушений одновременно.

К нам обращаются родители детей от трех до семи лет. К сожалению, не все дети своевременно получают помощь. Часто родители ждут, что речь все же появится сама, и приводят к нам деток пяти-шести лет, у которых лишь лепетная речь либо отсутствует понимание речи. В этой ситуации важный период в развитии уже упущен, и не всегда хватает времени компенсировать пробелы к школе».

Такие задержки в развитии речи связаны со многими факторами. Во-первых, сегодня значительно вырос уровень выхаживания недоношенных детей и сохранения беременности. Если раньше срабатывал естественный отбор, то теперь все по-другому. По данным ВОЗ, стало больше детей с аутизмом, нарушением эмоционально-волевой сферы.

Почему сейчас дети позже начинают говорить?

В каком возрасте дети должны начинать говорить? Если ребенок не хочет говорить в два года, нужно ли бить тревогу? Сейчас дети начинают говорить позже, чем их сверстники лет 15 — 20 назад. Это связано и с экологией, и с особенностями течения беременности у мамы и с осложнениями в родах.

  • Из 10 детей, хорошо говорящих на свой возраст 2-3 человека, остальные с различными задержками речи.
  • К двум годам у ребенка должны быть простейшие фразы из двух слов: мама дай, мама иди, кто пришел и т.д.
  • Мальчики начинают говорить позже, чем девочки, ближе к 2,5 к 3 годам.
  • Если к трем годам ребенок говорит буквально 10-15 слов, на связывает слова в фразы, это уже задержка.

К кому мама должна в первую очередь обратиться, если что-то в развитии речи ее настораживает? У каждого ребенка есть лечащий доктор, который наблюдает его с рождения, видит, как он развивается, когда начинает держать головку, переворачиваться и т.д. Если ребенок все делает с задержкой, если что-то не так было во время беременности и родов, с большой вероятностью будут и проблемы с развитием речи.

Обычно к логопеду отправляет педиатр или невролог. Хорошие результаты получаются именно при комплексном подходе к проблеме. Невролог может назначить препараты, обследования, возможно, потребуется сделать энцефалограмму головного мозга, доплер шейного отдела позвоночника. Логопед посоветует специальные упражнения, гимнастику, логопедический массаж.

Что должны родители делать для того, чтобы у ребенка не было проблем с речью? Речевые зоны у нас находятся на кончиках пальцев, есть простые упражнения, которые может делать любая мама: катать по ладони ребенка маленький массажный мячик с пупырышками, рассказывая стишок или потешку.

Особое внимание нужно уделять подушечкам пальцев. Мелкая моторика тесно связана с речью. Очень хорошо помогает лепка, игры с пластилином и крупами, когда крупинки вдавливаются пальцами в пластилиновый узор. Занимаясь изо дня в день пальчиковой гимнастикой, массажируя пальчики, мама помогает ребенку подготовиться к первым словам.

Если родители хотят, чтобы ребенок без проблем заговорил, нужно обязательно с ним заниматься даже в том возрасте, когда, казалось бы, до первых осмысленных слов еще далеко. Так же стоит уделить внимание развитию фонематического слуха. Фонемы это слова близкие по звучанию, например: крыса-крыша.

Развитие фонематического слуха у маленьких детей очень важно для формирования речи в дальнейшем, для профилактики дисграфии в школе. Есть простой способ для развития фонематического слуха. Можно насыпать в пустые бутылочки или баночки, например из под детских йогуртов, разные крупы: горох, манку, рис.

Если потрясти эти баночки, они будут звучать по разному. С ребенком можно угадывать, где какая крупа, меняя баночки, увеличивая их количество. С детьми постарше можно играть в повторение похожих звуков: за-за-са, за-са-за, ка-га –га, во-го-во и т.д. Какие еще упражнения полезны? Очень хорошие упражнения для формирования речевого выдоха.

Читайте также:  Что любят есть дети в 2 года?

Что назначает невролог при задержке речи?

Невролог может назначить такие обследования, как ЭЭГ, УЗДГ артерий головы, ЭхоЭГ. ЛОР-врач оценивает остроту слуха, определяет наличие аденоидных вегетаций.

В чем причина задержки речевого развития?

Причины возникновения ЗРР — Задержку развития речи вызывают десятки факторов, врачи делят их на три группы по времени воздействия неблагоприятных факторов. Таблица № 3. Причины ЗРР по времени воздействия

Период Когда возникает Значимые факторы
Пренатальный В период внутриутробного развития. Гипоксия плода, гидроцефалия, нарушение формирования головного мозга, врождённая патология органов слуха, речи.
Натальный Во время родов. Родовая травма, обвитие пуповиной, длительный безводный период.
Постнатальный После рождения. Нервно-психические расстройства, нейроинфекции, заболевания среднего и внутреннего уха, травма речеслухового или речедвигательного аппарата, черепно-мозговая травма, отставание развития костно-мышечных структур лица.

Задержка речевого развития в раннем возрасте возникает у:

  1. 80% детей, родившихся в результате беременности, протекавшей с осложнениями;
  2. 50% с перинатальным повреждением нервной системы;
  3. 55% испытавших проблемы во время рождения:
  • при использовании стимуляции в родах – отставание речи выявлено в 79% случаев;
  • после кесарева сечения – в 70%.

Определить, когда именно возникло нарушение в многих случаях не удаётся, поэтому чаще используют другую классификацию, в которой причины делят на биологические и социальные. Таблица № 4. Виды задержки речевого развития

Виды Причины Примеры
Биологические Перинатальное поражение головного мозга. Асфиксия или гипоксия в родах, внутриутробные инфекции, рождение раньше или позже срока.
Болезни в раннем детстве. Черепно-мозговые травмы, гипотрофия, нейроинфекции, частые ОРВИ и другие болезни.
Тугоухость Любые нарушения слуха, в том числе тубоотиты, вызванные аденоидитами.
Наследственность Медленное созревание речевых центров может быть обусловлено генетическими факторами.
Социальные причины задержки речевого развития у детей Невостребованность речевого общения. Ребёнок растёт в семье «молчунов», близкие практически не общаются друг с другом. Либо, напротив, родители предугадывают все желания малыша, поэтому ему незачем говорить.
Педагогическая запущенность. Никто не уделяет внимания младенцу: не играет с ним, не разговаривает в достаточной мере. Сюда же относится госпитализм, когда ребёнок много времени проводит один в больнице или другом социальном учреждении.
Психологическая травма. Сильный испуг, неблагоприятный климат в семье, другие стрессовые факторы.
Дисгармоничное воспитание. Доминирующая гиперпроекция, педагогическая непоследовательность.

Чем опасна задержка речевого развития?

ВАЖНО! Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.

Задержка речевого развития: причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения. Определение Становление нервной системы человека начинается на ранних этапах внутриутробного развития. Вместе с развитием нервной системы происходит формирование психики человека. Психическая деятельность относится к высшей нервной деятельности и требует для своей реализации участия многих структур головного мозга.

Речь – один из видов высшей нервной деятельности, который присущ только человеку, а речевые навыки начинают развиваться, когда ребенок попадает в среду общения людей друг с другом. Чем младше ребенок, тем интенсивнее происходит становление его психических функций, в том числе и речи.

  • Под задержкой речевого развития понимают замедление приобретения речевых навыков, овладения речью по сравнению со средневозрастными показателями.
  • В большинстве случаев выраженная задержка речи сопровождается нарушением зрительно-пространственных навыков и/или двигательной неловкостью.
  • Улучшение речевого развития может наблюдаться по мере взросления ребенка, однако легкая недостаточность часто остается на всю жизнь.

По мнению врачей, задержка речевого развития чаще отмечается у мальчиков, чем у девочек. Разновидности задержки речевого развития Речевое развитие может нарушаться в рамках глобальных нарушений психики, при которых страдают все сферы высшей нервной деятельности, а может быть изолированным, или селективным, т.е.

из всех психических функций нарушается исключительно речь. Речевое развитие может отставать у ребенка с самых первых этапов становления этой психической функции, а может замедлиться или приостановиться после периода относительного благополучия, когда формирование речевых навыков не вызывало опасений (синдром Ландау—Клеффнера).

Возможные причины задержки речевого развития Для нормального речевого развития необходима слаженная работа многих структур организма, в частности органов слуха, зрения, мышечного аппарат, челюстно-лицевых структур, органов дыхательной системы и, конечно, нервной системы.

С первых месяцев жизни ребенок следит за окружающими его людьми, слышит звуки речи и наблюдает за артикуляцией. Первые попытки освоения вербальной речи появляются, как правило, на втором-третьем месяце жизни в виде гуления, позже ребенок пытается произносить согласные, отдельные простые слоги, которые выливаются в лепет.

В процессе дальнейшего освоения речи и наблюдения за окружающими взрослыми ребенок пробует придавать определенные интонации произносимым слогам. Позже, примерно с 9-го месяца жизни, ребенок делает первые попытки произносить простейшие слова. Однако соотносить слово и его смысл ребенок начинает позже.

Что делать если ребенок не говорит в 4 года?

Ребенок не говорит в 4 года — При отсутствии речи в этом возрасте и позже ребенок уже должен быть под наблюдением специалистов и вести с ними работу над запуском речи. ЗРР в 4 года еще не является грубой патологией, но уже требует систематических занятий с логопедом-дефектологом и нейропсихологом.

Сколько лет дети начинают разговаривать?

Первое осмысленное слово появляется Онтогенез речевого развития в возрасте между 11 и 12 месяцам.

В каком возрасте мальчики начинают говорить?

Егор 6 ноября 2018 · 119,8 K Обычно, активное лепетание у детей происходит с 9 месяцев, они начинают произносить первые слоги. Процесс развития речи очень индивидуален и здесь нет строгих нормативов. Но к 3 годам, как правило, все дети начинают говорить.

Конечно, бывают исключения, в год кто-то может говорить до 10-12 слов. Огромное значение на развитие речи ребенка влияет окружающая обстановка. Необходимо больше общаться с ребенком, разговаривать с ним, объяснять словами свои действия и поступки.124,9 K Незнаю у меня ребенку 5 месяцев и она уже говорит мама ням ням начала говорить в 4 с половиной месяцев и вот 2 дня.

Читать дальше Комментировать ответ Комментировать Это очень индивидуально, кто-то заговорит на первом году жизни, а кто-то будет ждать трех лет. Многое зависит от темперамента ребенка, условий для развития и становления речи, домашней обстановки, социальных контактов, дополнительных языков.

Хотя специалистами отмечается, что мальчики начинают говорить позже, зато потом их речь грамматически правильнее, а словарный. Читать далее 6,2 K Комментировать ответ Комментировать Mothercare — широкий ассортимент товаров от известных брендов для новорожденных, детей до. · 6 дек 2021 · mothercare.ru Существует мнение, что мальчики начинают говорить позже, чем девочки.

На самом деле, оно имеет мало общего с действительностью, так как развитие речи у ребенка – очень индивидуальный процесс. Первые слоги малыш может начать произносить в период с 4 до 6 месяцев. Скорее всего, они будут неосознанные, случайные, но родители могут активнее общаться с ребенком, показывать.

  1. Читать далее 2,1 K Комментировать ответ Комментировать Игровая логопедия.
  2. Авторская методика Татьяны Грузиновой и Елизаветы Гуриной «Запуск речи.
  3. · 6 авг 2021 · speech-area.ru Добрый день! Серьезных исследований о том, что мальчики начинают говорить позже девочек — нет.
  4. Хотя среди мам такое доморощенное мнение встречается.

Как специалист, я бы отметила, что мальчики бывают разные :). Норма речи имеет континуум — нижняя, средняя, верхняя граница нормы. Отставание в 4 месяца, на которые ссылаются приверженцы мнения о том, что мальчики. Читать далее 3,8 K Комментировать ответ Комментировать Я бы не ставила так вопрос.

  1. Есть разные мальчики, есть разные девочки.
  2. У меня двое сыновей.
  3. Первый стал повторять за мной интоции слов уже в 8 месяцев.
  4. Он говорил, например, таапати.
  5. И я понимала, что это тапочки.
  6. К году он произносил очень много слов, вплодь до очень сложных — треугольник, квадрат, паровоз и других.
  7. К 1 году и 3 месяца он стал говорить сложными.

Читать далее 821 Комментировать ответ Комментировать Маркетолог, преподаватель, а также молодая мама. · 7 нояб 2018 Развитие речи у всех детей сугубо индивидуальное, сейчас норма речи немного сдвинулись, так как дети начинают говорить позже. Неврологи же утверждают, что к 2 годам не зависимо мальчик это или девочка, ребенок должен складывать предложение из двух слов.

Что должен говорить ребенок в 2.5 года?

Задержка речевого развития – одна из самых актуальных на сегодня проблем в детской неврологии, которая затрагивает, к сожалению, и абсолютно здоровых детей. Часто причиной возникновения у ребенка сложностей с речью становятся сами родители. Главный детский невролог Минздрава Тверской области Галина Анатольевна Зуева рассказывает, что делать и чего ни в коем случае не следует делать, чтобы ребенок заговорил правильно и вовремя. Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня наш разговор посвящен очень важной и актуальной проблеме – речевому развитию детей. В последние несколько лет мы все чаще слышим, что неговорящий в 2,5-3 года ребенок – это вариант нормы, что в этом нет ничего страшного, нужно немного подождать, и речь появится.

На самом деле, такой подход в корне не верен. Существуют физиологические нормы правильного речевого и психического развития, и очень важно отслеживать их соблюдение с самого рождения ребенка. Только в этом случае он сможет гармонично и полноценно развиваться. Основные этапы развития речи ребенка Начинать заниматься развитием речи малыша можно уже с первого дня его рождения.

Первое, на что нужно обратить внимание, – как ребенок плачет. Плач ребенка с самого рождения очень разный, особенно выразительным он становится к первому месяцу жизни, по нему можно понять, что малышу нужно: ему холодно, ему больно, он хочет есть или в туалет, а может, просто хочется, чтобы мама взяла на ручки.

  1. Если ребенок интонационно делает все правильно, то внимательная мама быстро учится понимать разницу и реагировать на эти «просьбы».
  2. В этом случае психическое, а затем и речевое развитие происходит гармонично.
  3. Если ребенок плачет монотонно, на одном и том же уровне, и плохо реагирует на голос, обратитесь за консультацией к врачу.

Если ребенок здоров и у него нет проблем со слухом, то в ответ на положительные эмоции на втором месяце жизни он начинает «гулить». Вместе с «гулением» появляется и первый смех – повизгивание в ответ на эмоциональное общение с взрослым. Звуки «гуления» уже отличаются определенным многообразием с преобладанием сочетаний гортанных и гласных звуков («гу», «ге», «ха» и т.д.) Этими звуками он пытается общаться, реагирует на происходящее вокруг него.

  1. Если малыш не начинает «гулить», обратитесь к врачу, возможно, у него проблема с ушками.
  2. С двух месяцев начинается период звукоподражания: кроха внимательно следит за мамиными губами, когда она с ним разговаривает, и как бы пытается повторять эти движения, но пока беззвучно.
  3. Так к 3,5-4 месяцам формируется истинное «гуление», где ребенок сосредотачивается на произносимом звуке, слоге, как бы слушает сам себя.

В период истинного «гуления» звуки становятся продолжительными, певучими и более многообразными. Наряду с гортанными и гласными все чаще возникают губные звуки и сочетания гласных с губными. К полугоду у ребенка появляется лепетная речь – он начинает произносить какие-то отдельные буквы, слоги.

Что должен говорить ребенок в 3 года?

Ранний возраст считается очень важным периодом в жизни ребенка. Это время наиболее бурных и стремительных изменений в психическом и физическом развитии малыша, ребенок делает первые шаги, учится говорить, начинает использовать жесты и другие коммуникативные средства.3 недели – 1 месяц – появляется крик, обозначающий эмоциональный дискомфорт, боль или голод.

При физическом напряжении ребенок кряхтит, издавая звуки «а», «э».2 — 3 месяца : у ребенка появляется гуление, он произносит простые звуки – « а», «у», «ы », иногда в сочетании с « г ». Это важный этап развития речи детей раннего возраста.4 — 6 месяцев – издает высокие певучие звуки, звуки восклицания, реагирует радостными звуками на лицо близких.6 — 9 месяцев — лепет, он повторяет одинаковые слоги («ма-ма-ма», «ба-ба-ба».

«дя-дя-дя», «гу-гу-гу»).9 — 11 месяцев – малыш начинает подражать звукам речи взрослых.11 – 14 месяцев – появляются первые осмысленные слова «мама», «папа», «баба», «дядя», от 8 до 14 слов. Соотносит слово с предметом К 2 годам в словарном запасе малыша имеется 100-200 слов.

  • Он уже строит предложение из 2-3 слов.
  • К 3 годам объем словаря увеличивается до 1000 слов за счет обогащения жизненного опыта ребенка.
  • Появляются простые предлоги: в, на, под, за, с, у.
  • Ребенок запоминает стихи, детские песенки.
  • К концу 3 года большинство детей умеет грамматически правильно строить предложение, вести диалоги, рассказывать что, что видели и слышали.

Важно знать: Не слушайте советов от других родителей, у которых дети начали говорить после 3 лет, что ребенок заговорит сам. Говорить то он будет, только вопрос в том, что это будет за речь, ее качество. Как определить признаки нарушений речи у ребенка? К концу 1 месяца ребенок не кричит перед кормлением К концу 4 месяца не улыбается, когда с ним разговаривает мама, не гулит.

К концу 5 месяца не прислушивается к звукам и музыке К концу 7месяца не реагирует на интонацию голоса, не узнает голос мамы «комплексом оживления» К концу 9месяца отсутствует лепет, ребенок не повторяет звукосочетания и слоги за взрослым К концу 1 года ребенок не машет ручкой, когда прощается, головой в знак отрицания.

Не произносит ни одного слова и не выполняет простые инструкции: «дай», «на», «возьми». К 1,5 годам не показывает и не называет маму и папу, не строит башню из кубиков, не дифференцирует звучащие игрушки, не использует указательный жест. К 2 годам не показывает части тела, не показывает маму и папу на фотографии, не выполняет двухступенчатую инструкцию (пойди на кухню и поставь тарелку на стол) К 2,5 годам не различает «большой — маленький», не общается с детьми.

Вирусные и эндокринные заболевания матери, угроза выкидыша, травмы, токсикоз, низкий уровень гемоглобина. Генетические аномалии, наследственная предрасположенность. Неблагоприятные роды. Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни Дети, которые получили при рождении низкие баллы по шкале Апгар

Точную причину нарушений определяет врач, а вид речевого нарушения – учитель-логопед.

Как запустить речь у ребенка 3 лет?

Звуковой жест — Если в работе с двухлетними малышами логопеды используют звукоподражание животным, то запуск речи в 3 года допускает оречевление действий. Например, «бух» — упал, «тук» — стукнул, «ж-ж-ж» — едет и так далее. Суть методики — в соединении звука, движений рук и глаз.

Что должен говорить ребенок в 3 года?

Ранний возраст считается очень важным периодом в жизни ребенка. Это время наиболее бурных и стремительных изменений в психическом и физическом развитии малыша, ребенок делает первые шаги, учится говорить, начинает использовать жесты и другие коммуникативные средства.3 недели – 1 месяц – появляется крик, обозначающий эмоциональный дискомфорт, боль или голод.

  1. При физическом напряжении ребенок кряхтит, издавая звуки «а», «э».2 — 3 месяца : у ребенка появляется гуление, он произносит простые звуки – « а», «у», «ы », иногда в сочетании с « г ».
  2. Это важный этап развития речи детей раннего возраста.4 — 6 месяцев – издает высокие певучие звуки, звуки восклицания, реагирует радостными звуками на лицо близких.6 — 9 месяцев — лепет, он повторяет одинаковые слоги («ма-ма-ма», «ба-ба-ба».

«дя-дя-дя», «гу-гу-гу»).9 — 11 месяцев – малыш начинает подражать звукам речи взрослых.11 – 14 месяцев – появляются первые осмысленные слова «мама», «папа», «баба», «дядя», от 8 до 14 слов. Соотносит слово с предметом К 2 годам в словарном запасе малыша имеется 100-200 слов.

  1. Он уже строит предложение из 2-3 слов.
  2. К 3 годам объем словаря увеличивается до 1000 слов за счет обогащения жизненного опыта ребенка.
  3. Появляются простые предлоги: в, на, под, за, с, у.
  4. Ребенок запоминает стихи, детские песенки.
  5. К концу 3 года большинство детей умеет грамматически правильно строить предложение, вести диалоги, рассказывать что, что видели и слышали.

Важно знать: Не слушайте советов от других родителей, у которых дети начали говорить после 3 лет, что ребенок заговорит сам. Говорить то он будет, только вопрос в том, что это будет за речь, ее качество. Как определить признаки нарушений речи у ребенка? К концу 1 месяца ребенок не кричит перед кормлением К концу 4 месяца не улыбается, когда с ним разговаривает мама, не гулит.

К концу 5 месяца не прислушивается к звукам и музыке К концу 7месяца не реагирует на интонацию голоса, не узнает голос мамы «комплексом оживления» К концу 9месяца отсутствует лепет, ребенок не повторяет звукосочетания и слоги за взрослым К концу 1 года ребенок не машет ручкой, когда прощается, головой в знак отрицания.

Не произносит ни одного слова и не выполняет простые инструкции: «дай», «на», «возьми». К 1,5 годам не показывает и не называет маму и папу, не строит башню из кубиков, не дифференцирует звучащие игрушки, не использует указательный жест. К 2 годам не показывает части тела, не показывает маму и папу на фотографии, не выполняет двухступенчатую инструкцию (пойди на кухню и поставь тарелку на стол) К 2,5 годам не различает «большой — маленький», не общается с детьми.

Вирусные и эндокринные заболевания матери, угроза выкидыша, травмы, токсикоз, низкий уровень гемоглобина. Генетические аномалии, наследственная предрасположенность. Неблагоприятные роды. Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни Дети, которые получили при рождении низкие баллы по шкале Апгар

Точную причину нарушений определяет врач, а вид речевого нарушения – учитель-логопед.

Чем опасна задержка речевого развития?

ВАЖНО! Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.

  • Задержка речевого развития: причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения.
  • Определение Становление нервной системы человека начинается на ранних этапах внутриутробного развития.
  • Вместе с развитием нервной системы происходит формирование психики человека.
  • Психическая деятельность относится к высшей нервной деятельности и требует для своей реализации участия многих структур головного мозга.

Речь – один из видов высшей нервной деятельности, который присущ только человеку, а речевые навыки начинают развиваться, когда ребенок попадает в среду общения людей друг с другом. Чем младше ребенок, тем интенсивнее происходит становление его психических функций, в том числе и речи.

Под задержкой речевого развития понимают замедление приобретения речевых навыков, овладения речью по сравнению со средневозрастными показателями. В большинстве случаев выраженная задержка речи сопровождается нарушением зрительно-пространственных навыков и/или двигательной неловкостью. Улучшение речевого развития может наблюдаться по мере взросления ребенка, однако легкая недостаточность часто остается на всю жизнь.

По мнению врачей, задержка речевого развития чаще отмечается у мальчиков, чем у девочек. Разновидности задержки речевого развития Речевое развитие может нарушаться в рамках глобальных нарушений психики, при которых страдают все сферы высшей нервной деятельности, а может быть изолированным, или селективным, т.е.

из всех психических функций нарушается исключительно речь. Речевое развитие может отставать у ребенка с самых первых этапов становления этой психической функции, а может замедлиться или приостановиться после периода относительного благополучия, когда формирование речевых навыков не вызывало опасений (синдром Ландау—Клеффнера).

Возможные причины задержки речевого развития Для нормального речевого развития необходима слаженная работа многих структур организма, в частности органов слуха, зрения, мышечного аппарат, челюстно-лицевых структур, органов дыхательной системы и, конечно, нервной системы.

  1. С первых месяцев жизни ребенок следит за окружающими его людьми, слышит звуки речи и наблюдает за артикуляцией.
  2. Первые попытки освоения вербальной речи появляются, как правило, на втором-третьем месяце жизни в виде гуления, позже ребенок пытается произносить согласные, отдельные простые слоги, которые выливаются в лепет.

В процессе дальнейшего освоения речи и наблюдения за окружающими взрослыми ребенок пробует придавать определенные интонации произносимым слогам. Позже, примерно с 9-го месяца жизни, ребенок делает первые попытки произносить простейшие слова. Однако соотносить слово и его смысл ребенок начинает позже.