Можно ли спутать аутизм?

Можно ли спутать аутизм
И фатальная ошибка диагностирования может стать основанием того, что РДА будет приписан тем детям, которые на самом деле аутизмом не страдают. РАС также можно «спутать» с алалией или мутизмом. Действительно, в определенном возрасте эти нарушения достаточно схожи по своим проявлениям.

Можно ли не заметить аутизм?

Аутизм — распространенная проблема во всем мире, но открыто о ней начали говорить относительно недавно. Многие родители не сразу понимают, что у малыша аутизм, и пытаются вылечить его от каких-то болезней, которых у него на самом деле нет.30 марта 2021 Специалист по прикладному анализу поведения, старший методист, руководитель лаборатории технологии сопровождения детей с РАС ГБУ «Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы». Аутизм может проявляться по-разному, поэтому не заметить его у ребенка вполне возможно.

  1. Не случайно в последнее время, когда речь заходит о детях с данной особенностью развития, все чаще используется термин «расстройства аутистического спектра».
  2. Мальчик, который расставляет игрушки из мультика «Тачки» в точной последовательности в соответствии с гонкой из второй части, называет все мировые столицы, знает флаги всех стран — и плачет от подарка, потому что это был сюрприз, и он не знал о нем заранее.

Девочка, которая любит кружиться на одном месте, соглашается надевать только одно конкретное платье и не пользуется устной речью. В обоих случаях у детей аутизм, внешние проявления которого различны, как и сами дети. Можно описать десятки непохожих друг на друга детей с аутизмом.

Как понять что это не аутизм?

На что родителям стоит обратить внимание? Симптомы аутизма у детей. — 1. Нарушения социальных контактов и взаимодействия с окружающими

Ребенок практически не просится на руки, ему более комфортно лежать в кроватке. Ребенок не принимает физиологическую позу при кормлении грудью. Ребенок малоподвижен, не такой оживленный, как сверстники. Ребенок не реагирует на новые игрушки, звуки, может долго смотреть в одну точку. Ребенок не откликается на своё имя (обычно родители первым делом обращаются к сурдологу для проверки слуха; если со слухом всё хорошо, следует обратиться к психиатру). При попытках взрослых или других детей вступить с ребенком в контакт он либо убирает ручки или уходит в сторону, либо агрессивно реагирует, может что-то бросить, заплакать. Ребенок бросает игрушку, а не даёт в руки, чтобы избежать контакта. По мере взросления ребенок может углубляться в свой внутренний мир; он не умеет и не желает общаться с членами семьи, редко обращается за помощью, рано начинает пытаться самостоятельно себя обслуживать, не пользуется словом «дай», ему проще взять самому или добиться своего скандалом. Часто дети не реагируют на дискомфорт, например, на полный памперс; не плачут и не привлекают к себе внимания. Отсутствует зрительный контакт, ребенок не фиксирует взгляд на предметах, игрушках.

2. Ограниченные интересы и особенности игры

Ребенок выбирает одну игрушку и играет только с ней в течение продолжительного времени. Может выбрать в качестве игрушки то, что для игры не предназначено – верёвочки, тряпочки. Стереотипный характер игры: расставление игрушек в одном порядке, игра с определенным количеством игрушек, и если одна теряется, может случиться скандал.

Что такое ложный аутизм?

Фото: AP Photo/Seth Wenig Расстройства аутического спектра обычно проявляются у детей до трех лет. Они характеризуется задержкой развития и нежеланием идти на контакт с окружающими, сообщает сайт » Аргументы и факты «. Медицинский психолог Олеся Сударева рассказала, что не каждый ребенок, у которого есть трудности в общении, аутист.

Она отметил, что нередко это просто замкнутые дети с нормальным развитием. Такому ребенку нужна дополнительная помощь от взрослых в социализации. Если к трем годам ребенок не проявляет интереса к окружающему миру, не испытывает потребности в прикосновениях и объятиях, то родителям стоит насторожиться.

«Такие дети обычно не эмоциональны: их лица не меняют выражения, отсутствует жестикуляция, они не смотрят в глаза. При этом ребенок склонен к повторяющемуся поведению: он может совершать однотипные движения, ходить из стороны в сторону, раскачиваться и другое», – отметила Сударева.

  • Психолог рассказала, что нередко у аутистов диагностируют нарушение моторики и координации движений.
  • Кроме того, при истинном аутизме может быть гиперчувствительность к свету или звукам.
  • Сударева подчеркнула, что первые симптомы появляются еще до года.
  • У таких детей может отсутствовать желание быть на руках у родителей.

Ребенок также принимает нефизиологическую позу во время кормления грудью и проявляет меньшую оживленность по сравнению со сверстниками. «Такие дети могут долго смотреть в одну точку, не откликаться на свое имя, избегают контакта, не реагируют на дискомфорт – голод, холод или жару.

  • Резюмирую, все их действия направлены на избежание контакта с другими людьми – даже родителями, это продиктовано отсутствием необходимых навыков для поддержания коммуникации как на речевом, так и на эмоциональном уровнях», – поясняет Сударева.
  • Она отметила, что при ложном аутизме такого не наблюдается.

Поэтому ребенку нужно провести обследование. В этом случае специалисты проводят скрининговый тест на аутизм. Родителям также необходимо проконсультироваться с педиатром, психологом, неврологом и психиатром. При лечении аутизма необходим индивидуальный подход к каждому ребенку.

Наиболее действенным является систематическое и последовательное обучение ребенка социально приемлемому поведению. Оно сопровождается поощрением желательного поведения. Такие действия могут улучшить социализацию ребенка», – пояснила Сударева. Она рассказала, что есть и атипичная форма аутизма, при которой нарушается коммуникативная и эмоциональная сферы ребенка.

Такие дети отстают в развитии и страдают ограниченностью интереса. Ранее психологи рассказали, что некоторые привычки программируют организм на старение, болезни и увядание. Они назвали семь повседневных привычек, отбирающих жизненные силы. Австрийский психолог Альфред Адлер утверждает, что многие проблемы связаны с детскими комплексами.

Что такое легкая форма аутизма?

Нередко к нам в Центр обращаются дети с симптоматикой напоминающей аутоподобное развитие. Родители сравнивают состояние детей с информацией прочитанной из интернета и полагают, что у ребенка аутизм. Или на приеме у невролога/психиатра ребенок может продемонстрировать острое протестное или полевое поведение и доктор ставит неутешительный диагноз.

  1. Такой ребенок приходит в центр и мы не видим аутизма, а только лишь его легкое проявление.
  2. Это может быть из-за того, что ребенок не до конца понимает речь окружающих или по другой причине.
  3. Но нередко такой ребенок при правильно организованной среде и программе занятий выходит из этого состояния.
  4. Для этого мы подбираем семье курс занятий и проводим комплексный курс занятий: нейропсихолог, АВА-терапевт, логопед-дефектолог, специалист по сенсорной интеграции и биомеханике.

Запись на занятия по телефону и Вотсап 8 968 098 82 72 и +7 977 277 17 27

Как спят дети с аутизмом?

Мелатонин, сон и аутизм — Некоторые ученые в области аутизма провели предварительные исследования кратковременного применения пищевой добавки, продаваемой без рецепта — мелатонина. Этот препарат помогает стабилизировать режим сна и обеспечивает нормальный сон у некоторых детей, помогая им быстрее заснуть.

  1. Немногочисленные исследования, которые существуют на данный момент, тем не менее, предупреждают, что иногда мелатонин перестает действовать, и обычно он не помогает тем, кто часто просыпается в течение ночи.
  2. Кроме того, до сих пор неизвестны последствия длительного приема мелатонина.
  3. Некоторые родители также считают, что витаминные добавки помогают их детям лучше спать.

Очень часто дети с аутизмом с трудом засыпают, спят лишь пару часов или часто просыпаются ночью. Такие особенности сна легко возникают, но изменить их очень трудно. Одна из проблем, о которой еще не говорилось в этой статье — это привычка спать вместе с ребенком.

Такая привычка может появиться, когда нарушения сна у ребенка влияют не только на него самого, но и на родителей и остальную семью. Если ребенок привык спать с родителями и/или в родительской постели, то необходимы те же шаги, что и описанные выше, а только потребуется дополнительная поддержка при оценке факторов окружающей среды и выработки расписания перед сном.

Читайте также:  Кто должен встречать детей в детском саду?

Например, при переходе ко сну в собственной кровати можно дать ребенку подушку из кровати родителей или другие предметы, принадлежащие родителям, чтобы облегчить такой переход. Частью расписания перед сном должно стать привыкание к новой кровати. Кроме того, привыкание к новой комнате или кровати может стать частью расписания в течение дня, за несколько дней или даже недель до того, как ребенок начнет ложиться спать в новой постели.

  1. Однако главный совет — не создавайте никаких привычек, если потом от них придется отказываться.
  2. Обследование на медицинские проблемы, анализ факторов окружающей среды, а затем планирование и последовательное выполнение расписания перед сном, а также приучение ко сну могут повысить качество жизни всей семьи.

Потребуется время, чтобы ребенок привык к новому режиму сна, особенно если речь идет о давней проблеме. Очень часто семье рекомендуется сделать приучение ко сну главным приоритетом до тех пор, пока новый режим сна не закрепится. И это того стоит. Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас.

Что не может делать ребенок с аутизмом?

Нарушения мелкой моторики при аутизме — Наверняка среди ваших знакомых есть люди, которые, скажем, ни за что в жизни не смогут точно и уверенно ударить по мячу, играя в футбол. Вы же не считаете их аутистами на этом основании! А меж тем это свидетельствует о нарушениях грубой моторики, свойственных аутизму.

Так и у ребёнка: задержка речевого развития, проблемы в формировании мелкой моторики (ему трудно подниматься и спускаться по лестнице, он не умеет подпрыгивать или делает это неуклюже, не может удержать в руках предметы) могут сопровождать развитие аутизма в той же мере, в какой являются самостоятельными нарушениями развития или проявлением одного из множества других неврологических заболеваний.

Для диагностики аутизма их обязательно нужно рассматривать в связке с его основным признаком — отсутствием контакта с окружающими.

Когда можно узнать что ребенок аутист?

Ранние признаки аутизма у ребенка — Для этого синдрома характерно 4 основных признака. У детей с этой болезнью они могут определяться в разной степени. Признаки аутизма у детей следующие:

нарушенное социальное взаимодействие; нарушенная коммуникация; стереотипное поведение; ранние симптомы детского аутизма у детей до 3 лет.

Первые признаки детей-аутистов могут выражаться уже в возрасте до 2 лет. Могут проявляться как симптомы легкой формы, когда нарушен контакт глаза-в-глаза, так и более тяжелые, когда он полностью отсутствует. Как правило, аутизм проявляется очень рано – еще до 1 года родители могут его распознать.

  1. В первые месяцы такие дети менее подвижны неадекватно реагируют на раздражители извне, у них скудная мимика.
  2. Ребенок не может воспринять целостным образ человека, который пытается с ним общаться.
  3. Даже на фото и видео можно распознать, что у такого малыша мимика не отвечает текущей ситуации.
  4. Он не улыбается, когда кто-то пытается его веселить, но может смеяться тогда, когда причина этого никому из близких людей не понятна.

Лицо такого малыша маскообразное, периодически на нем проявляются гримасы. Жесты малыш использует только для того чтобы обозначить нужды. Как правило, даже у детей до года резко проявляется интерес, если они увидят интересный объект, — малыш смеется, показывает пальцем, демонстрирует радостное поведение.

Первые признаки у детей до 1 года можно заподозрить, если ребенок не ведет себя так. Симптомы аутизма у детей до года проявляются тем, что они применяют определенный жест, желая что-то получить, но не стремятся при этом захватить внимание родителей, включив их в свою игру. Аутист не может понять эмоции других людей.

Как проявляется у ребенка этот симптом, можно отследить уже в его раннем возрасте. Если у обычных детей мозг устроен так, что они могут легко определить при взгляде на других людей, расстроены они, веселы или напуганы, то аутист на это не способен. Ребенок не интересуется ровесниками.

Уже в 2 года обычные дети стремятся к компании – играть, знакомиться с ровесниками. Признаки аутизма у детей 2 лет выражаются тем, что такой малыш не участвует в играх, а погружается в собственный мир. Тем, кто хочет знать, как распознать у ребенка 2 лет и старше, следует просто присмотреться к компании детей: аутист всегда находится в одиночестве и не обращает внимания на других либо воспринимает их, как неодушевленные объекты.

Малышу трудно играть, применяя воображение и социальные роли. Дети в 3 года и даже младше играют, фантазируя и придумывая ролевые игры. У аутистов симптомы в 3 года могут выражаться тем, что они не понимают, что такое социальная роль в игре, и не воспринимают игрушки как целостные предметы.

Что такое частичный аутизм?

Атипичный аутизм – это разновидность заболеваний аутистического спектра с нетипичными проявлениями. Также, как и классический синдром Каннера (РДА), атипичная форма аутизма характеризуется нарушением коммуникативных навыков ребенка, особенностями эмоциональной сферы, ограниченностью интересов и отставанием в развитии.

Что путают с аутизмом?

Есть два « аутизма »: почему аутизм и шизофрению часто путают между собой Одна из часто обсуждаемых (а если не обсуждаемых, то почти всегда подразумеваемых) тем в области диагностики аутизма, расстройств аутистического спектра – связь этих расстройств с шизофренией.

Какая самая легкая форма аутизма?

2 апреля — Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Для России он особенно важен: в нашей стране мало что знают о различных расстройствах аутистического спектра, кроме, собственно, классического аутизма, он же — аутизм Каннера. Однако это лишь одна из многочисленных форм проявления этого расстройства.

Зачастую слово «аутист» ассоциируется с образом ребенка, чаще мальчика, который не разговаривает и проводит все время, смотря в одну точку и раскачиваясь из стороны в сторону. В реальности многие люди, независимо от возраста и гендера, имеют расстройства аутистического спектра. Они ходят на работу, имеют семьи и ведут достаточно активную социальную жизнь.

По разным оценкам, аутизм в той или иной форме имеют до двух человек из ста. Эти люди абсолютно невидимы в России — как для окружающих, так и для врачей. Они вычеркнуты из системы здравоохранения, психологической помощи и психиатрии. С точки зрения официальной российской медицины их нет.

Синдром Аспергера — один из наиболее распространенных диагнозов РАС, однако в России его не ставят взрослым, только детям. Ситуация абсурдная, поскольку синдром Аспергера — это врожденное расстройство психики, которое не лечится. Корень проблемы лежит в том, что раньше считалось, будто к 18 годам легкие формы аутизма либо исчезают, либо перетекают в тяжелые.

Хотя это давно уже опровергнуто медиками и учеными за рубежом. В России однако каких-то мер для изменения медицинской практики в этой области не приняли: по достижении совершеннолетия человеку либо снимают диагноз, либо записывают в классические аутисты (в случае очень плохой социальной адаптации), либо выбирают некий условно схожий диагноз, например шизоидное расстройство личности, чтобы поставить человека на учет и оказывать ему хоть какую-то помощь. Синдром Аспергера — одна из форм аутизма, самая легкая, если так можно выразиться. Это расстройство сказывается на поведении человека, его восприятии мира и процессе формирования отношений с окружающими. Люди с синдромом Аспергера испытывают сложности в трех областях: коммуникации, взаимодействии и социальном воображении.

Какое заболевание похоже на аутизм?

Синдром Аспергера – это одно из расстройств аутистического спектра. Его симптомы проявляются в более легкой форме, чем симптомы аутизма. Причины синдрома Аспергера точно неизвестны, но предполагается, что как и в случае с аутизмом, они кроются в генетической предрасположенности и влиянии внешних факторов на пренатальное развитие человека. Основные симптомы расстройств аутистического спектра – это проблемы в социальном взаимодействии с окружающими, нежелание идти на контакт, отсутствие эмпатии и неадекватное восприятие общепринятых норм и понятий. Однако при синдроме Аспергера человек значительно лучше функционирует в обществе, чем при аутизме.

Читайте также:  Какое противовирусное лучше для ребенка?

Проблемы с речью и обучаемостью у такого человека выражены в меньшей степени. Люди с синдромом Аспергера могут неправильно реагировать на социальные взаимодействия и часто создавать впечатление бесчувственных. Они способны теоретически понимать эмоции других людей и научиться сопереживанию, но обычно им сложно реализовать свои знания на практике.

Ребенок с синдромом Аспергера может преуспеть в занятиях, которые требуют внимания к деталям, например, в математике, музыке или рисовании. Часто больные синдромом Аспергера проявляют ограниченные интересы в очень конкретных областях, не видя и не понимая более широкий контекст.

  1. В значительной степени это свойственно и аутистам.
  2. Они также могут фокусироваться в основном на каких-то узких темах.
  3. Например, смотреть только определенную передачу по телевизору или играть только в одну игрушку.
  4. У этой особенности может быть и положительная сторона.
  5. Ребенок с синдромом Аспергера может преуспеть в занятиях, которые требуют внимания к деталям, например, в математике, музыке или рисовании.

Предполагается, что среди известных людей прошлого расстройствами аутистического спектра страдали музыкант Вольфганг Амадей Моцарт и физик Альберт Эйнштейн. Среди наших современников можно выделить защитницу окружающей среды Грету Тунберг, которая считает свой диагноз «синдром Аспергера» даром, определяющим ее видение мира «в очень черно-белом цвете».

  • Еще один яркий пример человека с таким заболеванием – писатель, математик и специалист в области информатики Дэниел Таммет.
  • Он поставил перед собой задачу объяснить здоровым людям, как устроен внутренний мир человека, страдающего расстройством аутистического спектра.
  • И в случае аутизма, и в случае синдрома Аспергера, лечение направлено на улучшение симптомов и функционирования в социуме.

Синдром Аспергера и аутизм обычно диагностируют у детей в возрасте 1,5-2 лет. Иногда видно сразу, что у ребенка есть некоторые проблемы в социализации, но в общем и целом он общается с окружающими адекватно.

В каком возрасте полностью формируется аутизм?

Эта статья — о детском аутизме (синдроме Каннера). Об аутизме при шизофрении (описанном Блейлером) см. аутизм (симптом),

Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела, Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон.

table>

Аутизм Стремление вновь и вновь упорядочивать предметы — возможный признак аутизма, МКБ-11 6A02 МКБ-10 F 84.0 МКБ-10-КМ F84.0 МКБ-9 299.00 МКБ-9-КМ 299.0 OMIM 209850 DiseasesDB 1142 MedlinePlus 001526 eMedicine med/3202 ped/180 MeSH D001321 Медиафайлы на Викискладе

Аути́зм (также известный как инфанти́льный аути́зм ( англ. infantile autism ), де́тский аути́зм ( childhood autism ), ра́нний инфанти́льный/де́тский аути́зм ( early infantile/childhood autism ), синдро́м Ка́ннера или аути́зм Ка́ннера ( Kanner’s autism ), в DSM-IV — аутисти́ческое расстро́йство ( autistic disorder ) — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.

Чего боятся дети с аутизмом?

Е.Р. Баенская ФГНУ «Институт коррекционной педагогики» Российской академии образования, Москва И.Е. Гусева ФГНУ «Институт коррекционной педагогики» Российской академии образования, Москва Легко возникающие страхи и повышенная тревожность, затрудняющие активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, характерны для многих нарушений психического развития.

Проблема страхов является одной из наиболее выраженных поведенческих проблем и у детей с аутистическим развитием, при котором исходно отмечается особая чувствительность ребенка по отношению к ряду сенсорных воздействий окружающего мира и крайняя невыносливость, пассивность в эмоциональном контакте с близкими.

Проблема страхов по-разному проявляется при разных вариантах аутистического дизонтогенеза. Это может быть и полное отсутствие чувства реальной опасности и чрезмерная осторожность; постоянная тревожность и фиксация отдельных страхов; паническая реакция на пугающий объект или ситуацию и особое влечение к «страшному».

Рассмотрим подробнее некоторые из этих характерных проявлений и постараемся понять, в чем состоит их основное отличие от обычных детских страхов. Появление страхов у маленького ребенка естественно и закономерно. Первые страхи возникают уже в младенческом возрасте и своевременность их выраженности, также как и затем ослабления, являются определенными показателями благополучия аффективного развития.

Среди них, например, страх быстро надвигающегося объекта, резкого изменения положения тела, «обрыва» в пространстве, интенсивности звука, «чужого лица». Эти страхи адаптивно значимы, они свидетельствуют о том, что у ребенка выражено чувство самосохранения.

В районе года, когда ребенок начинает самостоятельно передвигаться и попадает в «плен» динамических сенсорных впечатлений, он временно теряет чувство опасности. Но это очень непродолжительный период. На смену ему закономерно приходит время тщательного освоения пространства, которое происходит в течение раннего возраста.

С одной стороны, ребенок начинает определять безопасные места и это доставляет ему массу удовольствия, порождает целый период любимых игр, связанных с обнаружением укрытий, с залезанием в «норку»: под стол, в коробку, под куст, под горку на детской площадке.

Именно в это время он начинает по-настоящему прятаться в укромных уголках квартиры и чувствовать там себя очень уютно. Вместе с тем малыш теперь становится более осторожным: появляется опасение высоты, неустойчивости. Если раньше, в возрасте около года, он бесстрашно карабкался на горку, то теперь осторожничает, не отпускает мамину руку или не решается съехать; на прогулке, убегая от мамы, обязательно оборачивается или многократно возвращается к ней.

После временной утраты чувства опасности формируются его собственные аффективные метки опасных мест и ситуаций, складывающиеся не только в результате реального опыта и под воздействием эмоциональных предостережений мамы, но из-за вновь проявляющейся в это время чуткости к этологическим знакам опасности.

Что такое крылышки при аутизме?

Дата публикации: 29.08.2018 При наличии знаний об аутизме родители особого ребенка смогут раньше заметить отклонения в развитии, вовремя помочь ему адаптироваться в обществе. Особое поведение аутистов часто бросается в глаза окружающим. Несведущие люди могут посчитать таких детей избалованными, капризными, своенравными.

  1. Иногда они кажутся слишком умными и серьезными из-за того, что вместо игрушек предпочитают подолгу рассматривать предметы домашнего обихода: вращение вентилятора, слив воды в туалете.
  2. Дети-аутисты не играют в сюжетно-ролевые игры.
  3. Типичная игра такого ребенка – расстановка игрушек в длинный ряд, разрушение его, потом расстановка заново.

Взяв машинку, ребенок не будет в ней возить игрушки, а с большей вероятностью заинтересуется кручением колеса. Вращение очень привлекает детей-аутистов. Они могут часами раскачиваться на качелях, вертеться вокруг своей оси, постоянно вращать перед собой предметы – игрушки, палочки, тряпочки.

  • Характерны аутостимуляции – перебирания пальцами перед лицом.
  • У многих детей встречается симптом, называемый «крылышками» — при возбуждении ребенок подпрыгивает и размахивает руками наподобие птицы.
  • Сочетание у ребенка симптомов из всех трех групп с большой вероятностью говорит о наличии какого-либо из расстройств аутичного спектра.

Также при аутизме могут наблюдаться следующие симптомы:

    Нарушения моторики. Дети с аутизмом длительное время продолжают ходить на носочках, им сложно подниматься по лестнице, играть в мяч, кататься на велосипеде. Они долго не могут научиться одеваться (либо одеваются кое-как), в дальнейшем в школьном возрасте испытывают трудности с рисованием и письмом; Обостренная чувствительность. Аутичный ребенок может негативно реагировать на посторонние шумы, музыку, запахи. Таких детей обычно сложно переодеть в другую одежду, предложить им новую еду, посетить с ними новые места; Аутоагрессия. Нередко дети стремятся к необычным ощущениям и причиняют вред самим себе. Это могут быть раскачивания с ударами головой о твердые поверхности. Чаще встречаются более легкие формы аутоагрессии: кусание себя, кручение и вырывание волос, обдирание заусениц; Нарушения питания. Как вариант отказа от всего нового и тогда дети — аутисты питаются очень ограниченно. Они не пробуют незнакомую пищу, даже если она приготовлена по-новому из знакомых продуктов. Некоторые продукты они могут отказываться есть вообще, негативно реагировать на запах этих продуктов; Нарушения сна. Многие дети — аутисты подолгу не спят, бодрствуют ночью и, наоборот, спят днем. Они с трудом засыпают. В младенчестве спят урывками, в старшем возрасте они могут просыпаться через 2-3 часа после засыпания. Может наблюдаться сноговорение; Страхи. Фобии представляют ощутимую проблему для детей с аутичными чертами. Из-за повышенной чувствительности они обращают внимание на любую сказанную при них фразу. Чаще всего дети боятся незнакомых людей, врачей и медицинских манипуляций.

    Как подтверждается аутизм?

    Электроэнцефалография (ЭЭГ) ЭЭГ – основной и высокой степени информативный метод обследования. На основании анализа биометрической активности головного мозга. ЭЭГ позволяет исключить (или, наоборот, подтвердить) различные нарушения и скрытые заболевания (например, эписиндром).

    Как врачи определяют аутизм?

    На этой неделе в регионе состоялась научно-практическая конференция «Система помощи детям с расстройством аутистического спектра: основные векторы развития». Организатором выступило государственное учреждение «Центр специального образования». Специалисты обсудили оказание помощи детям с аутизмом и их семьям.

    Заведующая детским отделением областной психиатрической больницы Светлана Карпухина рассказала о том, как выявить заболевание. — Расстройство аутистического спектра (РАС) — это группа нарушений психического развития, которая характеризуется отсутствием коммуникации, стереотипным поведением, — отметила Карпухина.

    Определить заболевание можно, просто наблюдая за жизнью ребенка. К признакам РАС относятся отсутствие речи, шаблоны поведения и невозможность переключения внимания. Среди дополнительных симптомов — страхи и фобии. Существует масса ситуаций, которые могут спровоцировать аутизм. — На что родители должны обратить внимание? В первую очередь на отсутствие у ребенка лепета, гуления и указательного жеста.

    В каком возрасте можно определить у ребенка аутизм?

    — Аутизм, или расстройства аутистического спектра, — это нарушение развития, при котором у человека с раннего возраста страдает способность эффективно вступать в социальное взаимодействие и через это взаимодействие учиться. Значительное количество умений и навыков ребенок получает через общение, в первую очередь с родителями: учится говорить, понимать обращенную речь, играть, организовывать свое время, контролировать свои эмоции, дружить и многое другое.

    При аутизме способность эффективно обучаться этим навыкам снижается. И это часто проявляется задержками в развитии и коммуникации в целом: у ребенка позже или вообще не будет появляться речь или жесты, при помощи которых он будет общаться. Подрастая, ребенок с РАС часто испытывает сложности в общении со сверстниками или в играх.

    При этом нарушения развития у разных людей, даже во взрослом возрасте, будут очень по-разному выражены. Одни люди с РАС прекрасно разговаривают, хорошо понимают обращенную речь и в целом умеют контролировать свое поведение, но испытывают сложности в сложном взаимодействии с другими людьми — дружбе, соблюдении неписаных правил, понимании сарказма, иронии и многих других сложных социальных вещей.

    1. Другие не умеют толком разговаривать и адекватно взаимодействовать с окружающими на базовом уровне.
    2. В крупных исследованиях (в зависимости от того, какие критерии РАС использовали и как проводилось то или иное исследование) процент людей с РАС колеблется в пределах 1–1,5 %, то есть диагноз РАС ставят одному-двум детям из ста.

    При этом в России аутизм выявляется примерно в десять раз реже — это статистика по некоторым крупным регионам. Аутизм, очевидно, несколько чаще встречается у мальчиков, и тут цифры тоже разнятся: в одних исследованиях говорится, что мальчиков с РАС в три-четыре раза больше, чем девочек, в других — что в семь-восемь раз.

    Но проблема в том, что у девочек часто вообще не диагностируют РАС: хотя и у мальчиков, и у девочек аутизм проявляется в нарушениях социального взаимодействия и коммуникации, часто оказывается, что у девочек проблемы чуть менее заметны и могут быть не так очевидны, потому что определенное поведение девочек, которое является одним из проявлений РАС, может считаться социально приемлемым.

    — Сейчас примерно в 85–90 % случаев мы не можем определить причину развития РАС у детей. На этом часто спекулируют и пытаются выявить какие-то особенности обмена веществ или приписать развитие аутизма каким-то психологическим воздействиям и многим другим вещам, но, в общем, похоже, что это не так.

    • РАС — это комплексное расстройство, вызванное сочетанием различных причин.
    • Развитие РАС связывают с генетическими факторами: год от года увеличивается список генетических нарушений, которые приводят к формированию РАС.
    • Также есть данные о том, что некоторые лекарства, которые принимает беременная (например, соли вальпроевой кислоты, прописываемые пациентам с эпилепсией), могут увеличивать вероятность возникновения РАС у ребенка.

    Заболевания матери во время беременности также могут увеличивать эту вероятность, как и некоторые средовые экологические факторы.

    В каком возрасте у детей проявляется аутизм?

    Ранние признаки аутизма у ребенка — Для этого синдрома характерно 4 основных признака. У детей с этой болезнью они могут определяться в разной степени. Признаки аутизма у детей следующие:

    нарушенное социальное взаимодействие; нарушенная коммуникация; стереотипное поведение; ранние симптомы детского аутизма у детей до 3 лет.

    Первые признаки детей-аутистов могут выражаться уже в возрасте до 2 лет. Могут проявляться как симптомы легкой формы, когда нарушен контакт глаза-в-глаза, так и более тяжелые, когда он полностью отсутствует. Как правило, аутизм проявляется очень рано – еще до 1 года родители могут его распознать.

    1. В первые месяцы такие дети менее подвижны неадекватно реагируют на раздражители извне, у них скудная мимика.
    2. Ребенок не может воспринять целостным образ человека, который пытается с ним общаться.
    3. Даже на фото и видео можно распознать, что у такого малыша мимика не отвечает текущей ситуации.
    4. Он не улыбается, когда кто-то пытается его веселить, но может смеяться тогда, когда причина этого никому из близких людей не понятна.

    Лицо такого малыша маскообразное, периодически на нем проявляются гримасы. Жесты малыш использует только для того чтобы обозначить нужды. Как правило, даже у детей до года резко проявляется интерес, если они увидят интересный объект, — малыш смеется, показывает пальцем, демонстрирует радостное поведение.

    Первые признаки у детей до 1 года можно заподозрить, если ребенок не ведет себя так. Симптомы аутизма у детей до года проявляются тем, что они применяют определенный жест, желая что-то получить, но не стремятся при этом захватить внимание родителей, включив их в свою игру. Аутист не может понять эмоции других людей.

    Как проявляется у ребенка этот симптом, можно отследить уже в его раннем возрасте. Если у обычных детей мозг устроен так, что они могут легко определить при взгляде на других людей, расстроены они, веселы или напуганы, то аутист на это не способен. Ребенок не интересуется ровесниками.

    1. Уже в 2 года обычные дети стремятся к компании – играть, знакомиться с ровесниками.
    2. Признаки аутизма у детей 2 лет выражаются тем, что такой малыш не участвует в играх, а погружается в собственный мир.
    3. Тем, кто хочет знать, как распознать у ребенка 2 лет и старше, следует просто присмотреться к компании детей: аутист всегда находится в одиночестве и не обращает внимания на других либо воспринимает их, как неодушевленные объекты.

    Малышу трудно играть, применяя воображение и социальные роли. Дети в 3 года и даже младше играют, фантазируя и придумывая ролевые игры. У аутистов симптомы в 3 года могут выражаться тем, что они не понимают, что такое социальная роль в игре, и не воспринимают игрушки как целостные предметы.