Что нельзя разрешать ребенку?

Что нельзя разрешать ребенку
8 вещей, которые нельзя запрещать ребенку

  • Нет, нельзя бить других Двухлетки легко огорчаются, играя рядом с другими детьми, и еще не имеют достаточного словарного запаса, чтобы выразить свои эмоции.
  • Да, можно не доедать суп
  • Да, ты можешь одеваться самостоятельно
  • Да, ты можешь помочь мне по хозяйству

Что нельзя позволять ребенку?

Родителям приходится с детства приучать ребенка к определенным ограничениям, границам. Иначе о воспитании речь уже не идет. Но часто запрет может превратиться в угрозу или оскорбление ребенка. Детский психолог Елена Шамрай рассказывает, как это делать экологично. В Калифорнии еще 50 лет назад сравнили два стиля воспитания. В одном детском саду воспитывали детей из семей, которые считали: нужно предоставлять как можно больше свободы, принимать сыновей и дочерей такими, как они есть, чтобы те с детства могли самореализоваться.

Поэтому и воспитатели ни в чем не ограничивали этих малышей. Как контрольную группу взяли традиционный детский сад: с определенными правилами поведения, с поощрениями и мягкими наказаниями (ставить в угол, садить на стул нарушителя и т.п.). Через три года «свободные» дети, к удивлению ученых, были менее радостны, более тревожны, не умели общаться, почти не играли в групповые игры.

Отсутствие правил лишало их ориентиров. Дети чувствовали себя так, словно на них переложили ответственность за последствия их поступков, поэтому они не могли по-настоящему расслабиться. Итак, «правила игры» должны быть, и дети их должны знать. Если родители не вводят запретов, замалчивают ошибки малышей и не дают их исправить, воспитывают «кумиров семьи», которым все дозволено, все прощается и нет последствий, они становятся в будущем самоуверенными людьми. Такое повышение самооценки не на пользу: человек бессознательно обманывает себя и других, подает себя как всесильного. Поэтому много на себя берет: считает свои умения и способности лучше, чем они есть на самом деле, дает обещания, которых не может выполнить, часто пытается кого-то «спасти».

Например, подбирает бродячих кошек и собак, создавая проблемы соседям и членам семьи. Ребенок, не знавший ограничений, болезненно столкнется с ними во взрослом возрасте, а пробовать и ошибаться, признаваться в собственных поражениях и неидеальности ему больно. Уверенность, в отличие от самоуверенности, всегда включает здоровую самокритичность, способность оценивать свои поступки, ресурсы, брать на себя ответственность.

Поэтому разумные запреты идут на пользу ребенку.

Нужно ли все разрешать ребенку?

Что будет, если ребенку ничего не запрещать — Полное отсутствие запретов или отказов не делает жизнь ребенка проще и безопаснее. Наоборот, оно способно привести к следующим проблемам. • Ребенок не учится оценивать свои поступки и последствия, к которым они могут привести.

Он не чувствует своих границ и не понимает, где проходят границы других людей, • Ребенок считает, что все его желания должны быть удовлетворены, и требует этого не только от родителей и родственников, но и от других людей. • Он не знает, какие его желания важные, а от каких можно отказаться, соответственно хочет получить все и сразу.

• Такой ребенок не может ставить цели и идти к ним — ведь он не знает, чего он хочет, что ему интересно и что нужно сделать, чтобы достигнуть желаемого. • Мир становится небезопасным и непредсказуемым местом. Запреты показывают, что хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя.

  1. Когда их нет и все можно, ребенок не знает, на что ориентироваться, и замыкается в себе.
  2. Во-первых, дети, особенно маленькие, еще не всегда хорошо понимают последствия своих поступков.
  3. И для них слова о том, что ты «упадешь и ударишься» или «с тобой никто не будет играть, если ты будешь драться», — просто слова, за которыми ничего не стоит.

Пока ребенок не набьет собственных шишек, он не будет понимать последствия. Во-вторых, даже понимая последствия, ребенок может выбрать неприемлемое поведение, потому что оно дает выгоду здесь и сейчас, а последствия такого выбора могут и не наступить.

В-третьих, предлагая ребенку выбирать, мы перекладываем ответственность за его жизнь на него. Но такая ноша не всегда ему под силу. Одно дело — выбрать, что он будет на ужин. И совсем другое — решить, как себя вести. Через них он учится взаимодействовать с миром, понимать, чего он на самом деле хочет, и узнавать, как достигнуть цели.

Кроме того, разрешать детям абсолютно все просто-напросто опасно. Какой адекватный и любящий родитель разрешит ребенку играть на проезжей части или пить отбеливатель? Так что мамы и папы, которые говорят, что позволяют ребенку все, немного лукавят. Правила безопасности в таких семьях все-таки есть.

Как объяснить ребенку что так делать нельзя?

Теги: Рекомендации специалистов 0-1 год 1-3 года 3-7 лет маленькие дети

С течением времени в жизнь маленького ребенка входят определенные правила, запреты, связанные со словом «нельзя». По мере взросления малыша запреты эти меняются, и если совсем маленькому ребенку нельзя было трогать, например, ножницы, то когда малыш подрастает и приобретает навыки обращения с данным предметом, соответственно, запрет на него снимается.

На место запретов, потерявших свою актуальность, приходят новые запреты, и чем старше становится ребенок, тем больше ограничений на него обычно накладывают. Накапливаясь, они значительно влияют на поведение ребенка, а следовательно, на его судьбу. Зачастую родители жалуются, что ребенок не понимает слово «нельзя», и это, в свою очередь, приводит к таким негативным последствиям, как ссоры и скандалы между ребенком и его родителями.

Для того чтобы избежать подобной ситуации, рекомендуется следовать несложным правилам воспитания.1. Запретов не должно быть слишком много, Пусть основные «нельзя» касаются исключительно тех предметов и действий, которые могут повредить жизни и здоровью малыша.2.

  • Запрет должен быть постоянным, вне зависимости от настроения родителей,
  • В том случае, если сегодня вы запрещаете что–то малышу, а уже завтра разрешаете, ребенок не будет воспринимать запрет.
  • Многие родители относят «нельзя» к разряду волшебных слов, посредством которых можно незамедлительно сделать ребенка шелковым и послушным.

Но так не происходит! Конечно, не следует ожидать, что как только вы произнесете свое первое «нельзя», ребенок сразу же вас поймет и сделает все так, как вы хотите. Для того чтобы малыш начал реагировать на запреты надлежащим образом, родителям придется потрудиться, проявить максимум терпения и согласованности между собой.

  • Начинать такое обучение можно следующим образом: если вы заметили, что малыш подходит, например, к газовой плите, начинает крутить ее ручки, возьмите малыша на руки, отнесите его от опасного предмета, при этом строго посмотрев в глаза и выразительно сказав «нельзя».
  • Повторяя данные манипуляции каждый раз, когда ребенок приближается к плите, через некоторое время вы заметите, что малыш уже начинает понимать ваш запрет, реагирует уже непосредственно на само слово «нельзя», и вам не придется каждый раз уносить его от плиты.
Читайте также:  Какие документы нужны чтобы перевести ребенка в другой детский сад?

Это правило можно применять относительно многих ситуаций! Далее следует учесть, что успех в обучении зависит во многом от того, насколько согласованно будут действовать родители, В том случае, если мама что–либо запрещает, а папа это разрешает, должного эффекта ожидать не приходится.

Что не стоит говорить ребенку когда он плачет?

Не плачь! — Нельзя обесценивать эмоции или чувства плачущего ребенка. Плача, он выражает то, что чувствует. Подобные фразы бессмысленны и ничем не помогают. Лучше использовать позитивные фразы, например «Поплачь, если тебе это нужно», «Я понимаю, что тебе плохо, чем я могу тебе помочь?», «Давай попробуем решить проблему вместе».

В каком возрасте ребенок понимает запреты?

В этой статье я хотела бы поговорить на очень серьезную тему – стоит ли запрещать ребенку и если да, то как это делать? Ибо от того, как и в каких количествах вы будете говорить своему ребенку «нет» будет во многом зависеть ваша модель воспитания. Прежде чем понять, что и в каком объеме вы собираетесь запрещать своему ребенку, задайте себе один вопрос: «Какого человека вы хотите вырастить? Свободного, способного самостоятельно принимать решения, или удобного для окружающих, закомплексованного, постоянно испытывающего чувство вины?» Безусловно, человека второго типа удобнее воспитывать.

Он меньше сопротивляется вашим требованиям, меньше выказывает свою волю, с меньшей вероятностью он влезет куда-то без вашего на то разрешения. Но! Наивно полагать, что детство пройдет, ребенок вылетит из под вашего крыла, и сразу изменится. Нет, такой человек всю жизнь так и будет бояться отстаивать свои интересы, он с трудом будет сам принимать решения, т.к.

привык, что вы всегда говорили ему, что ему стоит делать, а что нет. Итак, если вам больше нравится удобный ребенок, вы можете кричать ему «Нельзя!» к чему бы он ни прикоснулся, бить его по рукам без четкого объяснения причин, ну и все в таком духе. Ну а если вы все-таки хотите вырастить свободного и думающего человека нет-нет, я вовсе не хочу сказать, что такому ребенку должно быть все дозволено, запреты обязательно должны быть.

Но какие именно и в каких количествах? Об этом читайте в статье! Слово «нельзя» ребенок начинает понимать где-то в возрасте 6-8 месяцев, И как раз в это время вам впервые приходится столкнуться с необходимостью что-то запретить ребенку. В это время малыш уже начинает самостоятельно передвигаться в пространстве, его интересует все больше окружающих вещей, и тотально контролировать его действия, как это было раньше, у вас уже не получится.

Начиная с этого возраста, хотите в этого или нет, вам придется иметь дело со словами с запретами. Поэтому рассмотрим подробнее, как сказать ребенку « нет » и какие правила при этом нужно знать, Эти правила не теряют своей актуальности и в год, и в 2 года, и в 3

Как правильно говорить ребенку нельзя?

Несколько советов родителям по правильному установлению запретов Все родители стремятся к тому, чтобы их малыш вырос хорошим человеком. Мы учим детей простым истинам, ограждаем, показываем и наказываем. Но часто не задумываемся над тем, как и, главное, что при этом говорим? «Не дерись», «не кричи», «не прыгай», «не бегай».

Если собрать все эти «не», то получится, что нельзя почти все. Важно знать, что частица «не» отрицательна для психики малыша. Такая установка блокирует любое действие или эмоцию ребенка, не предлагая никакого выбора. Чем бы мы, взрослые, не руководствовались, используя формулы-запреты, нужно помнить, что требования с частицей «не» откладываются на подсознательном уровне и сопровождают человек на протяжении всей жизни.

В будущем, совершая действие, которое нам запрещали в детстве (например, садясь за стол, не вымыв перед едой руки), мы будем чувствовать себя неловко, испытывать чувство вины и угрызения совести. Давайте попробуем разобраться, когда же формулируются первые запреты.

Возраст, когда ребенок слышит первое «нельзя» — примерно 6-7 месяцев. Да, не удивляйтесь, именно так рано. У ребенка прорезаются первые зубы, и он этими зубками пробует кусать материнскую грудь. И задача мамы не в том, чтобы стойко выносить укусы, а в том, чтобы объяснить ребенку, что есть вещи, которые делать однозначно нельзя.

Есть несколько вариантов реакции на укус. Первый, и самый распространенный — это шлепок по попе. Конечно, это не самая лучшая форма реакции мамы. Некоторые дети после первого шлепка перестают кусаться, но есть и такие, которые пугаются и плачут, не понимая, почему им стало больно.

Если шлепок у вас случайно получился — не переживайте. Дети сделаны с большим запасом прочности и редкий шлепок их не травмирует. Конечно, это не означает, что надо шлепать детей. Лучший вариант — строго посмотреть ребенку в глаза и сказать: «Нельзя кусать!». При этом необходимо извлечь изо рта младенца грудь, которую он кусал.

Сделать это можно следующим способом – на короткое время перекрыть малышу доступ кислорода, слегка зажав пальцами нос. Дышать станет нечем, и малыш выпустит грудь изо рта. И запомнит ощущение, когда нечем дышать. Пик двигательной активности и встречи с новыми «нельзя» приходится на возраст 10-12 месяцев, когда ребенок начинает активно осваивать пространство, встав на ноги.

  1. Этот возраст характеризует очень большая исследовательская активность и очень малый жизненный опыт.
  2. Каким вырастет малыш, зависит от того, какие методы воспитания мы применяли, и, в частности, как и что запрещали ребенку.
  3. Каким он может стать? Первый психотип, который может сформироваться из-за неправильного использования запретов — «Судья».

Вы наверняка встречали человека, порицающего все, что оказывается в его поле зрения: людей, их поступки, социальные явления и прочее, и прочее. Такая оценка проистекает из того, что сами себе «судьи» не могут позволить одеваться, действовать или мыслить подобным образом.

Читайте также:  Нужно ли давать ребенку противовирусные препараты?

Можно ли запрещать ребенку гулять?

Родителям нельзя запрещать малышу знакомиться со сверстниками, гулять с ними, шалить и веселиться.

Можно ли воспитывать не наказывая?

Фильм «Республика ШКИД» Как вам перспектива повоспитывать таких бодрых детей? Может быть, револьвер все-таки пригодится? скачать видео Фильм «Шоколад» Перестаньте! Анук, у нас драться нельзя, понятно? скачать видео Можно ли воспитывать детей, не прибегая к наказаниям? Конечно, можно, но этот путь трудный, требующий опыта, силы и выдержки.

  • На одну безусловную любовь здесь полагаться определенно нельзя.
  • По наблюдениям, хорошие родители наказывают ребенка всерьез только раз или два в жизни, где-то в возрасте трех-четырех лет, когда ребенок пробует родителей на прочность.
  • Если эта битва выиграна, далее снова налаживается хорошая жизнь и взаимопонимание, только изредка чередуемая скорее символическими наказаниями.

Когда-то родители используют предупреждение «Раз! Два! Три! «, когда-то тайм-аут без предупреждения, иногда приходится на время ребенка чего-то лишать за баловство — но все эти воспитательные меры живут где-то на периферии взаимотношения родителей и детей, а в центре находится другое: живое и теплое общение, обсуждение общих тем, помощь в учебе, совместный досуг, спорт.

Меньше всего приходится наказывать тем, кто наказывать не боится, кто может сделать это легко и эффективно, но — но кто при этом с детьми дружит, детей любит, детей воспитывает в большей степени своим примером и с удовольствием рассказывает детям, что им нужно делать, чтобы ими только гордились и никто их не наказывал.

Если к детям в школу приходит молодая учительница, которая добрым голосом обращается к детям и говорит, что она им доверяет, хочет с ними дружить и считает, что детей наказывать нельзя, с самой высокой вероятностью это закончится для нее (да и для детей) плохо.

Дети с удовольствием сядут ей на шею, она попробует это потерпеть, но через месяц-другой ее терпение кончится, и она на детей сорвется. Более опытная учительница начинает просто с установления нормального порядка и дисциплины, если кто-то захочет проверить ее на прочность — с урока выгонит, но когда класс начнет ее уважать, она детям улыбнется — и скоро все поймут, что на самом деле она удивительно теплый и любящий человек.

Воспитать ребенка, не прибегая к наказаниям вообще и никогда, нереально: ни один грамотный педагог не пойдет к трудным детям, не имея возможности когда-то кого-то наказать. Возможность наказать — это проявление силы, а люди силу уважают. И чем ниже люди по уровню развития, тем больше они уважают в первую очередь силу.

Возможность наказания для педагога — такая же обязательная вещь, как оружие у полицейского. Не будет оружия — не будет и полицейского. Другой вопрос, что наказания должны быть адекватны и эффективны, Будем разбираться? В обыденном сознании наказания — обязательная и эффективная мера для наведения порядка и один из способов воспитания,

В реальности все сложнее: как метод влияния, наказание — упрощенный и менее эффективный вариант отрицательного подкрепления, и обычные наказания более злят, чем воспитывают. Возможности наказания невелики: наказание может остановить плохое поведение, но оно не воспитывает добрых чувств.

Почему важно давать ребенку выбор?

Понятно, что все мы ужасно заняты и чаще всего нам проще самим сделать выбор и поставить ребенка перед фактом, чем ждать, пока он медленно и неумело что-то сообразит или сделает. Тем не менее нашим детям очень важно научиться принимать решения. Именно так они смогут обрести настоящую уверенность в себе и стать впоследствии адекватными взрослыми.

Маленький выбор обязательно превратится в умение брать на себя большую ответственность! Да, вам кажется, это преступление против стиля — надеть леопардовые колготки с полосатой кофтой от пижамы и юбкой для балета. Но если вы не едете на какое-то суперответственное мероприятие со строгим дресс-кодом, разве это так важно, во что ребенок одет? Почему бы не позволить ему сделать выбор самостоятельно! Ну хорошо, если пижама с юбкой это уж слишком, ребенок всегда может выбрать, что есть на завтрак — яблоко или банан, какой мультфильм смотреть — Пеппу или Щенячий патруль, в какую настольную игру играть и куда пойти — на площадку или в парк кормить уток.

Если вам все еще кажется, что детям рановато давать право голоса и взрослый все равно знает лучше, вот пять моментов, которые заметно облегчат вашу родительскую жизнь после того, как вы начнете потихоньку разрешать ребенку делать выбор: Детские истерики часто вызваны недостатком контроля.

Малыш хочет хоть что-то в своей жизни контролировать, но это не в его силах, поэтому он начинает качать права по любому поводу. Рыдая из-за того, что сыр на бутерброде не прямоугольный, а треугольный, ребенок на самом деле не «кричит из-за ерунды» — он кричит из-за того, что ему хочется иметь хотя бы иллюзию права выбора.

Дайте ребенку возможность почувствовать себя сильным и способным на что-то влиять — и количество истерик заметно снизится. Умение и возможность принимать решения оказывают сильное влияние на самооценку. Если малыш делает выбор, и все идет хорошо, он ощущает гордость и силу.

И в будущем он будет способен принимать решения и нести ответственность за свой выбор. Одна из главных задач родителя — дать ребенку возможность почувствовать себя нужным и ценным. Дети должны чувствовать, что их мнение важно для семьи, что их действия приносят пользу и радость! Как часто мы закатываем глаза и раздраженно вздыхаем, наблюдая, как ребенок неуклюже пытается нам помочь (а он в этот момент чувствует себя бесполезным неумехой).

Так вот, если мы будем терпеливыми, доброжелательными и позволим детям самим делать выбор и сталкиваться с его результатами, они будут чувствовать себя по-настоящему ценными членами семьи! Жизнь так устроена: у каждого нашего выбора есть последствия.

И чем раньше мы это поймем, тем проще нам будет в дальнейшем. Если ребенок решил надеть новые белые кроссовки на прогулку в осенний парк с грязью и лужами, в следующий раз он, скорее всего, вспомнит, как было неприятно ходить в мокрой и грязной обуви, и примет другое решение. Ну или хотя бы задумается об этом.

Читайте также:  Что должен уметь ребенок перед походом в садик?

Как наши дети поймут, что им на самом деле нравится, если мы все и всегда решаем за них? Авторитарный стиль воспитания лишает ребенка возможности развиваться.

Почему детям нельзя есть сладкое?

Польза и вред сахара — Нет необходимости полностью исключать сладкое из рациона малыша, так как сахар все-таки нужен, но в небольшом количестве. Важно следовать советам педиатров и учитывать возрастные рекомендации для ребенка, чтобы избежать возможного вреда от лакомств, но при этом обеспечить растущему организму пользу углеводов: Польза сахара: является источником углеводов, дарит энергию, способствует активности головного мозга.

Что не имеет права делать родители?

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Как правильно говорить ребенку нельзя?

Несколько советов родителям по правильному установлению запретов Все родители стремятся к тому, чтобы их малыш вырос хорошим человеком. Мы учим детей простым истинам, ограждаем, показываем и наказываем. Но часто не задумываемся над тем, как и, главное, что при этом говорим? «Не дерись», «не кричи», «не прыгай», «не бегай».

  • Если собрать все эти «не», то получится, что нельзя почти все.
  • Важно знать, что частица «не» отрицательна для психики малыша.
  • Такая установка блокирует любое действие или эмоцию ребенка, не предлагая никакого выбора.
  • Чем бы мы, взрослые, не руководствовались, используя формулы-запреты, нужно помнить, что требования с частицей «не» откладываются на подсознательном уровне и сопровождают человек на протяжении всей жизни.

В будущем, совершая действие, которое нам запрещали в детстве (например, садясь за стол, не вымыв перед едой руки), мы будем чувствовать себя неловко, испытывать чувство вины и угрызения совести. Давайте попробуем разобраться, когда же формулируются первые запреты.

Возраст, когда ребенок слышит первое «нельзя» — примерно 6-7 месяцев. Да, не удивляйтесь, именно так рано. У ребенка прорезаются первые зубы, и он этими зубками пробует кусать материнскую грудь. И задача мамы не в том, чтобы стойко выносить укусы, а в том, чтобы объяснить ребенку, что есть вещи, которые делать однозначно нельзя.

Есть несколько вариантов реакции на укус. Первый, и самый распространенный — это шлепок по попе. Конечно, это не самая лучшая форма реакции мамы. Некоторые дети после первого шлепка перестают кусаться, но есть и такие, которые пугаются и плачут, не понимая, почему им стало больно.

Если шлепок у вас случайно получился — не переживайте. Дети сделаны с большим запасом прочности и редкий шлепок их не травмирует. Конечно, это не означает, что надо шлепать детей. Лучший вариант — строго посмотреть ребенку в глаза и сказать: «Нельзя кусать!». При этом необходимо извлечь изо рта младенца грудь, которую он кусал.

Сделать это можно следующим способом – на короткое время перекрыть малышу доступ кислорода, слегка зажав пальцами нос. Дышать станет нечем, и малыш выпустит грудь изо рта. И запомнит ощущение, когда нечем дышать. Пик двигательной активности и встречи с новыми «нельзя» приходится на возраст 10-12 месяцев, когда ребенок начинает активно осваивать пространство, встав на ноги.

  • Этот возраст характеризует очень большая исследовательская активность и очень малый жизненный опыт.
  • Каким вырастет малыш, зависит от того, какие методы воспитания мы применяли, и, в частности, как и что запрещали ребенку.
  • Каким он может стать? Первый психотип, который может сформироваться из-за неправильного использования запретов — «Судья».

Вы наверняка встречали человека, порицающего все, что оказывается в его поле зрения: людей, их поступки, социальные явления и прочее, и прочее. Такая оценка проистекает из того, что сами себе «судьи» не могут позволить одеваться, действовать или мыслить подобным образом.

В каком возрасте дети начинают понимать слово нельзя?

В этой статье я хотела бы поговорить на очень серьезную тему – стоит ли запрещать ребенку и если да, то как это делать? Ибо от того, как и в каких количествах вы будете говорить своему ребенку «нет» будет во многом зависеть ваша модель воспитания. Прежде чем понять, что и в каком объеме вы собираетесь запрещать своему ребенку, задайте себе один вопрос: «Какого человека вы хотите вырастить? Свободного, способного самостоятельно принимать решения, или удобного для окружающих, закомплексованного, постоянно испытывающего чувство вины?» Безусловно, человека второго типа удобнее воспитывать.

Он меньше сопротивляется вашим требованиям, меньше выказывает свою волю, с меньшей вероятностью он влезет куда-то без вашего на то разрешения. Но! Наивно полагать, что детство пройдет, ребенок вылетит из под вашего крыла, и сразу изменится. Нет, такой человек всю жизнь так и будет бояться отстаивать свои интересы, он с трудом будет сам принимать решения, т.к.

привык, что вы всегда говорили ему, что ему стоит делать, а что нет. Итак, если вам больше нравится удобный ребенок, вы можете кричать ему «Нельзя!» к чему бы он ни прикоснулся, бить его по рукам без четкого объяснения причин, ну и все в таком духе. Ну а если вы все-таки хотите вырастить свободного и думающего человека нет-нет, я вовсе не хочу сказать, что такому ребенку должно быть все дозволено, запреты обязательно должны быть.

  1. Но какие именно и в каких количествах? Об этом читайте в статье! Слово «нельзя» ребенок начинает понимать где-то в возрасте 6-8 месяцев,
  2. И как раз в это время вам впервые приходится столкнуться с необходимостью что-то запретить ребенку.
  3. В это время малыш уже начинает самостоятельно передвигаться в пространстве, его интересует все больше окружающих вещей, и тотально контролировать его действия, как это было раньше, у вас уже не получится.

Начиная с этого возраста, хотите в этого или нет, вам придется иметь дело со словами с запретами. Поэтому рассмотрим подробнее, как сказать ребенку « нет » и какие правила при этом нужно знать, Эти правила не теряют своей актуальности и в год, и в 2 года, и в 3