«Не болел, не болел дома, а в саду — как прорвало, ОРЗ за ОРЗ!» Эта проблема знакома каждому родителю, отдающему ребенка в детский сад. Действительно, там дети болеют чаще: до 9-12 раз в первый год посещения сада и до 6-9 раз в последующие годы. Так происходит из-за сочетания целого ряда факторов, на часть из которых мы можем повлиять, а часть от нас не зависит. Photo by Jeremiah Lawrence on Unsplash В чём причина частых болезней ребёнка и можно ли их предотвратить? Отвечает педиатр Суламифь Вольфсон. Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.
Как часто болеют дети когда начинают ходить в сад?
Не стоит воспринимать эти слова, как страшный диагноз. По исследованиям американских ученых абсолютно здоровые дети с нормальным иммунитетом болеют 8-12 раз в течение первого года посещения детского сада, в течение второго — 6-10 и в дальнейшем все меньше.
Когда ребенок перестает болеть в саду?
Однажды настает тот долгожданный для родителей день, когда ребенок отправляется в детский сад. Казалось бы, наконец мама может спокойно выйти на работу, однако очень скоро к детским слезам утреннего расставания добавляются насморк, кашель, температура.
Через неделю-две больничный закрывается, ребенок снова идет в сад, но спустя несколько дней опять «хлюпает носом». Такой замкнутый круг может длиться достаточно долго: педиатры называют от 3-4 месяцев до года. С чем связаны трудности адаптации, как помочь организму ребенка и избежать осложнений болезни – на эти и другие вопросы отвечает Алла Беганская, заведующая педиатрическим отделением УЗ «Брестская городская детская поликлиника №1».
– Когда отправлять ребенка в детский сад – это, скорее, педагогический вопрос, и все же Что думают по этому поводу педиатры? – Каким бы хорошим ни был детский сад, 80% детей в период адаптации болеют. И это абсолютно нормально. Естественно, что родители встревожены и хотят поскорее выбраться из бесконечных больничных.
- Но хорошо бы подумать о предстоящих трудностях заранее, еще до сентября.
- Не нужно откладывать начало посещения сада на осень, лучше пойти в августе, пока еще тепло.
- Правильнее не оставлять ребенка сразу на целый день, а увеличивать время пребывания в саду постепенно.
- Сейчас для мягкой адаптации создаются все условия: во многих садах есть группы временного пребывания детей в возрасте от 2 до 3 лет, куда малыши приходят вместе с мамами, привыкают к новой обстановке и режиму.
И это очень правильно. Некоторые родители знакомят ребенка с садом таким образом: сначала приводят на прогулку на территорию садика, потом показывают группу, где он будет играть с другими детьми, спальню, столовую, знакомят с воспитателями и нянями Все это формирует позитивное восприятие детского сада.
- Часто родители говорят, что ребенок до сада болел редко или не болел вообще.
- Но как только пошел – болезни одна за другой.
- С чем это связано? – Основных причин две: новый образ жизни и новое окружение.
- Ребенок начинает жить по новому режиму.
- Дома он ел и спал, когда хотел, график прогулок был другим Попав в сад, дети чувствуют на себе давление нового ритма жизни, и закономерно, что их организм пребывает в стрессе.
Психоэмоциональное состояние сказывается на физическом здоровье и, конечно же, на иммунной системе – снижается восприимчивость организма к вирусам и бактериям. А в детском саду, в новом окружении, ребенок сталкивается с новыми для его организма видами вирусов и бактерий.
Пока ребенок находился дома и жил в окружении родственников, он «познакомился» с типичными для его семьи видами бактерий. Контактируя с другими детьми, он встречается с бактериями, типичными для их семей. Происходят обмен и как следствие заражение. Большинство болезней – острые инфекции, чаще всего вирусные респираторные (поражают дыхательные пути).
Однако количество циркулирующих вирусов не бесконечно. Каждое перенесенное заболевание формирует иммунитет, уменьшая вероятность следующего, Хуже, если ребенок не болеет в детском саду: скорее всего, он будет болеть в школе, а это намного сложнее.
Сколько длится адаптация в саду болезни?
Каждый последующий тяжелее предыдущего — Часто бывает так, что с каждым последующим заболеванием малыш болеет дольше и тяжелее. И если сначала это был обычный насморк, то через несколько эпизодов тот же обычный насморк может превратиться в бронхит или пневмонию.
С чем это связано? Представьте, что иммунитет ребенка – это депо, в котором находятся все компоненты, необходимые для борьбы с инфекцией. Когда в организм попадает чужеродный вирус, то из депо выбрасывается определенное количество антител. Таким образом, с каждым новым заболеванием иммунное депо истощается, потому каждое последующее заболевание у ребенка проходит тяжелее.
Для того чтобы иммунное депо восстановилось, после болезни должно пройти достаточное количество времени: в зависимости от особенностей организма и тяжести заболевания это может быть как 3 дня, так и 2-3 недели. К сожалению, у родителей, спешащих вернуться на работу, часто нет возможности побыть с ребенком для полного восстановления иммунной системы после болезни. Фото: Getty Images/Fotobank
Что можно давать ребенку для поддержания иммунитета в садик?
Как подготовить ребёнка к детскому саду? Для любого ребенка поступление в детское дошкольное учреждение является трудным шагом. В этот момент резко изменяется окружающая обстановка, а вместо близких и дорогих родителей появляется воспитатели, помощники воспитателя и другие незнакомые взрослые.
И все происходит в новом детском коллективе, где у каждого ребенка уже есть свое место, игрушки, друзья. Малыш медленно привыкает к спальне с множеством кроватей, к коллективным походам в туалет и прочим атрибутам общественного воспитания. Чтобы будущий воспитанник детского сада быстро привык к дошкольному учреждению, ему надо помочь.
Эту помощь ребенку родители должны «организовать» задолго до поступления в детский сад. Начать надо с самого главного – с наблюдения за состоянием здоровья малыша и его оздоровления. Постарайтесь вылечить все детские недуги и сделать необходимые профилактические прививки.
- Причем прививки делаются не позднее, чем за месяц до поступления малыша в детское дошкольное учреждение.
- И конечно, самое главное – это закаливание и физкультура.
- Закаленные, физически подготовленные малыши почти не болеют в новых для них условиях.
- В детский сад дети должны поступать с уже сформировавшимися навыками самообслуживания: они должны самостоятельно ходить в туалет или пользоваться горшком, чистить зубы, одеваться и раздеваться (взрослые могут им в этом помогать), пользоваться столовыми приборами и салфеткой, пить из чашки.
Эти навыки только на первый взгляд представляются элементарными, а как страдают дети, когда родители не научили их простым приемам самообслуживания. В детский сад следует отдавать ребенка в последний летний месяц или в начале сентября, когда дети много времени проводят на свежем воздухе.
Дома также надо обеспечить ребенку в период адаптации щадящий режим (рациональное питание, дневной сон, более продолжительное время пребывания на свежем воздухе) с учетом врачебных и педагогических рекомендаций. Обстановка в семье должна быть спокойной, обращение родителей с ребенком особенно ласковым Когда адаптация к детскому саду произойдет, родители узнают это по изменившемуся поведению ребенка.
Его легко можно рассмешить, ребенок редко выходит из себя и капризничает не чаще одного – двух раз в неделю, и то когда это бывают какие-либо причины. Малыш ложиться спать спокойно, не выводя окружающих из терпения, у него нет ночных кошмаров или странных страхов (пойти в другую комнату, потрогать какой-либо предмет), он почти не мочиться в постель.
- Ребенка можно на некоторое время оставить одного, не опасаясь, что он расплачется, как будто родители оставили его навсегда, за ним не нужно постоянно присматривать.
- У него появляются друзья, с которыми он охотно играет.
- Если эти добрые перемены произошли, значит, все в порядке, малыш, привык к детскому саду и у него, началась новая и интересная жизнь.
В детском дошкольном учреждении он получит много нового и полезного.10 шагов для укрепления иммунитета ребенка Как подготовить иммунитет малыша к детскому садику? Конечно же, ни для одной мамочки не секрет, что, решившись начать «взрослую жизнь» чада, семья неизбежно столкнется с часто подхватываемыми вирусами в саду.
Почему дети в саду начинают болеть?
Моей дочке почти четыре года. Обратила внимание, что как только она пошла в детский сад, то начала постоянно простужаться. Летом все хорошо, но вот сентябрь — и дочка снова с соплями. Причем болеет вся семья по очереди: сначала заболевает она, а потом заражаемся мы с мужем.
Почему дети, которые ходят в садик, все время болеют? Значит ли это, что у них слабый иммунитет? И можно ли сделать так, чтобы дети меньше заражались и болели? Частые детские простуды — признак не слабой, а здоровой иммунной системы. Дошкольники болеют чаще взрослых, потому что их иммунитет еще не умеет эффективно отражать атаки вирусов и бактерий.
Как только иммунная система наберет стаж успешно перенесенных простуд, дети будут заражаться меньше. Но обойтись без обучения иммунная система не может: дети, которые не ходили в садик и не болели там, обречены часто простужаться в младших классах школы.
Как уберечь ребенка от болезней в детском саду?
В предотвращении болезней в саду важно место отводится регулярному, через определенные промежутки времени, сбалансированному питанию, максимальному наполнению его микроэлементами и витаминами. Повысить иммунитет ребенка можно и при регулярном употреблении натуральных иммуномодуляторов.
Почему в садике часто болеют дети?
Как избежать частых болезней в детском саду? — Как этого избежать? Какую «волшебную пилюлю» дать ребенку, чтобы он не болел, идя в детский сад? К сожалению, ответить на этот вопрос однозначно нельзя. Кто-то успевает пробыть в группе неделю-вторую и не заболеть, а кто-то и трех дней не выходить.
Все зависит от иммунитета ребенка, от его «иммунологической памяти». Есть такое наблюдение, что дети, которые практически не болели до детского сада, придя в него «с болячек не вылазят», а те, которые и до того периодически болели простудными заболеваниями, более стойкие. Все очень просто обьяснить: у детей, которые чаще болели до сада, уже есть «иммунологическая память» о тех или иных вирусах и бактериях, и их иммунный ответ более быстрый, а те, что еще не болели — они только заполняют «ячейки иммунологической картотеки».
Я не говорю, что хорошо, когда ребенок болеет, я только хочу, чтобы вы, родители, поняли, что то, что дети болеют первые 6месяцев — 1год, когда идут в детский сад, это закономерное явление, Среднестатистический здоровый ребенок с нормальной иммунной системой может болеть ОРВИ 6-8 раз в году,
Чем чаще всего болеют дети?
Материал подготовила врач аллерголог-иммунолог Баламут Наталья Юрьевна Нет ничего хуже для родителей, чем болеющий ребенок. Смотреть на страдающее чадо невыносимо, тем более, если ребенок болеет постоянно. Не редкость ситуации, когда мама просто не может сказать, сколько раз за год ребенок болел — эти ОРЗ просто не заканчиваются.
Одни сопли плавно перетекают в другие, заложенный нос переходит в заболевшее ухо Родители должны знать, что врожденные нарушения иммунитета – так называемые первичные иммунодефициты — редкость. Они проявляются не просто частыми простудными заболеваниями, а очень тяжелыми ОРВИ с опаснейшими бактериальными осложнениями, которые с трудом поддаются лечению.
Врожденный иммунодефицит — это состояние смертельно опасное и оно не имеет никакого отношения к двухмесячному насморку. Таким образом, частые ОРЗ — в подавляющем большинстве случаев следствие вторичного иммунодефицита — т.е. ребенок родился нормальным, но под действием определенных внешних факторов его иммунитет или не развивается, или чем-то угнетается.
Часто болеющие дети — это совсем не диагноз. Если ребенок часто болеет, это означает, что он постоянно сталкивается с источниками инфекции. Они могут находиться внутри самого организма или во внешней среде — например, при большом числе контактов с людьми. Факторы, способствующие частым заболеваниям ребенка и постановке диагноза «Часто Болеющий Ребенок» или «Вторичный иммунодефицит» можно разделить на две группы: внутренние и внешние.
К внутренним факторам относятся такие факторы как
Незрелость иммунной системы, органов дыхания, организма в целом. Наследственность (предрасположенность к заболеваниям дыхательных путей). Проблемы во время беременности и родов, Как следствие – плохая адаптация ребенка к воздействию внешней среды.Проявления аллергии, Хронические заболевания,
Кроме того, хронические заболевания и очаги инфекций так же не самым благоприятным образом влияют на состояние иммунной системы ребенка и требуют не только выявления и санации, но и последующего наблюдения с целью предотвращения рецидивов. К этим факторам относят: Очаги хронической инфекции в носоглотке.
- Аденоиды, Это приводит не только к постоянным простудным заболеваниям, но и к частым отитам, гайморитам, гнойным ринофарингитам, хроническим ангинам, бронхитам, нарушениям слуха.Перенесенная родовая травма, нервно-психические расстройства, энцефалопатия. Самая частая причина нарушений деятельности головного мозга — его гипоксия, то есть нехватка кислорода. На фоне гипоксии возникают нарушения кровообращения в головном мозге, которые приводят к вторичному, то есть приобретенному в течение жизни иммунодефициту.Нарушение работы эндокринной системы, в частности, увеличение вилочковой железы.
- Он может заразиться респираторной инфекцией от родственников, на прогулке, в поликлинике.
- Постепенно он приобретает запас своих собственных антител.
- Как только малыша начинают водить в садик, вероятность заражения возрастает в несколько раз.
- Ведь каждый окружающий ребенка человек, может принести тот тип микрофлоры, с которой он не сталкивался.
- Ребенок бодр и весел.
- У него обильно текут прозрачные сопли слизистого характера, он может часто чихать и даже может отмечаться слезотечение, но вести его в садик можно, он не заразен для окружающих.
- При этом необходимо получать лечение, ведь мало того, что самому ребенку плохо бесконечно шмыгать носом, так еще и есть вероятность, что безобидный насморк может плавно перерасти в хронический.
- Адаптационный период в детском саду — это период, в который ребенок приспосабливается к новой для него ситуации.
- Важно помнить о том, что адаптация и приспособление нельзя приравнивать к любви и воодушевлению — ребенок может успешно адаптироваться к детскому саду, но это значит, что ему там будет очень нравиться.
- Кормить ребенка исключительно грудным молоком как минимум до полугода, а при возможности дольше. Продолжительное грудное вскармливание обеспечивает детей необходимыми для поддержания иммунитета 9 веществами.
- Ограничивать контакты с детьми и взрослыми с инфекционными заболеваниями
- Применять щадящие техники закаливания: воздушные ванны, солнечные ванны, обливание малыша после купания более прохладной водой — начинать с 26 градусов, постепенно понижая ее до 18 (снижением на один градус в неделю).
- Делать ежедневный легкий массаж. Массаж поглаживаниями помогает активизировать ток лимфы, снять мышечные «блоки», дают малышу дополнительный контакт с мамой и успокаивает.
- Не подвергать малыша стрессам
- Не перегревать, избыточно одевая дома и на прогулки, одевать ребенка «по погоде»
Как сделать так чтобы ребенок не болел?
Чтобы ребенок меньше болел необходимо: увлажнение слизистой носа; проведение профилактических прививок; обследование всех членов семьи на наличие хронических инфекций и их лечение; начало посещения детского сада с 3-4 лет, а иногда и с 5 лет.
Можно ли вести ребенка в сад с соплями?
Каждый малыш рождается с иммунологической защитой — запасом антител, полученным от мамы. После рождения этот запас начинает снижаться. Но параллельно с этим формируется иммунитет, связанный с контактами малыша. Пока ребенок маленький, этих контактов не много.
Отсюда и повышение заболеваемости. Но этот «минус» не является катастрофой. Ведь чтобы детский иммунитет формировался и быстрее укреплялся, ему необходимо «встречаться» с разнообразными видами микрофлоры. Только так он сможет стать защитной системой для ребенка.
Что же делать маме утром, если ребенок проснулся с признаками заболевания, можно ли вести его в садик? Давайте разберемся, какого происхождения бывает насморк и опасен ли он для других детей. Вариантов может быть несколько. Если симптомы свидетельствуют о начале заболевания (слабость, вялость, обильный насморк, начинающийся кашель, чихание), то вести малыша в детский садик нельзя.
Он является источником инфекции и обязательно заразит других детей. В этом случае мама должна оставить ребенка дома, обратиться к врачу и начать лечение. Другой вариант, когда у детей отмечается насморк — аллергия. В этом случае нет проявлений вирусного заболевания.
Многие дети болеют респираторными инфекциями, после которых остаются остаточные явления. Выписка ребенка в детское учреждение производится педиатром, когда он уверен, что здоровье малыша вне опасности, и что он не заразен для окружающих детей. Выписать ребенка с остаточными явлениями в виде насморка или кашля можно.
Как долго длится адаптация?
Это тот самый этап, когда ваш ребенок рыдает в три ручья в раздевалке группы, а вы едете на работу и чувствуете себя худшим родителем на свете. Мы побеседовали с практикующим семейным психологом и кандидатом психологических наук Румией Калининой и разобрались, как может проходить адаптация, на что обратить внимание, и как смягчить этот процесс для вас и для ребенка.
Продолжительность периода, в который ребенок привыкнет ходить в детский сад (и перестанет страшно рыдать в раздевалке) зависит от того, как эта самая адаптация у него проходит. В случае, если все идет легко и хорошо, полный адаптационный период может занимать 10-15 дней.
Адаптация средней тяжести пройдет за месяц, а тяжелая адаптация может длиться от двух до шести месяцев и быть уже опасной для ребенка, которой находится в состоянии постоянного стресса и напряжения. В среднем принято считать, что спустя один-два месяца большинство детей уже полностью адаптированы к детскому саду и могут ходить в него без проблем.
Период приспособления к садовской жизни обычно проходит нелегко. Однако если все идет по плану, вы довольно быстро сможете заметить положительные признаки того, что ребенок постепенно адаптируется. Вот, как это можно понять:
Ребенок со временем реже плачет и меньше капризничаетРебенок быстро переключается (сперва плачет в раздевалке, но потом спокойно бежит играть в группу)После выходных или болезни ребенок с радостью возвращается в сад (даже если до этого не очень хотел туда идти)В детском саду у ребенка есть то, что ему нравится (любимые занятия, еда, игрушки, друзья).
К сожалению, не все дети с легкостью могут привыкнуть к изменившимся условиям жизни. Кому-то адаптация к саду и вовсе дается крайне тяжело — в силу возраста или индивидуальных особенностей. Вот, на что стоит обратить внимание родителям в процессе адаптации:
Ребенок начинает чаще плакать и больше капризничатьНаходясь в саду, ребенок ведет себя несвойственно, например, целый день грустит или проявляет агрессиюРебенок бурно реагирует на упоминания о саде, начинает плакать и кричатьПосле посещения сада ребенок на долгое время становится «неуправляемым» (если это происходит только вечером после садика, то это нормально)Ребенок часто болеет, после болезни не хочет возвращаться, часто жалуется на здоровье, чтобы не ходить в сад.
Если адаптация сильно затягивается (от двух до шести месяцев), она может негативно сказываться на состоянии здоровья ребенка: он начинает часто болеть, плохо спать, теряет уже полученные навыки, страдает от физического и психического истощения организма.
Как повысить иммунитет у ребенка до года?
Как поддерживать иммунитет у новорожденных.6 советов мамам —
Когда можно идти в сад после орви?
А когда можно в сад? — Если насморк и кашель вашего ребенка – остаточные проявления болезни, в сад приходить можно. В зависимости от вируса и состояния здоровья ребенка, продолжать кашлять он может еще 2-4 недели после выздоровления и при этом не быть заразным для окружающих.