В каком возрасте ставят диагноз задержка речевого развития?

В каком возрасте ставят диагноз задержка речевого развития
Диагностика и лечение — Диагностировать задержку в развитии речи можно в том периоде, когда речь уже должна быть развитой, а именно – в 3-4 годика. Зачастую подобный диагноз специалисты ставят в то время, когда уже упущена возможность наверстать или скорректировать это состояние.

  • Поэтому родители не должны ждать, когда малыш начнет сам говорить и внимательно отслеживать становление его речи, начиная с наиболее раннего возраста, в особенности, если для этого имеются показания (проблемы развития плода, тяжелые роды, неврологические показания).
  • Малышу такой диагноз ставят лишь на основании комплексного заключения невропатолога, логопеда, и сурдолога.

Если проблема неврологическая, и задержка речевого развития произошла в результате дисфункции мозга, лечение должен назначить врач-невропатолог, чтобы улучшить кровообращение мозга и поддержку интегративной мозговой функции. Если малыш имеет задержку развития речи по причине нарушения слуха или глухоты, тут должны присоединиться уже другие специалисты.

Как понять есть ли задержка речи у ребенка?

О задержке говорят, если в 2 года малыш почти не произносит слов, а в 3 года у него не сформирована связная речь. Задержку речевого развития у детей лечат детский невролог, логопед, дефектолог, медицинский психолог. Задержка речевого развития – термин и понятие, находящееся на стыке детской неврологии и логопедии.

Как понять что ребенок отстает в речевом развитии?

Классификация ЗРР — Различают три вида недоразвития речи:

  1. системное, когда его вызывают нарушения высших психических функций – задержка психо-речевого развития (ЗПРР);
  2. общее – при задержке речи при сохранном интеллекте;
  3. специфическое расстройство развития речи (СРРР) – при отсутствии нарушений работы мозга, органов слуха, интеллекта.

Каждый вид требует принципиально разного подхода к лечению. В этой статье говорим о ЗРРР, как о самой частой патологии, хорошо поддающейся коррекции. Таблица № 1. Классификация ЗРРР

Диагноз Нарушение Причина Виды Уровень нарушений
Специфическое расстройство речевой артикуляции (СРРА). Дизартрия Нарушение тонуса речедвигательных мышц (языка, лица). Спастическая Извилины передней части головного мозга, проведение по корково-ядерным путям.
Гиперкинетическая Подкорковые узлы и нервные связи.
Гипотоническая Передача нервно-мышечного импульса.
Атактическая Мозжечок
Задержка формирования экспрессивной речи. Алалия Несформированность функции речи в коре головного мозга. Тонус звукоречевых мышц в норме. Моторная Отсутствие речи при хорошем словарном запасе и нормальном понимании.
Сенсорная Не может воспринимать или понимать обращённую речь.
Тотальная Нарушение восприятия и воспроизведения речи.

При дизартрии малыш повторяет и произносит все слова, однако нечётко: заикается, шепелявит. Нарушена артикуляция, поэтому понять его могут только родители и те, кто долгое время находится в близком контакте. При алалии ребёнок совсем не говорит, либо говорит мало, укороченными словами и фразами.

Степень Проявления
Первая Речь практически полностью отсутствует
Вторая Использует простые предложения, не всегда корректно произносит звуки, заменяет их похожими по звучанию.
Третья Употребляет простые слова, но глотает звуки, меняет местами слоги. Говорит невнятно.
Четвёртая Невнятное произношение, нечёткая артикуляция, ошибки в словообразовании.

ЗРР у детей даже с неяркими симптомами требует интенсивного лечения, так как не проходит самостоятельно. Врач должен выяснить причину её развития и провести курс терапии. Эффект тем лучше, чем раньше начато лечение.

Кто ставит диагноз задержка речевого развития?

Диагноз « задержка речевого развития » ставится только на основании комплексного обследования ребенка у врачей-специалистов: психолога, невропатолога и логопеда. Делать выводы о несостоятельности речи только на основании несоответствия ребенка нормам речевого развития неверно.

Когда ребенку ставят ЗПР?

Задержка психического развития (ЗПР) — это нарушение нормального темпа формирования психики ребенка, проявляющееся недоразвитием мыслительной, эмоциональной сферы, отставанием уровня памяти и внимания от нормативных показателей для определенной возрастной категории. Как правило, диагноз ЗПР ставится в возрасте 5-6 лет, в основном в начальных классах школы, в период начала активного обучения.

В каком возрасте созревают центры речи?

Знание основных этапов развития речи поможет вовремя выявить возможные речевые проблемы ребенка. Несмотря на то, что жёстких стандартов нет (ведь каждый ребёнок развивается в своём индивидуальном темпе), любое отклонение от возрастных норм должно насторожить внимательных родителей и стать сигналом для своевременного обращения к логопеду.

Пусть лучше специалист опровергнет Ваши опасения, чем будет пропущен благодатный период для исправления нарушения. Первый год жизни крайне важен для речевого развития ребёнка, так как идёт активное созревание речевых областей мозга. Первый год – это доречевой период, который является фундаментом для дальнейшего становления речи.

Его условно можно разделить на следующие этапы: первый (0 – 3 мес.) – развитие эмоционально-выразительных реакций; второй (3 – 6 мес.) – время появления голосовых реакций (гуления и лепета); третий (6 – 10 мес.) – начало развития понимания речи, активного лепета; четвёртый (10 мес.

1 год) – время появления первых слов. Первый этап (0 – 3 мес.) Крик – первая голосовая реакция. Крик здорового ребёнка – звонкий и продолжительный. К 2 – 3 месяцам жизни интонации при крике становятся разнообразны. Так, например, крик голодного малыша пронзительный и настойчивый, а крик при дискомфорте вялый и невыразительный.

Появляется «комплекс оживления» – простейшая форма доречевого общения со взрослым в виде улыбки, общих хаотичных движений, звуков, прослеживания взглядом за взрослым. Уже в этом возрасте можно активизировать развитие ребенка, т.к. с появлением комплекса оживления ребенок начинает нуждаться в постоянном общении.

Нужно предлагать ребенку игрушки, разные по форме и цвету, громко звучащие, чаще играть с ним, передвигая игрушки, воспитывая зрительное сосредоточение и двигательные хватательные действия. Кстати, чтобы успокоить малыша, необязательно прибегать лишь к соске, ведь когда он ее сосет, он полностью отвлечен от окружающего мира.

Второй этап (3 – 6 мес.) К третьему месяцу или чуть раньше появляется гуление. Гуление – протяжные негромкие певучие звуки: «а-а-а-а», «гу-у-у», «а-бм», «бу» и т.д. Эти звуки либо просты для произношения, либо связаны с актами сосания и глотания. В период гуления появляется интонация радости.

Кроха гулит, когда ему хорошо: он выспался, сух и сыт. В 4 месяца звуковые сочетания усложняются и появляются новые: «гн-агн», «рн», «кхн» и т.д. Гуление есть абсолютно у всех детей. Дети всего мира гулят одинаково: в речи крохи можно услышать звуки всех языков. Но позже малыш отберёт только те звуки, которые свойственны его родному языку.

При нормальном развитии ребёнка в 4 – 5 месяцев гуление плавно переходит в лепет. Лепет – воспроизведение слоговых сочетаний, подражание речи окружающим. Наиболее интенсивный процесс накопления лепетных звуков происходит после шестого месяца. При тяжёлых речевых нарушениях лепет обнаруживается у детей в более позднем возрасте! У глухих и слабослышащих гуление затухает.

Как ведут себя дети с ЗРР?

Симптомы —

Ребенок в возрасте до года слабо реагирует на звуки, и сам практически не издает каких-либо звуков. К двенадцати месяцам ребенок не использует распространенные жесты — не указывает на предметы пальцами, не машет рукой на прощание, и так далее. К восемнадцати месяцам ребенок еще не имитирует звуки. Ребенок с трудом понимает обращенные к нему простые просьбы. Ребенок старше двух лет может только имитировать речь или жесты, и не произносит какие-либо звуки спонтанно, по собственной инициативе. Ребенок старше двух лет произносит лишь ограниченное количество звуков, и не может использовать какие-либо речевые навыки, чтобы сообщить о чем-либо, кроме насущных потребностей. У ребенка необычный тон голоса (например, он говорит в нос, или очень скрипучим голосом). Родители с трудом понимают, что говорит ребенок.

Что покажет Ээг при задержке речи?

Задержка речевого развития (ЗРР) у детей при отсутствии своевременного адекватного лечения ведёт не только к замедлению познавательных процессов и трудностям в обучении, но и вызывает серьёзные психологические проблемы в связи с затруднением контакта со сверстниками и нарушением процесса адаптации в детском коллективе.

Основными причинами ЗРР являются заболевания и поражения головного мозга, включая родовые травмы и внутриутробные инфекции,нарушения слуха, а также генетические и психологические факторы (невостребованность речи). Диагностика и лечение ЗРР у детей нередко вызывают затруднения у практикующих врачей, что может быть связано с наличием одновременно нескольких этиологических факторов, сочетанием органического поражения головного мозга и слуховых расстройств,а также наличием эпилептиформной активности головного мозга, при которой многие из существующих методов лечения противопоказаны.

Зачастую дети с ЗРР оказываются недостаточно обследованными перед началом лечения, в связи с чем назначенное лечение либо не эффективно, либо приводит к развитию побочных действий, в частности провокации эпилептических приступов на фоне электролечения или бесконтрольной терапии ноотропами, что ещё более затрудняет лечение.

Читайте также:  Как лечить задержку речевого развития?

Учитывая актуальность проблемы ЗРР у детей, требуется более широкое внедрение современных диагностических методов в детской неврологии, в частности нейрофизиологических методов исследования (акустических стволовых вызванных потенциалов (АСВП), ЭЭГ и ЭЭГ-видеомониторинга), что позволит своевременно назначить адекватную терапию.

Проведённые исследования показали диагностическую значимость нейрофизиологических методов исследования при задержке речевого развития у детей, а именно, в определении уровня поражения нервной системы и слуховых путей, своевременном выявлении эпилептиформной активности.

По данным ЭЭГ и ЭЭГ-видеомониторинга установлено, что при ЗРР часто выявляются признаки эпилептиформной активности даже при отсутствии эпиприступов в анамнезе. Детским неврологам рекомендуется всем детям с ЗРР до начала лечения проводить обследования — акустические стволовые вызванные потенциалы и ЭЭГ-видеомониторинг.

Точная диагностика уровня поражения позволит назначить адекватную терапию, с учётом индивидуальных особенностей функционального состояния нервной системы. В медицинском центре «Кардионеврология», можно получить консультацию детского невролога, доктора медицинских наук Кузнецовой Екатерины Андреевны, пройти дополнительные обследования и необходимое лечение.

В чем отличие ЗПР от аутизма?

Отличие задержки психического развития (ЗПР) от аутизма. — Задержка психического развития может коррелировать с расстройствами аутистического спектра. Когда диагностика затруднена и черты аутизма не столь выражены, говорят о ЗПР с элементами аутизма. В каком возрасте ставят диагноз задержка речевого развития Дифференциация задержки психического развития (ЗПР) от аутизма:

      1. При ЗПР у ребенка есть зрительный контакт, дети с аутизмом (именно аутизм, а не аутистическое расстройство, такое, как синдром Аспергера) никогда не смотрят в глаза, даже родителям.
      2. У обоих детей может отсутствовать речь. Ребенок с ЗПР в таком случае будет пытаться обратиться ко взрослому жестами, покажет пальчиком, будет мычать или гугукать. При аутизме отсутствует всякое взаимодействие с другим человеком, указательный жест, дети используют руку взрослого, если им нужно что-то сделать (нажать кнопку, например).
      3. При аутизме дети используют игрушки не по назначению (крутят колеса машинки, вместо того, чтобы возить ее). Дети с задержкой психического развития могут иметь проблемы с развивающими игрушками, могут не попадать фигурами в дырочки нужной формы, но уже в годик будут проявлять эмоции к плюшевым игрушкам, могут целовать и обнимать их, если попросить.
      4. Ребенок с аутизмом постарше будет отказываться от контакта с другими детьми, при ЗПР же дети хотят играть с другими, но так как их психическое развитие соответствует более младшему, они будут испытывать проблемы с общением, выражением эмоций. Скорее всего — будут играть с детьми помладше, или стесняться.
        1. Ребенок с ЗПР может быть также агрессивным, «тяжелым», молчаливым, замкнутым. Но аутизм от задержки психического развития отличает отсутствие коммуникации в принципе, плюс ко всему — страх перемен, боязнь выйти на улицу, стереотипность поведения и многое другое. Подробнее смотрите в статье «Признаки аутизма».

        Чем лечат задержку речевого развития?

        Лечение ЗРР — задержки развития речи у детей. — Помощь каких специалистов может понадобиться ребенку при лечении задержки речевого развития речи (зрр)?

        1. Дефектологи — занятия можно начинать не раньше чем с 2-х летнего возраста, они помогают развивать у ребенка не только внимание, память, но и мышление и моторику.
        2. Логопеды — помогают «поставить» звуки, (не путайте с лечением), учат правильно составлять предложения или грамотный рассказ. Большое количество логопедов работают с детьми с 4-х лет, проводят логопедический массаж речевой мускулатуры для улучшения дикции.
        3. Неврологи – выявляют и лечат неврологическую патологию, которая привела к задержке речевого развития в основном с использованием ноотропных препаратов.
        4. Рефлексотерапевты – используя метод МИКРОТОКОВОЙ РЕФЛЕКСОТЕРАПИИ, активизируют речевые зоны головного мозга, что приводит к постепенному восстановлению речевого развития ребенка.

        Самые распространенные ошибки: К сожалению, многие родители считают, что задержку развития «лечат» логопеды, но логопеды — это фактически учителя. Они лишь учат ребенка — как правильно говорить различные звуки. Именно поэтому большинство логопедов ждут сознательного возраста (4 — 5 лет) и лишь потом начинают заниматься с ребенком у которого зрр.

        • Но к 5 годам из задержки речевого развития или проще ЗРР, к сожалению, может сформироваться задержка психо-речевого развития (ЗПРР),
        • А ожидание, без лечения задержки речевого развития в 5-ти летнем возрасте (ЗРР), часто приводит к выраженному отставанию от сверстников, в таком случае обучение будет возможно только в специализированной школе или коррекционном классе.

        Получить консультацию и узнать понадобиться ли в дальнейшем лечение зрр у детей нужно в 3 года. Под воздействием различной нагрузки (даже не большой: прививки, детские инфекции умственная нагрузка, высокая температура) гидроцефалия обостряется и приводит к появлению новых симптомов: таких как, головные боли, носовые кровотечения, истерики, нарушение сна, снижение памяти и интеллектуальных способностей, высокая отвлекаемость, агрессия и т.д.

        Независимо от причины, которая привела к повреждению головного мозга, исход одинаков — разные зоны головного мозга начинают работать неправильно или не достаточно активно. У детей с задержками психоречевого развития (ЗПРР) в большей степени «пострадали» зоны которые отвечают за речь и интеллектуальные способности и в результате речевое и психическое развитие задерживается.

        Какие существуют методы лечения ЗРР (задержки речевого и психоречевого развития)? Лекарственная терапия — среди препаратов, которые применяются для лечения ЗПРР есть препараты, которые являются «активным питанием» и «строительным материалом» для нейронов головного мозга (кортексин, актовегин, нейромультивит, лецитин и т.д.), так и препараты «подхлестывающие» деятельность речевых зон (когитум).

        Как понять что у ребенка задержка в развитии?

        Для детей с задержкой психического развития характерны: недостаточная степень развития памяти, моторики, мышления, речи, внимания, а также самоконтроля. Кроме того, отмечается примитивность и неустойчивость эмоций, плохая успеваемость в школе.

        Как говорят дети в 2 года?

        Задержка речевого развития – одна из самых актуальных на сегодня проблем в детской неврологии, которая затрагивает, к сожалению, и абсолютно здоровых детей. Часто причиной возникновения у ребенка сложностей с речью становятся сами родители. Главный детский невролог Минздрава Тверской области Галина Анатольевна Зуева рассказывает, что делать и чего ни в коем случае не следует делать, чтобы ребенок заговорил правильно и вовремя. Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня наш разговор посвящен очень важной и актуальной проблеме – речевому развитию детей. В последние несколько лет мы все чаще слышим, что неговорящий в 2,5-3 года ребенок – это вариант нормы, что в этом нет ничего страшного, нужно немного подождать, и речь появится.

        • На самом деле, такой подход в корне не верен.
        • Существуют физиологические нормы правильного речевого и психического развития, и очень важно отслеживать их соблюдение с самого рождения ребенка.
        • Только в этом случае он сможет гармонично и полноценно развиваться.
        • Основные этапы развития речи ребенка Начинать заниматься развитием речи малыша можно уже с первого дня его рождения.

        Первое, на что нужно обратить внимание, – как ребенок плачет. Плач ребенка с самого рождения очень разный, особенно выразительным он становится к первому месяцу жизни, по нему можно понять, что малышу нужно: ему холодно, ему больно, он хочет есть или в туалет, а может, просто хочется, чтобы мама взяла на ручки.

        Если ребенок интонационно делает все правильно, то внимательная мама быстро учится понимать разницу и реагировать на эти «просьбы». В этом случае психическое, а затем и речевое развитие происходит гармонично. Если ребенок плачет монотонно, на одном и том же уровне, и плохо реагирует на голос, обратитесь за консультацией к врачу.

        Если ребенок здоров и у него нет проблем со слухом, то в ответ на положительные эмоции на втором месяце жизни он начинает «гулить». Вместе с «гулением» появляется и первый смех – повизгивание в ответ на эмоциональное общение с взрослым. Звуки «гуления» уже отличаются определенным многообразием с преобладанием сочетаний гортанных и гласных звуков («гу», «ге», «ха» и т.д.) Этими звуками он пытается общаться, реагирует на происходящее вокруг него.

        1. Если малыш не начинает «гулить», обратитесь к врачу, возможно, у него проблема с ушками.
        2. С двух месяцев начинается период звукоподражания: кроха внимательно следит за мамиными губами, когда она с ним разговаривает, и как бы пытается повторять эти движения, но пока беззвучно.
        3. Так к 3,5-4 месяцам формируется истинное «гуление», где ребенок сосредотачивается на произносимом звуке, слоге, как бы слушает сам себя.

        В период истинного «гуления» звуки становятся продолжительными, певучими и более многообразными. Наряду с гортанными и гласными все чаще возникают губные звуки и сочетания гласных с губными. К полугоду у ребенка появляется лепетная речь – он начинает произносить какие-то отдельные буквы, слоги.

        Как определить ЗПР в 2 года?

        Общие признаки ЗПР —

        Ребенок плохо слушается взрослых, часто капризничает, может вести себя агрессивно. Очень быстро утомляется. Имеет весьма смутное представление об окружающем мире, не задает вопросов, мало интересуется общением со сверстниками. Не может удерживать внимание на одном предмете. Трудно концентрируется на любом занятии, связанном с умственной деятельностью, так как страдают все виды мышления. Плохо произносит звуки, которые по возрасту должны уже сформироваться. Крайне бедный словарный запас. Делает грубые грамматические ошибки в построении простых фраз. Не контролирует эмоции. Стремится к играм и развлечениям, но они быстро ему надоедают. Обладает слабой памятью, но хорошо реагирует на помощь и может что-то выполнить по образцу. В рассуждениях не может выделить главную мысль. Во время сна постоянно пробуждается.

        Многие малыши существенно позже своих сверстников начинают держать голову, учатся ползать, ходить, говорить, пользоваться ложкой. Навыки самообслуживания у них развиты очень слабо. Они либо слишком активны, либо, наоборот, очень вялы и замкнуты.

        Можно ли исправить ЗПР?

        Как снять диагноз ЗПР у ребенка: отзывы —

        Положительные Отрицательные
        Снять диагноз ЗПР можно только при условии постоянных и регулярных занятий. Нам для этого понадобилось 2,5 года, и уже к восьми годам мы спокойно перешли в обычный класс с уклоном изучения математики. Вот так вот, все реально. (Яна) Ой, нашим доХторам только верить. Перед школой обязательно нужно проходить комиссию, там уйма разнообразных специалистов, которых мы прошли спокойно и без каких-либо замечаний. Но вот невропатолог – это нечто. Во-первых, дочь попросили раздеться до трусиков, а потом выполняя нелепые как по мне упражнения еще и отвечая на еще более глупые вопросы. Понятное дело, мой стеснительный ребенок просто замкнулся. Дочь попросту перестала демонстративно идти на контакт с доктором, тем более та начала насильно ее заставлять делать упражнение и хамить. После чего у нас в карте появился дикий диагноз! Но я-то знаю, что ребенок полноценно развит, пришлось идти в частную клинику, где нас полностью обследовали и опровергли все эти «бредни сумасшедшей»! Выбирайте правильно врачей! (Екатерина)
        Диагноз на первой комиссии поставили быстро, а вот чтобы снять пришлось больше часа выполнять разного рода упражнения, на логику, письмо, чтению, математику, память, воображение и т.д. Хорошо, что сын не растерялся и все выполнил на отлично. ЗПР с нас сняли, хотя, почему-то неохотно. (Марта) Нас невропатолог отправил на ПМПК, тестировали порядка часа, где заставили выполнять сложные и непонятные задания (не соответствующие возрасту ребенка). Ребенок уже был уставший, так как мы сначала прошли логопеда, психиатра, офтальмолога и ЛОРА. Ясно-понятно, что сын растерянный, рассеянный, напуганный, нормально среагировать на ситуации не мог. Как результат, нам не просто не сняли подозрение на ЗПР, а его подтвердили! Короче я в шоке, знаю, что все в норме, теперь вот думаем, требовать перекомиссию или походить в спецкласс все же, выработать у сына уверенность в себе (Надя)
        Не верьте прогнозам некомпетентных врачей, ЗПР поддается коррекции, важно только подобрать правильные упражнения, занятия и методы. Удачи всем. (Нина) С нас ПМПК снял диагноз ЗПР с ребенка-школьника в 9 лет, при том, что никакого особенного сдвига в развитии с 6 лет так и не случилось, на мои вопросы мне просто пригрозили, что сейчас выставят с кабинета. Где справедливость в этом мире, ну не пойму. (Ольга)
        Снять можно, только ПМПК собирается у нас редко (в определенные месяцы и дни), вот и приходится долго ждать. (Соня) В нашем случае я добивалась 3 года постановки диагноза, с подтверждением на комиссии, поставили диагноз на 3 года с последующей пере комиссией. По итогу, на перекомиссию мы пришли, дочь сложно шла на контакт, задания выполняла только с помощью взрослых, при этом не проронив и слова, и знаете, нам успешно сняли ЗПР. Как я не возмущалась, не ссорилась, просто дали заключение и отправили Ну как так Теперь директор школы решает, что с нами делать, так как в обычный класс нас перевести не может, так как видит наши особенности, а в спецклассе оставить не может по законодательству, вот как тут не нервничать! (Ирина)
        Сначала испугалась диагноза.

        Чем отличается Зпрр от ЗРР?

        Казалось бы, в век новейших современных технологий наши дети должны быть умнее и развитее, чем мы. Но к сожалению, с каждым годом все большее количество родителей обращается к врачам по поводу отставания своих малышей в эмоциональном и психическом развитии от сверстников.

        • Согласно статистике, у 20% детей диагностируется запоздалое психоречевое развитие.
        • Что такое ЗПР и ЗРР? И можно ли победить эти диагнозы? Давайте разберемся.
        • Очень часто родители не обращают большого внимания на то, что их ребенок высказывается только словами, когда их сверстники говорят уже целыми предложениями.

        Они считают, что всему свое время и их малыш скоро заговорит. В медицинских кругах есть два диагноза, которые чаще всего идут рука об руку и сильно взаимосвязаны — это задержка речевого развития (ЗРР) и задержка психического развития (ЗПР). Если наблюдаются симптомы того и другого, то диагностируют ЗПРР.

        1. Что это за диагноз, и как с ним справиться, рассмотрим далее.
        2. Если имеет место только задержка речевого развития, то малыш может выполнять все просьбы родителей, понимает то, что ему говорят, но просто сам не спешит высказываться и говорит мало и неохотно.
        3. Эмоциональное и умственное развитие при этом остается в норме.

        А вот задержка психоречевого развития подразумевает не только проблемы с речью, но и отставание в умственном развитии. До 4-летнего возраста диагноз ЗПРР ставится довольно редко, а вот у малышей старше 5 лет можно диагностировать не только отставание с речью, но и в психическом плане.

        И, если педиатр ставит малышу диагноз ЗРР, то родители не должны ждать, что все нормализуется, само собой. Давайте разберемся, когда же ребенок должен начать говорить? В 1 год ребенок должен произносить около 10 облегченных слов и знать названия 200 предметов. Он должен понимать обращённую к нему речь и реагировать на неё.

        На слова «где зайка?» — повернуть голову к зайке, а на просьбу «дай руку» — протянуть руку. В 2 года малыш должен строить фразы и короткие предложения, использовать прилагательные и местоимения, словарный запас в этом возрасте увеличивается до 50 слов, как правило, специалисты хотят услышать от ребёнка хотя бы 100 слов.

        1. В 2.5 года ребенок должен строить сложные предложения, используя около 200-300 слов, правильно произносить практически все буквы, кроме «л», «р» и шипящих.
        2. Малыш должен знать своё имя, различать родных, изображать подражательно голоса основных животных и птиц.
        3. В 3 года ребенок должен говорить предложениями, объединенными по смыслу, употреблять правильно все местоимения, активно использовать в речи прилагательные и наречия.

        Сразу же успокою очень пугливых родителей и бабушек. Рамки, которые учитываются нормами развития, достаточно гибкие. Если ваш малыш в год говорит не 10 слов, а 7, то тревогу бить не стоит. Причём для мальчиков возможно отставание от девочек на 4-5 месяцев.

        Что покажет Ээг при задержке речи?

        Задержка речевого развития (ЗРР) у детей при отсутствии своевременного адекватного лечения ведёт не только к замедлению познавательных процессов и трудностям в обучении, но и вызывает серьёзные психологические проблемы в связи с затруднением контакта со сверстниками и нарушением процесса адаптации в детском коллективе.

        • Основными причинами ЗРР являются заболевания и поражения головного мозга, включая родовые травмы и внутриутробные инфекции,нарушения слуха, а также генетические и психологические факторы (невостребованность речи).
        • Диагностика и лечение ЗРР у детей нередко вызывают затруднения у практикующих врачей, что может быть связано с наличием одновременно нескольких этиологических факторов, сочетанием органического поражения головного мозга и слуховых расстройств,а также наличием эпилептиформной активности головного мозга, при которой многие из существующих методов лечения противопоказаны.

        Зачастую дети с ЗРР оказываются недостаточно обследованными перед началом лечения, в связи с чем назначенное лечение либо не эффективно, либо приводит к развитию побочных действий, в частности провокации эпилептических приступов на фоне электролечения или бесконтрольной терапии ноотропами, что ещё более затрудняет лечение.

        Учитывая актуальность проблемы ЗРР у детей, требуется более широкое внедрение современных диагностических методов в детской неврологии, в частности нейрофизиологических методов исследования (акустических стволовых вызванных потенциалов (АСВП), ЭЭГ и ЭЭГ-видеомониторинга), что позволит своевременно назначить адекватную терапию.

        Проведённые исследования показали диагностическую значимость нейрофизиологических методов исследования при задержке речевого развития у детей, а именно, в определении уровня поражения нервной системы и слуховых путей, своевременном выявлении эпилептиформной активности.

        По данным ЭЭГ и ЭЭГ-видеомониторинга установлено, что при ЗРР часто выявляются признаки эпилептиформной активности даже при отсутствии эпиприступов в анамнезе. Детским неврологам рекомендуется всем детям с ЗРР до начала лечения проводить обследования — акустические стволовые вызванные потенциалы и ЭЭГ-видеомониторинг.

        Точная диагностика уровня поражения позволит назначить адекватную терапию, с учётом индивидуальных особенностей функционального состояния нервной системы. В медицинском центре «Кардионеврология», можно получить консультацию детского невролога, доктора медицинских наук Кузнецовой Екатерины Андреевны, пройти дополнительные обследования и необходимое лечение.

        Что должен говорить ребенок в 2 года?

        Задержка речевого развития – одна из самых актуальных на сегодня проблем в детской неврологии, которая затрагивает, к сожалению, и абсолютно здоровых детей. Часто причиной возникновения у ребенка сложностей с речью становятся сами родители. Главный детский невролог Минздрава Тверской области Галина Анатольевна Зуева рассказывает, что делать и чего ни в коем случае не следует делать, чтобы ребенок заговорил правильно и вовремя. Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня наш разговор посвящен очень важной и актуальной проблеме – речевому развитию детей. В последние несколько лет мы все чаще слышим, что неговорящий в 2,5-3 года ребенок – это вариант нормы, что в этом нет ничего страшного, нужно немного подождать, и речь появится.

        1. На самом деле, такой подход в корне не верен.
        2. Существуют физиологические нормы правильного речевого и психического развития, и очень важно отслеживать их соблюдение с самого рождения ребенка.
        3. Только в этом случае он сможет гармонично и полноценно развиваться.
        4. Основные этапы развития речи ребенка Начинать заниматься развитием речи малыша можно уже с первого дня его рождения.

        Первое, на что нужно обратить внимание, – как ребенок плачет. Плач ребенка с самого рождения очень разный, особенно выразительным он становится к первому месяцу жизни, по нему можно понять, что малышу нужно: ему холодно, ему больно, он хочет есть или в туалет, а может, просто хочется, чтобы мама взяла на ручки.

        Если ребенок интонационно делает все правильно, то внимательная мама быстро учится понимать разницу и реагировать на эти «просьбы». В этом случае психическое, а затем и речевое развитие происходит гармонично. Если ребенок плачет монотонно, на одном и том же уровне, и плохо реагирует на голос, обратитесь за консультацией к врачу.

        Если ребенок здоров и у него нет проблем со слухом, то в ответ на положительные эмоции на втором месяце жизни он начинает «гулить». Вместе с «гулением» появляется и первый смех – повизгивание в ответ на эмоциональное общение с взрослым. Звуки «гуления» уже отличаются определенным многообразием с преобладанием сочетаний гортанных и гласных звуков («гу», «ге», «ха» и т.д.) Этими звуками он пытается общаться, реагирует на происходящее вокруг него.

        Если малыш не начинает «гулить», обратитесь к врачу, возможно, у него проблема с ушками. С двух месяцев начинается период звукоподражания: кроха внимательно следит за мамиными губами, когда она с ним разговаривает, и как бы пытается повторять эти движения, но пока беззвучно. Так к 3,5-4 месяцам формируется истинное «гуление», где ребенок сосредотачивается на произносимом звуке, слоге, как бы слушает сам себя.

        В период истинного «гуления» звуки становятся продолжительными, певучими и более многообразными. Наряду с гортанными и гласными все чаще возникают губные звуки и сочетания гласных с губными. К полугоду у ребенка появляется лепетная речь – он начинает произносить какие-то отдельные буквы, слоги.

        Что влияет на речь ребенка?

        Поэтому заниматься развитием речи можно и нужно уже с пеленок. Речь каждого ребенка должна проходить через такие этапы, как гуление (с 2 месяцев), лепет (около 6 месяцев), так называемая экспрессивная речь ребёнка. Вялость или отсутствие этих этапов должны насторожить и послужить поводом обратиться к педиатру.

        Если вышеуказанные этапы были своевременными, то формирование речи постепенно переходит к слогам, словам и предложениям. Когда малыш пробует свои силы в слогах, стоит начать обучение с простых, односложных слов, привязанных к ситуациям и интонациям: «бах!» (если что-то упало), «ах!» (выражение удивления) и прочих.

        Наравне с этим можно переходить к звукоподражанию, озвучивать животных. К году ребенок вполне может освоить, что кошка говорит «мяу», корова — «му-у», поезд — «ту-ту», а машина — «би-би».

        Что отвечает за речь у ребенка?

        Речь – это высшая психическая функция, которую обеспечивают два центра, находящиеся в разных отделах головного мозга: Центр Вернике. Место расположения – слуховая кора височной доли. Отвечает за восприятие звуков речи.