Поэтому заниматься развитием речи можно и нужно уже с пеленок. Речь каждого ребенка должна проходить через такие этапы, как гуление (с 2 месяцев), лепет (около 6 месяцев), так называемая экспрессивная речь ребёнка. Вялость или отсутствие этих этапов должны насторожить и послужить поводом обратиться к педиатру.
Если вышеуказанные этапы были своевременными, то формирование речи постепенно переходит к слогам, словам и предложениям. Когда малыш пробует свои силы в слогах, стоит начать обучение с простых, односложных слов, привязанных к ситуациям и интонациям: «бах!» (если что-то упало), «ах!» (выражение удивления) и прочих.
Наравне с этим можно переходить к звукоподражанию, озвучивать животных. К году ребенок вполне может освоить, что кошка говорит «мяу», корова — «му-у», поезд — «ту-ту», а машина — «би-би».
Что давать ребенку для развития речи?
Каждая мама должна быть знакома с принципами нейродиетологии, а мама ребенка с проблемами развития – тем более. Дети с нарушениями развития и задержками речи обязательно должны правильно питаться. Как же маме составить рацион питания ребенку, и какие продукты будут полезны такому малышу? Вот наши советы, которые пригодятся маме ребенка с ЗРР: 1. Необходимо насытить рацион продуктами, содержащими достаточное количество кальция (молоко, творог и другие кисломолочные продукты, рыба, зеленые овощи, орехи, семена).
- Чтобы кальций усваивался лучше, необходимо достаточное поступление в организм витамина Д.2.
- Обязательно вводите в рацион продукты, богатые калием: мясо, крупы, картофель «в мундире», пшеничные отруби, представители бобовых (фасоль, горох, чечевица, нут), морковь, тыква, свекла, огурцы, помидоры, капуста, зелень, яблоки, вишня, черная смородина, ежевика, виноград, сухофрукты, орехи.3.
Вводите в рацион продукты, богатые фосфором. Источником фосфора являются: некоторые виды круп (гречневая, овсяная, пшено), рыба, молоко и кисломолочные продукты, яйца.4. Чтобы ребенок был спокоен, и состояние нервной системы способствовало развитию речи, важен спокойный сон, а для этого в организме малыша не должно быть дефицита магния.
- Его содержат: мясо, молоко, гречка, отруби, пшено, бобовые, картофель, морковь, бананы, абрикосы, персики, клубника, ежевика, малина, орехи, кунжут.
- Препятствует усвоению магния повышенное употребление сахара.5.
- Не позволяйте ребенку есть пищу с искусственными ароматизаторами, красителями, консервантами, повышенным содержанием сахара и кофеина! Эти продукты будут возбуждать нервную систему, а это вредно для правильного развития речевой функции.6.
Обязательно соблюдайте правильное соотношение белков, жиров и углеводов.7. Не забудьте про витамины группы В. Именно эта группа витаминов отвечает за состояние нервной системы. Витамины группы В обязательно назначают детям с нарушением речевой функции. В каких же продуктах «водятся» эти витамины?
- Витамин В1: гречневая и овсяная крупы.Витамин В3 (ниацин, витамин PP): мясо, молоко, семена подсолнечника, арахис, фасоль, горох, грибы, неочищенные зерновые культуры и каши из недробленых круп.Витамин В6: шпинат, проросшая пшеница.Виамин В9 (фолиевая кислота): печень, шпинат, грецкие орехи, ржаная мука.Витамин В12: кисломолочные продукты, яйца, зеленые части растений, салаты, зеленый лук, говяжья печень.Витамины группы В являются главными витаминами для профилактики и коррекции задержки речевого развития, алалии. Они участвуют в синтезе миелина, недостаток которого вызывает эти нарушения.Витамины группы В участвуют в синтезе нейромедиаторов, улучшают состояние клеток печени, нервных волокон.
- Фраза, как правило, состоит из двух простых слов («мама, дай»).
- Многие трехлетние дети не произносят шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ, заменяя их свистящими, часто не произносят звуки Р и Л, заменяя их.
- Дети 4-го г.
- Жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями.
- В возрасте 5 лет дети легко строят диалог.
- Часто родители считают, что эти проблемы пройдут сами собой и их ребенок со временем догонит сверстников.
- Как правило, они ошибаются.
- Если ребенок в возрасте 3-4 лет говорит неправильно или вообще не говорит, то нужно бить тревогу.
- В возрасте от года до 5-6 лет у детей происходит становление звукопроизношения.
- Из них ребенок составляет первые слова: папа, мама, баба.
- Несколько позднее усваиваются другие звуки: И, Ы, У, Ф, В, Т, Г, К, Д, Н, Х, Й.
- Этими звуками ребенок овладевает в период от года до трех лет.
- Более сложные по артикуляции согласные звуки (С, З, Ц, Ш, Щ, Ж, Ч) появляются лишь в возрасте от 3 до 5 лет.
- Задержка речевого развития: причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения.
- Определение Становление нервной системы человека начинается на ранних этапах внутриутробного развития.
- Вместе с развитием нервной системы происходит формирование психики человека.
- Психическая деятельность относится к высшей нервной деятельности и требует для своей реализации участия многих структур головного мозга.
- Из всех психических функций нарушается исключительно речь.
- Речевое развитие может отставать у ребенка с самых первых этапов становления этой психической функции, а может замедлиться или приостановиться после периода относительного благополучия, когда формирование речевых навыков не вызывало опасений (синдром Ландау—Клеффнера).
- С первых месяцев жизни ребенок следит за окружающими его людьми, слышит звуки речи и наблюдает за артикуляцией.
- Первые попытки освоения вербальной речи появляются, как правило, на втором-третьем месяце жизни в виде гуления, позже ребенок пытается произносить согласные, отдельные простые слоги, которые выливаются в лепет.
- Дефектологи — занятия можно начинать не раньше чем с 2-х летнего возраста, они помогают развивать у ребенка не только внимание, память, но и мышление и моторику.
- Логопеды — помогают «поставить» звуки, (не путайте с лечением), учат правильно составлять предложения или грамотный рассказ. Большое количество логопедов работают с детьми с 4-х лет, проводят логопедический массаж речевой мускулатуры для улучшения дикции.
- Неврологи – выявляют и лечат неврологическую патологию, которая привела к задержке речевого развития в основном с использованием ноотропных препаратов.
- Рефлексотерапевты – используя метод МИКРОТОКОВОЙ РЕФЛЕКСОТЕРАПИИ, активизируют речевые зоны головного мозга, что приводит к постепенному восстановлению речевого развития ребенка.
- Но к 5 годам из задержки речевого развития или проще ЗРР, к сожалению, может сформироваться задержка психо-речевого развития (ЗПРР),
- А ожидание, без лечения задержки речевого развития в 5-ти летнем возрасте (ЗРР), часто приводит к выраженному отставанию от сверстников, в таком случае обучение будет возможно только в специализированной школе или коррекционном классе.
- Независимо от причины, которая привела к повреждению головного мозга, исход одинаков — разные зоны головного мозга начинают работать неправильно или не достаточно активно.
- У детей с задержками психоречевого развития (ЗПРР) в большей степени «пострадали» зоны которые отвечают за речь и интеллектуальные способности и в результате речевое и психическое развитие задерживается.
- Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно, она возникает только при условии общения ребенка с взрослыми.
- Выделяют 3 функции речи: • Коммуникативная – эта функция является одной из наиболее ранних.
- Первой формой общения ребенка с взрослым является зрительное общение.
- Одновременно с мимическим и зрительным общением коммуникация с взрослым осуществляется при помощи крика.
- Познавательная – тесно связана с общением ребенка с окружающими.
- Ребенок при помощи речи не только получает новую информацию, но и приобретает возможность ее по-новому усваивать.
- По мере развития речи становятся возможными такие интеллектуальные операции, как сравнение, анализ, синтез.
- Речь помогает ребенку освободиться от «натуральности» в отношении к предметному миру: он начинает представать перед ним миром предметов человеческой культуры.
- Речь позволяет малышу знакомиться с ним не только посредством личного опыта, но и с помощью слова.
- Посредством речевого общения со взрослыми ребенок узнает о том, чего он сам непосредственно не воспринимал.
Что вредит развитию речи?
Умерьте красноречие — Когда ребенок начинает осваивать речь, родителю или тому взрослому, который проводит с ним больше всего времени, стоит использовать правило: обращаясь к ребёнку, говорить на одно слово больше, чем говорит ребенок, чтобы не перегрузить его избыточным красноречием.
Например: «мама спит», «пойдём гулять», «брат отдыхает», «ужин готов». Соответственно, если ребёнок уже научился складывать слова в словосочетания, то родитель в своём обращении использует уже предложения из трёх слов. Разговаривая с ребёнком таким образом, мы доступным ему способом помогаем быстрее освоить речь и начать говорить.
Конечно, маме в декрете порой очень хочется пообщаться, и она часто изливает свой поток красноречия именно на ребенка, описывая ему окружающий мир. Это не плохо. Однако с длинными и красочными описаниями, сложными словами и выражениями в этот период времени лучше быть осторожнее.
Избыточная, перенасыщенная материнская речь, обращенная к ребенку, может затормаживать развитие речи, поскольку детская психика не справляется с таким объемом информации. Поэтому упрощение речи необходимо для того, чтобы ребенок мог понять и повторить. При этом взрослые в присутствии ребенка могут говорить, как они хотят, но обращение к ребенку лучше подстраивать под язык, понятный и доступный ему.
Например, если ребенок подходит к сидящей маме, чтобы она пошла за ним, ему достаточно потянуть ее за руку, чтобы мама встала и послушно пошла вслед. Лучше в такой ситуации побудить ребенка сначала озвучить свое желание, сказать «иди!» или «пойдем!», а только потом уже сразу же встать и пойти за ним.
Какая речь в 2 года?
Речь является чрезвычайно важным аспектом в развитии ребенка. Поэтому родители волнуются по поводу появления и развития речи у своих детей и часто задаются вопросом, в каком именно возрасте пора обращаться за помощью к специалисту. Попробуем разобраться, какие же нарушения речи и в каком возрасте требуют помощи и коррекции, а в каких случаях можно подождать и дать ребенку возможность исправить речь самому.
В норме у здорового ребенка в 1,5−2 месяца появляется гуление (произнесение гласных). С 6 мес. ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма- ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.). Это период появления лепета. К концу первого года жизни появляются первые слова (10−15 слов). Лепетные (ляля, мама, папа) и звукоподражательные (мяу, биби).
На протяжении 2-го и 3-го г. жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря. К 1.5 годам — 100 слов, к 2 годам — 300−400 слов, к 3 годам — 1000−1100 слов. К двум годам у ребенка появляется фраза, что является предпосылкой к развитию связной речи.
Идет бурное развитие монологической речи. Начиная с этого возраста высказывания детей напоминают короткий рассказ. На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение, но условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических недостатков ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.
В каком возрасте надо бить тревогу Если ребенок не говорит?
Многие родители не замечают, что их ребенок плохо говорит, так как просто не знают, как должна развиваться речь у детей определенного возраста. Ребенок разговаривает, общается, задает вопросы, но о том, КАК он произносит слова (переставляет слоги, заменяет звуки), родители часто не задумываются.
Сначала ребенок «коверкает» слова, искажает, но по мере овладения речевыми звуками произношение слов все более и более уточняется, постепенно приближается к норме. В первые годы жизни из-за «незрелости» речевых органов ребенок может правильно произносить лишь самые простые по артикуляции звуки: А, О, Э, М, Б, П.
До этого они или полностью отсутствуют в речи детей, или заменяются более простыми звуками. Самые сложные звуки (Р, Л) появляются у большинства детей в период от 5 до 6 лет. Становление звукопроизношения в норме заканчивается к 5-6 годам. Следовательно, ни один нормально развивающийся ребенок не должен прийти в школу с дефектами в произношении звуков.
Чем опасна задержка речевого развития?
ВАЖНО! Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.
Речь – один из видов высшей нервной деятельности, который присущ только человеку, а речевые навыки начинают развиваться, когда ребенок попадает в среду общения людей друг с другом. Чем младше ребенок, тем интенсивнее происходит становление его психических функций, в том числе и речи.
Под задержкой речевого развития понимают замедление приобретения речевых навыков, овладения речью по сравнению со средневозрастными показателями. В большинстве случаев выраженная задержка речи сопровождается нарушением зрительно-пространственных навыков и/или двигательной неловкостью. Улучшение речевого развития может наблюдаться по мере взросления ребенка, однако легкая недостаточность часто остается на всю жизнь.
По мнению врачей, задержка речевого развития чаще отмечается у мальчиков, чем у девочек. Разновидности задержки речевого развития Речевое развитие может нарушаться в рамках глобальных нарушений психики, при которых страдают все сферы высшей нервной деятельности, а может быть изолированным, или селективным, т.е.
Возможные причины задержки речевого развития Для нормального речевого развития необходима слаженная работа многих структур организма, в частности органов слуха, зрения, мышечного аппарат, челюстно-лицевых структур, органов дыхательной системы и, конечно, нервной системы.
В процессе дальнейшего освоения речи и наблюдения за окружающими взрослыми ребенок пробует придавать определенные интонации произносимым слогам. Позже, примерно с 9-го месяца жизни, ребенок делает первые попытки произносить простейшие слова. Однако соотносить слово и его смысл ребенок начинает позже.
Как поставить ребенку речь?
Разговаривайте со своим ребенком так часто, как можете, с самых первых дней жизни. Даже если ему только один месяц! Пойте песни, комментируйте словами свои и его действия, например, когда переодеваете, купаете малыша. Дальше — больше: потешки, стихи, сказки, рассуждайте вслух с ребенком, советуйтесь с ним.
Какой витамин отвечает за развитие речи?
Витамин В 12 – один из основных для профилактики и коррекции задержки речевого развития, алалии, т.к. участвует в синтезе миелина (именно его недостаток является одной из важных причин указанных нарушений).
Как лечить задержку речевого развития?
Лечение ЗРР — задержки развития речи у детей. — Помощь каких специалистов может понадобиться ребенку при лечении задержки речевого развития речи (зрр)?
Самые распространенные ошибки: К сожалению, многие родители считают, что задержку развития «лечат» логопеды, но логопеды — это фактически учителя. Они лишь учат ребенка — как правильно говорить различные звуки. Именно поэтому большинство логопедов ждут сознательного возраста (4 — 5 лет) и лишь потом начинают заниматься с ребенком у которого зрр.
Получить консультацию и узнать понадобиться ли в дальнейшем лечение зрр у детей нужно в 3 года. Под воздействием различной нагрузки (даже не большой: прививки, детские инфекции умственная нагрузка, высокая температура) гидроцефалия обостряется и приводит к появлению новых симптомов: таких как, головные боли, носовые кровотечения, истерики, нарушение сна, снижение памяти и интеллектуальных способностей, высокая отвлекаемость, агрессия и т.д.
Какие существуют методы лечения ЗРР (задержки речевого и психоречевого развития)? Лекарственная терапия — среди препаратов, которые применяются для лечения ЗПРР есть препараты, которые являются «активным питанием» и «строительным материалом» для нейронов головного мозга (кортексин, актовегин, нейромультивит, лецитин и т.д.), так и препараты «подхлестывающие» деятельность речевых зон (когитум).
Сколько факторов речевого развития было выделено м р Львовым?
Факторы, влияющие на развитие речи ребенка. Факторы, влияющие на развитие речи На речь детей влияет много факторов: речь родителей, воспитателей, СМИ, чтение художественной литературы, игры, творческая деятельность. Исследователь детской речи М.Р. Львов выделил два основных фактора, обусловливающих потребность малыша в общении: фактор положительных эмоций и фактор потребности эмоционального контакта с близким человеком.
Два этих фактора берут свое начало из социальной среды, ведь только родившись, ребенок начинает контактировать с окружающей действительностью, и, как показывают исследования, уже к трем годам малыш начинает различать разные интонации голоса мамы (доброта, ласка, гнев, раздражение. «Положительные эмоции способствуют активности ребенка в общении», поэтому так важно создать для ребенка доброжелательную атмосферу уже с первых дней жизни.
Что касается второго фактора потребности эмоционального контакта с близким человеком, то следует отметить, что в развитии ребенка эмоции предшествуют интеллекту. Необходимость эмоционального контакта обусловливается тем, что в «речевой (долговременной) памяти ребенка накапливается произносимый материал – слоги, слова – продукты языковой среды», столь важные для овладения языком.
Третий фактор, влияющий на развитие речи, — это фактор физиологического развития органов речи : речевых центров мозга, памяти, органов говорения, аудирования, координационной системы; поэтому необходимо поддерживать артикуляционный аппарат и механизмы речи в хорошем состоянии. Здесь все играет важную роль: и органы слуха, и голосовые связки, и дыхательные пути, и даже хорошее зрение.
По мере физиологического развития органов речи слово, произнесенное ребенком, начинает выполнять «свою знаковую функцию», и на первый план может выдвинуться новый фактор – потребность содержательного общения, Потребность эта постепенно дополняется двумя другими: стремлением к самовыражению и желанием «самоутвердиться» ( эти потребности часто проявляются у воспитанников детского сада).
«Это первые шаги формирования личности, начало процесса социализации: ребенок становится членом общества», Еще одним фактором речевого развития человека является фактор речевой среды, Очень важно, чтобы языковая среда, в которой живет и формируется ребенок как языковая личность, была благоприятной: ребенок должен слышать образцы правильной речи, причём с позитивной эмоциональной окраской,
Наконец, существуют такие факторы речевого развития, как потребность и способность номинации и обобщения ( это связано с познавательной деятельностью ребенка), начало формирования понятий как основной формы познания, и речевая активность, т.е разнообразная и постоянная речевая практика, которая возможна у детей коммуникабельных, умеющих преодолевать застенчивость.
Как речь влияет на психическое развитие?
— Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постоянно, вместе с развитием ребенка. Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок, прежде всего при наличии нормального созревания и функционирования нервной системы.
К 2-месяцам ребенок хорошо фиксирует взгляд на лице взрослого, следит за его движениями. С 2-х месяцев общение с взрослым устанавливается при помощи зрения и первых мимических движений, ребенок улыбается взрослому в ответ на его улыбку. Затем к мимическому и зрительному общению добавляется движение рук.
• Регулирующая функция речи складывается уже на ранних этапах развития. Однако лишь к 5-ти годам слово взрослых становится истинным регулятором деятельности и поведения ребенка. Основное значение речи в психическом развитии ребенка состоит в том, что она освобождает его от связанности ситуацией, сиюминутными событиями и открывает возможность действовать не только с вещами, но и с их заместителями – знаками, воплощенными в слове; раздвигает временную перспективу жизни малыша, позволяя ему обращаться в прошлое и будущее.
Своевременное развитие речи обеспечивает ребенку углубление и расширение взаимопонимания как с близкими, так и с посторонними взрослыми. Речь раздвигает рамки социального бытия ребенка. Через новое отношение к взрослому не только как к источнику тепла и заботы, но и как к образцу, носителю человеческой культуры, он выходит из узких рамок исключительно индивидуальных связей в более широкий мир человеческих взаимоотношений.