Как помочь ребенку справиться со стрессом?

Как помочь ребенку справиться со стрессом
Попросили экспертов поделиться советами и рекомендациями специалист по когнитивно-поведенческой психологии, системной семейной терапии и клинической психологии Дети — очень тонко организованные существа. Они считывают эмоциональный фон своих родителей и их невербальное поведение даже лучше, чем то, что мы открыто им транслируем.

В том числе это касается негативных эмоций, таких как тревога, страх, гнев, злость. Для того чтобы помочь ребёнку справиться с такими сложными чувствами, в первую очередь важно их идентифицировать. Мы, родители, должны проговорить: «Я понимаю, что тебе страшно» или «Я понимаю, что ты сейчас злишься». Идентификация эмоции — важная часть процесса, фактически так и воспитывается эмоциональный интеллект, когда человек может распознавать собственные эмоции и с ними справляться, а также распознавать их у окружающих, чтобы адекватно реагировать.

Далее надо нормализировать состояние: «Я понимаю, что ты злишься. Так бывает, когда у нас что-то не получается (скажите здесь то, что подходит к вашей ситуации)». Или можно сказать так: «Ты весь в напряжении. Я вижу, что ты разочарован». Важно объяснять ребенку, что чувства даны нам для того, чтобы помогать справляться с различными ситуациями в жизни.

  1. Чувства могут быть болезненными, но если пытаться их избежать — это наделяет их еще большей силой.
  2. Если ребенок волнуется или, например, боится происходящих в мире событий, потому что столкнулся с новостями или услышал что-то от взрослых, важно объяснить ему ситуацию — по возможности на уровне развития ребенка, то есть без подробностей и достаточно честно.

Этот шаг непростой, но если вы будете проактивны и начнете сложный разговор первым, то вам удастся избежать ситуации, в которой ваш ребенок будет искать ответы на вопросы самостоятельно в разных источниках. Кроме того, поможет игра как инструмент проживания сложных эмоций, особенно если вы играете в ролевые игры с игрушками. педиатр, психолог-консультант медицинского онлайн-сервиса «СберЗдоровье» Чтобы помочь ребенку справиться со стрессом, важно стабилизировать свое собственное состояние и лишь после переходить к разговорам с детьми.

Читайте также:  Как должна проходить адаптация в детском саду?

Как понять что у ребенка стресс?

На наличие психологического стресса у ребенка указывают следующие признаки: —

Эмоциональная неустойчивость – легко возникающий плач, раздражительность, обидчивость, беспокойство, неуверенность в действиях, непоследовательность в поступ­ках, капризность, страхи. Вегетативная неустой­чивость – легко возни­кающее покраснение или побледнение кожи, в основном на лице, «комок в горле», «каша во рту», колебание артериального давления (преимуще­ственно в сторону его понижения), повышенная потливость, неустойчивый пульс, плохое самочув­ствие при колебаниях атмосферного давления. Нарушение сна: трудности с засыпанием, чуткий с пробуждением или очень глубокий сон, плохое самочув­ствие утром после пробуждения. Нарушение обмена веществ, нейродермит, плохой аппетит, снижение массы тела, болезненно заостренные реакции организма на запахи, лекарства, пыль и некото­рые пищевые вещества в виде кашля, зуда. Частые простудные заболевания, особенно тогда, когда отчетливо имеется связь с действи­ем нервных, стрессовых факторов. Психомоторные нарушения в виде заикания, ночного и дневного недержания мочи – энурез, недержание кала, энкопрез, нервных тиков (непроизвольные, часто и однотипно повторяющиеся подергивания мышц лица), мигание, шмыгание носом, раскрытие рта, подергивание губ, щек, сокращением артикуляционных и дыхательных мышц – звуки типа «кх-кх», поперхи­вание, покашливание, попискива­ние, тяжелые вздохи, прерывистая, напоминающая заикание речь. Такие нарушения часто не осозна­ются и не замечаются ребенком, и очень часто зависят от вре­мени года, утомления, нервного напряжения. Невротические реакции – кратковременные пережи­вания в ответ на действия психотравмирующих факто­ров – повышенная возбудимость или заторможенность в первое время посещения дошкольного учреждения, состояние подавленности при расставании, заострен­ные переживания по поводу наличия заболевания или физического дефекта. Патологические привычки – упорный онанизм (мастурбация), постоянное сосание пальца, навязчивое грызение ногтей.

Очень часто все указанные признаки неблагополучия в психологическом состоянии и эмоциональной жизни усиливаются или проявляются в трудные моменты жизни ребенка, к которым относятся начало посещения детского сада или школы, эмоциональная холодность или чрезмерная опека значимых взрослых, а также острая или длительная психотравмирующая ситуация.

Как дети реагируют на стресс?

Стресс у ребенка в разном возрасте может быть вызван разными причинами и проявляться по-разному. Так, у грудных детей и у детей до двух лет стресс может быть вызван болезнью, разлукой с близкими, пусть даже кратковременной. Также дети очень остро реагируют на переживания родителей и могут «заразиться» их стрессом.

  1. Симптомами стресса могут выступать: повышенная раздражительность, резкие изменения аппетита вплоть до отказа от пищи, нарушения сна.
  2. Помочь ребенку справиться со стрессовой ситуацией могут различные игры, особенно прятки.
  3. Прятки учат ребенка верить в то, что, несмотря на временное отсутствие, мама или папа всегда возвращаются.
Читайте также:  Как ведут себя дети с зпр?

В возрасте от 2 до 5 лет необходимость разлуки с близкими, например, при посещении детского сада, перемены в привычном укладе жизни, посещение врача или парикмахерской – эти факторы также могут вызвать стресс. Проявляется стресс у детей этого возраста избыточными страхами, агрессией, неконтролируемыми вспышками гнева и раздражения, заиканием, повышенной «слезливостью».

  1. Также у ребенка может появиться т.н.
  2. Поведенческая регрессия – возвращение к более ранним стадиям развития.
  3. Например, ребенок начинает просить соску или мочиться в постель, сосет палец.
  4. Ребенку еще трудно выразить свои чувства и переживания словами, поэтому родителям, чтобы выяснить причину происходящего, важно прислушаться к разговорам, которые ребенок ведет со своими игрушками.

В игре ребенок проигрывает важную для себя ситуацию, а в разговорах с игрушками он более откровенен, чем с родителями. Хорошо помогает снять стресс быстрое, механическое рисование яркими красками, возможность вдоволь покричать. Необходимо ограничивать время просмотра ребенком телевизора – важно, чтобы ребенок хотя бы пару часов в день проводил за тихими спокойными играми, за книгой.

Чем опасен стресс для ребенка?

Последствия стресса у ребенка — Как влияет стресс на ребенка? Под влиянием стресса в 4 раза увеличивается риск сердечно-сосудистых заболеваний. Обостряются различные хронические заболевания, ухудшается самоконтроль. Хронический стресс в детском возрасте может спровоцировать ряд различных психических заболеваний во взрослом возрасте.

Как снять эмоциональное напряжение у детей?

Почти всем детям хорошо помогают справиться с напряжением игры с водой. Наберите в ванну немного теплой воды, положите противоскользящий коврик, включите теплый высокий душ. Вся накипь дня – усталость, раздражение – уйдет, «стечет» с малыша. Игры в воде подчиняются общему правилу, они должны быть нешумными, спокойными.