Как понять что ребенок психологически готов к школе?

Как понять что ребенок психологически готов к школе
Методы диагностики — Prostock-studio/Shutterstock.com Для определения уровня готовности ребёнка к школе психологи используют различные методики, такие как тест Керна-Йирасека, «Графический диктант», «Беседа о школе» и многие другие. Но и сами родители могут определить, насколько их ребёнок готов к школьному обучению.

Как понять ребенок готов к школе или нет?

Социальная готовность — Ребенок должен уметь общаться со взрослыми и сверстниками, понимать и принимать установленные в социуме правила. Если он активно играет со сверстниками, живо интересуется происходящим вокруг, любит задавать вопросы — его социальное развитие благоприятно для начала обучения в школе.

Если же малыш плохо воспринимает просьбы, привык нарушать правила, у него не развит эмоциональный интеллект и он не умеет выстраивать общение со сверстниками, школьная адаптация может пройти тяжело. Проблемы в этом плане чаще всего наблюдаются у детей, которые не ходили в детский сад. Они могут стесняться задавать вопрос или просить взрослого о помощи; могут не знать, как договариваться с детьми, участвовать в совместной деятельности.

Однако, подобные сложности вовсе не означают, что обучение в школе невозможно. Таким детям требуется более внимательное отношение со стороны педагога и родителей, особенно в первые месяцы учебы. Кроме того, важно, чтобы ребенок владел элементарными бытовыми навыками: умел завязывать шнурки, переодеваться в спортивную форму, складывать школьные принадлежности в рюкзак, тщательно мыть руки и так далее.

В каком возрасте ребенок готов к школе?

Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет.

Как выявить социально личностную и психологическую готовность ребенка к школе?

3. Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе? — Отдельный разговор о социально-личностной и психологической готовности ребенка к обучению в школе объясняется тем, что зачастую именно они становится предметом тестирования, изучения при приеме ребенка в школу.

  1. Легко ли Ваш ребенок вступает в контакт с незнакомыми детьми?
  2. Нравится ли он сам себе? Доволен ли он собой?
  3. Часто ли Ваш ребенок обижается и плачет?
  4. Участвует ли он в играх-соревнованиях или избегает их?
  5. Есть ли у ребенка желание играть со сверстниками?
  6. Часто ли он участвует в драках?
  7. Как Ваш ребенок выходит из конфликтных ситуаций?
  8. Какое у него чаще всего настроение, часто ли оно меняется?
  9. Разговорчив ли ваш ребенок или молчалив?
  10. Спокойный ли у него сон?
  11. Есть ли у Вашего ребенка друзья?
  12. Принимают ли его в игру знакомые дети?
  13. Умеет ли он организовывать игру (придумать сюжет, распределить роли и т.д.)?
  14. Умеет ли отстаивать свое мнение?
  15. Есть ли у него трудности с речью?

Материалы наблюдений дадут Вам ответ о социально-личностной готовности ребенка к обучению в школе. Идеальный вариант – ребенок умеет общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых).

  • учебная мотивация ребенка (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);
  • умение ребенка принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание);
  • развитие школьно-значимых психологических функций, познавательных способностей:
  • развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами).
  • пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше — ниже, вперед — назад, слева — справа).
  • координация в системе глаз-рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ — узор, фигуру — зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг).
  • развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам).
  • развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут).

    Как проверить физиологическую готовность к школе?

    1) Физиологические изменения в организме: — 1.1) Существенное удлинение рук и ног (так называемый «скачок роста», который проходит в возрасте 5-7 лет). Его можно легко проверить с помощью Филиппинского теста : попросите ребенка поднять правую руку над головой и прикоснуться ею к левому уху.

      Если ваш ребенок может так делать, это означает, что костная ткань у него развита, и будущий первоклассник сможет выдерживать письменные нагрузки.

    Что является основным показателем готовности ребенка к обучению в школе?

    Интеллектуальная готовность ребенка к школе Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.

    Что является критерием готовности к школьному обучению?

    Автор: Прохорова Галина Николаевна КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ Г.Н. Прохорова, МБДОУ Д/С №26 «Солнышко» г. Старый Оскол Белгородской области. Подготовка детей к школе сегодня актуальна для многих российских семей, а значит и для ДОО и школ. Процесс этот зависит как от требований, предъявляемых школой, так и от родителей.

    1. Готовящих своих детей к поступлению в то или иное учебное заведение.
    2. ДОО можно назвать связующим звеном.
    3. Если учесть, что большинство детей посещают детский сад.
    4. Поэтому во многом подготовка к обучению в школе ложи.
    5. Излишняя интеллектуализация и рационализация детей при их внутренней незрелости и инфантилизме во многом является причиной появления у ребенка проблем в личностном развитии (внутренняя позиция, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, самооценка),

    Дети могут полноценно развиваться в особых условиях дошкольного режима с использованием игровых методов обучения, а не в условиях жесткой. Формализованной системы интеллектуальных нагрузок. Критерии готовности ребенка к школьному обучению следующие: — личностная готовность — ребенок готов к школьному обучению если школа привлекает его не внешней стороной (атрибуты: портфель, тетради), а возможностью получить новые знания; — интеллектуальная готовность — наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интерес к знаниям.

    Способность понять связи между явлениями, воспроизвести образец; — социально-психологическая готовность — умение общаться со взрослыми, сверстниками. Умение: войти в другое общество (детское), действовать вместе с другими, подчиняться интересам группы; — физиологическая готовность — уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья.

    Некоторые специалисты ещё отдельно выделяют следующие критерии психологической готовности ребёнка к школе: Социально-психологическая готовность к школе: — учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний) ;

    • умение общаться со сверстниками и взрослыми (легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций, признаёт авторитет взрослых), Школьно-значимые психофизические функции:
    • развитие мелких мышц руки (уверенно владеет карандашом, ножницами) ; — пространственная ориентация, координация движений (владеет определениями выше — ниже, больше — меньше, вперёд — назад, справа — слева)
    • координация в системе глаз — рука (может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ — узор, фигуру, зрительно воспринимаемый на расстоянии, например, из книги)
    • логическое мышление (находит сходство и различие предметов при сравнении, правильно объединяет предметы в группы по общим признакам)
    • произвольное внимание (удерживает внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут)
    • составлять из нескольких треугольников, четырёхугольников фигуры большего размера
    • делить круг, квадрат на 2 и 4 части.

    Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

    Что включает в себя личностная готовность ребенка к школе?

    Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции — положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе.

    Когда отдавать ребенка в школу Мнение психолога?

    Личный опыт — «Моя Зоя пошла 1 класс ровно в 6,5, о чем совершенно не жалею, — говорит Татьяна А. — У меня и в мыслях не было оставлять ее в саду лишний год. В современной школе надо учиться 11 лет, это же ужас как долго! Многие говорят, что отдать ребенка в школу — значит, оборвать детство, но, на мой взгляд, это не так: моя дочка, хотя и третьеклассница, все еще играет и в куклы, и в игрушки.

    И учится хорошо. Думаю, мое рвение связано с собственным жизненным опытом: я пошла в школу в 7,5, хотя надо было идти на год раньше. Я читала с 5 лет, хорошо соображала по математике — в общем, была хорошо подготовлена к первому классу. Но маму отговорили от этого шага я осталась дома еще на год. Это был абсолютно пустой, бессмысленно проведенный год: в садик я не ходила, сидела дома с бабушкой, и мне было невыносимо скучно!» «Если ребенок готов полностью к интеллектуальной деятельности, физически достаточно развит и тянет психологически, то его надо отдавать в школу и в шесть с половиной, и даже чуть раньше, — говорит психолог Екатерина Долженко.

    — Но смотрите очень внимательно». Действительно, в одной и той же ситуации вы можете или подарить ему лишний год золотого детства, или оказать «медвежью услугу», притупив интерес к учебе и лишив таким образом возможности гармонично развиваться и учиться.

    В каком возрасте лучше отдавать девочку в школу?

    Самый старший, самый младший – это страшно? — «А вдруг мой ребёнок будет в классе самым старшим или самым младшим?» – беспокоятся родители. В этом случае стоит обратить внимание на готовность ребёнка к обучению в школе. А этот показатель складывается не из возраста или, допустим, пола, а совсем из других параметров: состояния здоровья, адаптационных способностей, умения находить общий язык с новыми друзьями и многих других.

    Считается, что именно дети, достигшие возраста 6,5 лет, обладают достаточным для обучения уровнем зрелости. Они готовы к новому жизненному этапу физиологически и интеллектуально, созрели психологически к обучению, обладают нужными начальными знаниями и навыками. Но каждый ребёнок – уникален: у кого-то школьная зрелость наступает чуть раньше, чем у сверстников, а кто-то задерживается на старте.

    И всё это – вариант нормы. Лишь 10 процентов 6-летних первоклассников действительно готовы к учёбе. С «весенними» и «летними» детьми всё проще: им к моменту поступления в школу больше 7 лет, и именно на этот идеальный возраст ориентируются родители. «Осенние» дети к 1 сентября также близки к возрасту первоклассника.

    Что должен уметь ребенок к школе?

    Родителям будущего первоклассника — Уважаемые родители! Когда наш ребенок идет в школу, мы испытываем закономерное волнение. Хотим заверить вас, что у нас в школе работают знающие и опытные преподаватели, готовые оказать всяческую профессиональную помощь и поддержку детям и их родителям. В соответствии с программой подготовительной группы детского сада ваш ребёнок при записи в 1 класс должен:

    Знать свое имя и фамилию, адрес, имена членов семьи. Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета. Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10. Уметь увеличивать или уменьшать группу предметов на заданное количество (решение задач с группами предметов), уравнивать множество предметов. Уметь сравнивать группы предметов — больше, меньше или равно. Уметь объединять предметы в группы (мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т. д). Уметь находить в группе предметов лишний — например, из группы «Одежда» убрать цветок. Уметь высказывать свое мнение, построив законченное предложение. Иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах. Иметь пространственные представления (право, лево, вверх, вниз, под, над, из-за, из-под чего-либо). Уметь культурно общаться с другими детьми. Слушать старших и выполнять их распоряжения.

    Требования, предъявляемые к развитию речи ребёнка 1. Умение правильно произносить все звуки речи различать их на слух.2. Умение употреблять разные части речи точно по смыслу.3. Использовать в речи синонимы, антонимы, существительные.4. Умение отвечать на вопросы и задавать их.5.

    1. Умение составлять рассказы (по плану, предложенному взрослыми).6.
    2. Умение находить лишний предмет, дать ответ, почему он лишний.7.
    3. Уметь правильно употреблять предлоги в словосочетаниях и предложениях ( в, на, по, под, за, у, без, до, для, из, к, над, с, из-за, из-под и др.).8.
    4. Иметь представление о сезонных явлениях природы.9.

    Уметь правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам ( посуда, одежда, обувь, головные уборы, мебель, транспорт, домашние животные, дикие животные, животные, птицы, рыбы, цветы, деревья, овощи, фрукты и др,).10. Знать домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.

    • Уважаемые родители! Попробуйте сами проверить, готов ли Ваш малыш к обучению.
    • МОЖЕТ ЛИ ВАШ РЕБЁНОК: 1.
    • Объяснить с помощью слов, чего он хочет, то есть не показывать пальцем, а сказать: куртка, конфета, цыплёнок ? 2.
    • Изъясняться связно, например: « Покажи мне »? 3.
    • Понимать смысл того, о чём ему читают? 4.

    Чётко выговаривать своё имя? 5. Запомнить свой адрес и номер телефона? 6. Писать карандашами или мелком на бумаге? 7. Нарисовать картинки к сочинённой истории и объяснить, что на них изображено? 8. Пользоваться красками, пластилином, карандашами для творческого самовыражения? 9.

    Что входит в интеллектуальную готовность к школе?

    1608 Для многих родителей остается важным вопрос, готов ли ребенок к школе, если ему еще нет полных 7 лет. Это вопрос, конечно, очень индивидуальный и ответ на него зависит от многих факторов. Мы уже писали, что выделяют физическую (физиологическую), психологическую и интеллектуальную готовность ребенка к обучению в школе. Интеллектуальная готовность к школьному обучению предполагает определенный уровень развития высших психических процессов ребенка: внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения и речи, а также наличие необходимого запаса знаний об окружающем. К моменту поступления в школу ребенок должен знать свой адрес, название страны и населенного пункта, где он живет; знать имена и отчества своих близких, кем и где они работают; хорошо ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках; знать дни недели, месяцы; различать основные виды деревьев, цветов, животных.

    1. Кроме того, ребенок должен уметь высказывать собственные суждения, делать выводы.
    2. Необходимый уровень речевого развития предполагает, что у ребенка не нарушено звукопроизношение, он может выделить первый и последний звуки в словах, способен ясно выражать свои мысли, связно передать то, что видел или слышал, умеет выделить в рассказе главное, пересказать его содержание.

    Восприятие к моменту поступления в школу должно быть достаточно дифференцированным, ребенку необходимо овладеть не только сенсорными эталонами цвета, формы, размера, но и способами обследования предметов. В противном случае первоклассник может писать буквы и цифры не в ту сторону, отсчитывать предметы и читать справа налево, с трудом ориентироваться в тетради и т.д.

    1. Ребенок к 6-7 годам должен владеть основными логическими операциями (обобщение, классификация, анализ, сравнение и др.), смысловым запоминанием.
    2. Важный признак интеллектуальной готовности к школе — не просто разрозненные знания, представления о предметах, их свойствах, а умение увидеть связи, закономерности, желание ребенка понять, что, отчего и почему.

    Однако в основном мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Исследования, проведенные в последние годы, убеждают, что наглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления таят в себе не менее мощные резервы, чем логическое мышление.

    Какие мотивы обеспечивают психологическую готовность обучения ребенка к школе?

    Подходы к пониманию — Существуют различные подходы в понимании психологической готовности к школе.1. Педагогический

    Сформированность умений и навыков, необходимых для обучения в школе

    Подход опирается на идею о том, что дети 5—6 лет имеют достаточно высокие интеллектуальные, физические и психические возможности для того, чтобы освоить часть программы первого класса(математика, грамота), что позволяет перенести её в подготовительную группу дошкольного учреждения. Это позволяет улучшить их подготовку к школьному обучению.2. Психологический

    Наличие необходимых для обучения новообразований, соответствующих предъявляемым требованиям современной школы

    К ним относятся: определенный уровень развития познавательных интересов, готовность к принятию новой социальной позиции, самооценка, наличие опосредованной школьной мотивации (желание учиться), а также достаточное развитие интеллектуальной сферы, уровня общения и произвольного поведения.

    Особенно важным в данном подходе отмечается развитие мотивационной сферы. В результате соединения познавательной потребности ребёнка и его желания занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений, в которых общение со взрослым протекает на новом уровне, возникает особенное личностное новообразование — «внутренняя позиция школьника».

    Она представляет собой новое отношение ребёнка к себе, социуму и окружающему миру и позволяет ему более успешно включиться в учебный процесс. Это выражается в реализации произвольного поведения ученика, сознательном формировании и достижении целей.

    Наличие необходимых предпосылок учебной деятельности

    К ним относятся: умение ребёнка сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; умение ребёнка ориентироваться на систему правил в работе; умение слушать и выполнять инструкции взрослого; умение работать по образцу; сформированность «учебно-значимых качеств» (мотивы учения, образное мышление, обучаемость и т.д.)

    Сколько видов готовности детей к школе?

    Виды готовности к обучению в школе и их характеристика Речевая готовность, В основе обучения лежит познавательный процесс. Известно, что вершиной познавательных процессов является мышление и речь. Речь – это форма мышления. И глухие, и слепые, и немые мыслят при помощи слов, но это или письменная речь, или мимика, знаки.

    • Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития.
    • Ведь именно при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний.
    • Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

    В этой связи родителям очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника. В первую очередь следует обратить внимание на: 1) правильность произношения звуков; 2) умение различать звуки речи на слух; 3) владение элементарными навыками звукового анализа слов; 4) словарный запас; 5) связную речь.

    • Родителям необходимо помнить, что словарный запас старшего дошкольного возраста должен быть не менее 2000 слов.
    • В нем должны присутствовать все основные части речи, обобщающие слова (типа одежда, обувь, посуда, фрукты, овощи.).
    • Математическая готовность,
    • Одна из важнейших задач родителей и педагогов – выявить имеющиеся у ребенка элементарные математические знания и подготовить его к изучению математики.

    Дошкольники должны: 1) считать в пределах 10; 2) правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными; 3) сравнивать числа в пределах 10, называть наименьшее, наибольшее, уравнивать число предметов; 4) сравнивать по длине, высоте, ширине; 5) размещать предметы в порядке возрастания, убывания; 6) различать форму предметов; 7) ориентироваться на листе бумаги; 8) различать геометрические фигуры.

    Основной целью психологического обследования ребенка при приеме в школу является распознавание его индивидуальных особенностей, а также продолжение их дезадаптации. Выделяется три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие, включающее фигуры из фона, концентрацию внимания, аналитическое мышление, возможность запоминания, умение воспроизводить образцы, а также развитие мелких движений руки, сенсомоторная координация.

    Эмоциональная зрелость понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательные задания. К социальной зрелости относится потребность в общении со сверстниками и умение подчинить свое поведение законам детских групп, а также способность исполнить роль ученика в ситуации школьного обучения.

    Когда нужно идти на подготовку к школе?

    Когда начинать подготовку — Поступление в школу всегда волнительно как для взрослых, так и для детей. Одни родители начинают подготовку заранее, чтобы к первому классу ребёнок уже освоил навыки чтения, письма и счёта. Есть и другая категория взрослых, считающих, что научить всему — задача учителей.

    1. Такие родители почти не уделяют время подготовке детей к школе.
    2. Кто же из них прав? Верного ответа нет, как и однозначного решения.
    3. Каждая семья выбирает сама, исходя из своих возможностей и способностей ребёнка.
    4. Что произойдёт, если ребёнок не будет подготовлен к школе? Ничего ужасного.
    5. В первом классе детей научат и читать, и писать, и считать.

    Но в таком случае родители должны быть готовы, что ребёнок, возможно, будет отставать от одноклассников, которые уже овладели этими навыками. Первокласснику, который знакомится с буквами и счётом, будут сложнее даваться задания, а домашняя работа займёт больше времени.

    Такая ситуация не способствует успеху и может закончиться настолько сильным снижением интереса и мотивации учиться, что ребёнок больше не захочет идти в школу. Поэтому большинство родителей стараются подготовить своих детей к первому классу заранее. В каком возрасте лучше начать подготовку? Мы рекомендуем не раньше пяти лет.

    В этот период дети особенно любознательны и проявляют желание учиться. Начните готовить детей к школе постепенно и обязательно в увлекательной игровой форме.

    Когда лучше идти в первый класс?

    Сегодня в первый класс зачисляют детей, возраст которых на момент 1 сентября составляет не менее шести с половиной лет (при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья). Многие родители накануне учебного года становятся перед выбором: отдавать ли в школу ребенка с шести лет или подождать, пока ему исполнится семь лет. Фото: Елена Краснова Навыки письма, счета и чтения, по словам специалиста, вовсе не являются показателями того, что малыш готов к школе. Ведь следует также учитывать психологическую, физическую подготовку. «Не все дети могут долго удерживать внимание, выдерживать занятия определенной продолжительности», — объясняет Инна.

    1. «Если вы все же сомневаетесь в том, отдавать ли сына или дочь в первый класс с шести лет, обратитесь к психологу.
    2. Он проведет диагностику, по результатам которой можно будет делать определенные выводы, — рекомендует Колосова.
    3. Также поговорите с воспитателями в детском саду.
    4. Они расскажут, как ваш ребенок ведет себя на занятиях, насколько он усидчив, легко ли ему дается освоение нового материала».

    Важно, чтобы будущий первоклассник представлял, что ждет его в школе: режим дня, предметы, включенные в расписание, ориентировался, где находится его кабинет его класса, столовая, гардероб. Также, по возможности, еще до 1 сентября следует познакомиться с учителем.

    • «Постройте маршрут до школы.
    • За пару недель до старта занятий, постарайтесь, чтобы новоиспеченный школьник вошел в определенный режим.
    • Для этого стоит продумать строгий распорядок дня», — говорит психолог.
    • Расскажите малышу том, как вы пошли в первый класс, о своем учителе, вспомните любимые предметы.
    • В процессе беседы у ребенка могут возникнуть вопросы.

    Подробно расскажите обо всем, что ему непонятно.

    Можно ли отдавать ребенка в школу в 5 лет?

    Можно ли пойти в 1 класс, не дожидаясь семилетия — В российском законе 273-ФЗ «Об Образовании в РФ» и 189 –м Постановлении СанПиН четко регламентирован возраст, когда начало обучения в школе будет для ребенка оптимальным: это 6,5-8 лет.

    Можно ли ребенка отдать в школу в 6 лет?

    Можно ли отдать ребенка в школу в 6 лет? По закону — нет. Действующее законодательство требует, чтобы на 1 сентября всем первоклассникам было не менее 6 лет и 6 месяцев. Как убедиться, что вы не торопитесь, и убедить в этом школу?