Как понять что ребенок умственно отсталый?

Как понять что ребенок умственно отсталый
Причины легкой умственной отсталости у детей — Причиной любой умственной отсталости является повреждение головного мозга. Самые грубые структурные дефекты проявляют себя в недоразвитии мозга. Основные причины, обуславливающие развитие умственной отсталости у детей, можно объединить в основные группы:

  • Наследственность (генные и хромосомные заболевания). К этой группе относят: различные синдромы (например, Дауна, Тернера); формы, связанные с наследственным нарушением обменных процессов, неврологическими заболеваниями;
  • Воздействие вредных факторов во время внутриутробного развития: внутриутробные инфекции (например, краснуха, токсоплазмос и др.), интоксикации (прием алкоголя, токсических для плода веществ), гемолитическая болезнь плода и др.;
  • Факторы, воздействие которых имело место быть во время родов или в раннем возрасте (родовые травмы, кислородное голодание, травмы, инфекции);
  • Педагогическая запущенность, возникающая на фоне полноценных возможностей работы мозга, но при отсутствии полноценного воспитания и социализации;
  • Наличие сразу нескольких причин, смешанные состояния.

Алкоголизм беременной, по данным ряда авторов, является самой частой причиной легкой умственной отсталости у детей. Умственная отсталость у детей младше 3 лет, симптомы и психологические особенности детей с умственной отсталостью Диагноз умственной отсталости у детей может быть поставлен официально не раньше 7 лет.

  • Ребенок отстает в моторном развитии: поздно начинает держать голову, садиться, вставать, ходить. У малыша может быть нарушен хватательный рефлекс, а в 1-1,5 года ребенок еще не держит предметы (игрушки, ложку и вилку);
  • Речь отсутствует или появляется с большим опозданием; ребенок имеет трудности в построении фразы, связной речи. В 2-3 года малыш плохо понимает обращенную к нему речь, не может выполнить элементарные инструкции;
  • Легкая умственная отсталость у детей характеризуется неуравновешенностью процессов нервного возбуждения и торможения; Выражается это в чрезмерной импульсивности, несдержанности, возбудимости, раздражительности или, наоборот, вялости и медлительности;
  • Ребенок не проявляет интереса к окружающему миру, кажется замкнутым в себе; Его эмоционально-волевая сфера «обеднена»;
  • Отсутствует сюжетная игра. Игры примитивны по содержанию, игрушки могут не интересовать ребенка или он использует их не по назначению.

Как ведут себя умственно отсталые дети?

Клиническая картина — Недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы у умственно отсталых проявляется не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, иногда с резкими отклонениями.

При этом происходят и количественные, и качественные изменения всей психической деятельности ребёнка. Дети с органическими поражениями коры головного мозга растут обычно ослабленными, раздражительными. Многие из них страдают энурезом, Им свойственна патологическая инертность основных нервных процессов, отсутствие интереса к окружающему и поэтому эмоциональный контакт со взрослыми, потребность общения с ними у ребёнка в дошкольном возрасте часто не возникает.

Дети не умеют общаться и со своими сверстниками. Спонтанность усвоения общественного опыта у них резко снижена. Дети не умеют правильно действовать ни по словесной инструкции, ни даже по подражанию и образцу. У умственно отсталых дошкольников ситуативное понимание речи может сохраняться вплоть до поступления в школу.

Для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для наделения и фиксирования ярко обозначенных свойств и простейших отношений между предметами, для понимания важности того ли иного действия умственно отсталому дошкольнику требуется гораздо больше вариативных повторений, чем для нормально развивающегося ребёнка.

У умственно отсталых детей-дошкольников, лишённых специального коррекционно-направленного обучения, отмечается существенное недоразвитие специфических для этого возраста видов деятельности — игры, рисования, конструирования, элементарного бытового труда.

Умственно отсталый ребёнок проявляет крайне слабый интерес к окружающему, долго не тянется к игрушкам, не приближает их к себе и не пытается ими манипулировать. В возрасте 3—4 лет, когда нормально развивающиеся дети активно и целенаправленно подражают действиям взрослых, умственно отсталые дошкольники только начинают знакомиться с игрушками.

Первые предметно-игровые действия появляются у них (без специального обучения) лишь к середине дошкольного возраста. У большинства умственно отсталых детей, не посещающих специальный детский сад, не имеющих дома контактов со специалистами-дефектологами или заботливыми и разумными родителями, графическая деятельность до конца дошкольного возраста находится на уровне бесцельного, кратковременного, хаотического черкания.

У умственно отсталых детей в большой степени страдает произвольное внимание. Невозможным оказывается для них сколько-нибудь длительно концентрировать внимание, одновременно выполнять разные виды деятельности. Сенсорное развитие в предшкольном и школьном возрасте у этих детей значительно отстаёт по срокам формирования.

\

Они действуют либо хаотически, не учитывая свойства предметов, либо ранее усвоенным способом, не адекватным в новой ситуации. Восприятие олигофренов характеризуется недифференцированностью, узостью. У всех умственно отсталых детей наблюдаются отклонения в речевой деятельности, которые в той или иной мере поддаются коррекции.

Как заподозрить умственную отсталость?

Какие патологии психики наблюдаются при умственной отсталости — Умственную отсталость или олигофрению определяют как нарушение психического развития в различных сферах: интеллектуальной, познавательной, эмоциональной, что приводит к социальной дезадаптации.

  • наследственность;
  • негативное внутриутробное воздействие: грипп, сифилис, алкоголь;
  • послеродовые проблемы, например, асфиксия.

Слабоумие у детей выражается в следующих патологиях психики:

  1. Недоразвитие в эмоционально-волевой сфере. Проявляется по-разному.
    • Эмоциональная лабильность – наблюдаются частые перепады настроения. Обычно по малозначительным причинам. Умственно отсталый ребенок то радуется, то резко начинает грустить.
    • Агрессивность, часто без видимых на то причин.
    • Гипобулия − это характерное проявление умственной отсталости, которое выражается в сокращении числа интересов, уменьшении желаний. Человек ничего не хочет, у него происходит снижение воли.
    • Гипотимия – стойкое ухудшение настроения, самочувствия, моторики. Ребенок лежит и ничего не делает.
    • Безынициативность.

    Возможны другие проявления и дефекты.

  2. Недостаточность абстрактного мышления. Эта патология психики выражается в конкретизации, неспособности к обобщениям. Абстракция сложно дается детям с задержкой развития.
  3. Нарушение внимания и памяти. Ребенок постоянно отвлекается, не может долго слушать родителей, педагогов. Это же характерно для синдрома недостатка внимания и гиперактивности.
  4. Проблемы с речью. Дефекты могут быть разными.
  5. Трудности с обучаемостью. Отставание по всем направлениям мешает осваивать необходимые навыки.
  6. Депрессивные расстройства.
  7. Эпилептиформные приступы.
  8. Неврозоподобные симптомы.
  9. Задержка роста.

Это основные нарушения, могут быть и другие клинические проблемы. Их должен выявлять и распознавать специалист.

В каком возрасте ставят диагноз умственная отсталость?

Какие патологии психики наблюдаются при умственной отсталости — Умственную отсталость или олигофрению определяют как нарушение психического развития в различных сферах: интеллектуальной, познавательной, эмоциональной, что приводит к социальной дезадаптации.

  • наследственность;
  • негативное внутриутробное воздействие: грипп, сифилис, алкоголь;
  • послеродовые проблемы, например, асфиксия.

Слабоумие у детей выражается в следующих патологиях психики: Недоразвитие в эмоционально-волевой сфере. Проявляется по-разному.

  • Эмоциональная лабильность – наблюдаются частые перепады настроения. Обычно по малозначительным причинам. Умственно отсталый ребенок то радуется, то резко начинает грустить.
  • Агрессивность, часто без видимых на то причин.
  • Гипобулия − это характерное проявление умственной отсталости, которое выражается в сокращении числа интересов, уменьшении желаний. Человек ничего не хочет, у него происходит снижение воли.
  • Гипотимия – стойкое ухудшение настроения, самочувствия, моторики. Ребенок лежит и ничего не делает.
  • Безынициативность.

Возможны другие проявления и дефекты. Это основные нарушения, могут быть и другие клинические проблемы. Их должен выявлять и распознавать специалист.

Что является причиной умственной отсталости?

Умственная отсталость — врожденная или приобретенная в раннем возрасте задержка развития психики, проявляющаяся интеллектуальным недоразвитием и ведущая к социальной дезадаптации. Распространенность умственной отсталости в России — порядка 0,6%, что несколько превышает распространенность шизофрении.

Причинами умственной отсталости могут быть генетические аномалии, внутриутробное поражение плода (в том числе, цитомегаловирусной, токсоплазменной, сифилитической инфекцией), значительная недоношенность, повреждения центральной нервной системы в процессе родов (травма, асфиксия); травмы, гипоксия и инфекции в раннем возрасте, педагогическая запущенность.

Бывают и случаи умственной отсталости с неясной этиологией. Существует мнение, что умственная отсталость — это вовсе не болезнь, а просто недотягивание до нормы. Ведь для нее не характерна какая-либо существенная динамика при наблюдении пациента на протяжении его жизни после установления диагноза.

  1. Но такой подход можно применить, и то с натяжкой, для случаев, когда причину умственной отсталости установить не удается.
  2. В остальных же клинических ситуациях в анамнезе имеется нередко не просто какой-нибудь, а катастрофический патологический процесс (взять хотя бы внутриутробную нейроинфекцию!), который сменяется платообразной фазой относительной компенсации.

Педагогическая же запущенность сопряжена с серьезным депривационным стрессом, так как нормальное взаимодействие с окружающими, прежде всего — с матерью, не менее необходимо для адаптации и развития, чем, например, питание и достаточный сон. Наши пациенты с диагнозом «Умственная отсталость» недаром именуются «больными» в медицинской документации.

  • Им проводится лечение по поводу разнообразных симптомов, прежде всего, связанных с нарушением поведения.
  • Часто встречающийся диагноз: «Умственная отсталость умеренная, связанная со значительным нарушениями поведения, требующим лечения и ухода».
  • При таком диагнозе интеллектуальное развитие у зрелого человека соответствует норме для детей возраста 6-9 лет.

Симптоматика умственной отсталости связана с колебаниями настроения от пониженного (с тенденцией к самоповреждениям), до эйфории. Характерны эпизоды психомоторного возбуждения. У больных легко формируются идеи, что окружающие к ним «предвзято» относятся.

  • Имеется склонность к злопамятности, мстительности.
  • Больные с умственной отсталостью часто попадают под влияние интеллектуально более развитых личностей.
  • Они присоединяются к асоциальным компаниям, где начинают алкоголизироваться, наркотизироваться.
  • У них часто отмечается девиантное сексуальное поведение.

Если обычному человеку трудно адаптироваться в местах заключения, то тем более это относится к пациентам с умственной отсталостью, за исключением самых легких ее форм, когда они нередко «успешно» следуют криминальным «понятиям». Все эти особенности обусловливают связь умственной отсталости с риском совершения противоправных действий.

В чем отличие умственно отсталого ребенка от ребенка с ЗПР?

В сравнении с умственно отсталыми детьми у детей с ЗПР гораздо выше потенциальные возможности развития их познавательной деятельности, и в особенности высших форм мышления — обобщения, сравнения, анализа, синтеза, отвлечения, абстрагирования.

Можно ли вылечить умственную отсталость?

Лечение — Умственная отсталость у детей не лечится. Ребенок с таким диагнозом развивается и обучается, но только в пределах имеющихся биологических возможностей. Главную роль в процессе адаптации играет воспитание и образование. Если поставлен такой диагноз, родителям предложат устроить ребенка в специальное образовательное учреждение, где обучение проводится по особой программе.

  1. Родителям нелегко принять такую рекомендацию и они не всегда согласны добровольно написать заявление (как того требует законодательство) об определении ребенка в спецучреждение.
  2. Поэтому они нуждаются в тесном контакте с психологами, врачами, педагогами.
  3. Специалисты должны убедить в том, что выбранная программа будет максимально соответствовать возможностям и способностям ребенка.

Весь срок пребывания детей в специализированных дошкольных учреждениях и школах они проходят наблюдение и лечение у психиатра. Дети, у которых диагностирована легкая умственная отсталость, проходят образовательную программу, в основу которой положены конкретно-наглядные методы обучения.

Они получают возможность овладеть простыми трудовыми навыками. Такие дети способны адаптироваться к окружающей обстановке. Если была адекватная адаптация и коррекция умственной отсталости, такие люди, повзрослев, становятся полноценными членами общества, создают семью, работают. Очень часто родители игнорируют рекомендации врачей об обучении во вспомогательной, или коррекционной школе.

Тогда дети учатся в обычной школе. Во многих из них есть коррекционные классы (классы выравнивания). Дети, у которых обнаружена умеренная или тяжелая умственная отсталость и обладающие относительно хорошей механической памятью, способны научиться письму, чтению, порядковому счету, но они не могут применять их творчески, потому что мыслят лишь заученными штампами.

  1. Такие люди овладевают элементарными навыками – самообслуживания и трудовыми.
  2. В некоторых случаях они могут под контролем принимать участие в простых трудовых процессах.
  3. Глубокая умственная отсталость характеризуется тем, что мышление и речь практически не развиваются, реакция на окружающее снижена.
  4. Такие люди не умеют стоять и ходить, либо же испытывают трудности с этими функциями.

Данная категория больных нуждается в постоянном уходе. Если обнаружена специфическая вялотекущая соматическая патология (гипотиреоз, фенилкетонурия и т.д.), тогда лечение олигофрении и малоумия в целом проводится в специализированном учреждении. Если такой взаимосвязи нет, то медикаментозное лечение направлено на облегчение неврозоподобных, психопатоподобных, психотических симптомов, сопровождающихся бредом и галлюцинациями.

Как понять что у ребенка олигофрения?

Симптомы и признаки — В зависимости от возраста ребенка, олигофрения может проявлять себя по-разному.

Возраст ребенка Характерные признаки олигофрении у детей
Новорожденные дети Частые мышечные судороги, слабость и выраженные дефекты строения лица, например, плоский нос или заячья губа.
Малыши до года Трудности с копированием звуков, пониманием речи, обращенной к нему. Малыш не проявляет интереса к окружающему миру, к общению с ровесниками, не может повторить движение собеседника.
Дети от 1 года до 6 лет Систематическое повторение однообразных действий, сложности в общении со сверстниками, проблемы, проявляющиеся при занятиях таких, как рисование или лепка. Неспособность концентрации внимания и т.п.
Дети школьного возраста Проблемы с правильным пониманием получаемой информации, плохо развитая речь, недоразвитие памяти, неспособность усвоить информацию. У детей с синдромом олигофрении плохо развито образное мышление, они не способны к состраданию и проявлению эмоций.

Что характерно для умственной отсталости?

ВАЖНО! Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.

  1. Умственная отсталость (олигофрения): причины появления, симптомы, диагностика и способы лечения.
  2. Определение Умственной отсталостью называют группу состояний, обусловленных врожденным или рано приобретенным недоразвитием психики с выраженной недостаточностью интеллекта.
  3. У больных отмечается нарушение когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей.

Термин «олигофрения» в наши дни используется все реже. Умственная отсталость в мире встречается от 3,04 до 24,6 и выше на одну тысячу населения. Причины появления умственной отсталости Умственная отсталость является результатом грубого органического поражения головного мозга в период внутриутробного развития ребенка и/или в первые месяцы его жизни. Выявление причин умственной отсталости представляет определенные трудности, поскольку это психическое заболевание является результатом совокупного воздействия внешних и наследственных факторов на разных этапах формирования нервной системы. К таким факторам относят:

  • генетические нарушения, возникающие на этапе оплодотворения и приводящие к недоразвитию головного мозга;
  • наследственные дефекты, сочетающие слабоумие с поражением мышечной, костной, кожной, сердечно-сосудистой систем, зрения и слуха;
  • микроцефалия – врожденное или приобретенное уменьшение головного мозга с ограничением возможности его роста;
  • гидроцефалия – увеличение количества жидкости в полостях мозга с изменением нейродинамики мозговых процессов;
  • иммунологическая несовместимость крови матери и плода;
  • воспалительные процессы в головном мозге (менингиты, менингоэнцефалиты, тяжелые соматические инфекции);
  • травмы мозга (родовая травма, наложение акушерских щипцов или применения других механических приемов ведения родов, сдавливание головки ребенка при прохождении через родовые пути, длительная асфиксия во время родов);
  • токсическое влияние на плод алкоголя, психоактивных веществ, некоторых лекарственных веществ, употребляемых матерью, интоксикации, радиоактивное и рентгеновского облучения половых клеток родителей и самого плода;
  • тяжелые соматические заболевания (с интоксикацией, дистрофией);
  • врожденные нарушения обмена веществ (аминокислот, металлов, солей, жиров и углеводов), которые приводят к изменениям функционирования головного мозга.

Выделяют следующие основные варианты наследственных дефектов обмена, сопровождающихся умственной отсталостью:

  • нарушения обмена аминокислот: фенилкетонурия, гомоцистинурия, гистидинемия и др.;
  • нарушения обмена органических кислот и углеводов: галактоземия, фруктозурия и др.;
  • болезни накопления: мукополисахаридозы (синдромы Гурлер, Гунтера и др.); липидозы (болезнь Тея – Сакса, болезнь Гоше, Нимана – Пика и др.); гликогенозы (болезнь Помпе и др.);
  • лейкодистрофии;
  • обменно-гормональные нарушения: неэндемические формы гипотиреоза, псевдогипопаратиреоз Олбрайта и др.;
  • другие метаболические нарушения минерального, билирубинового и других видов обмена.

Умственная отсталость может наблюдаться в сочетании с любыми другими психическими расстройствами.

Сколько лет живут дети с умственной отсталостью?

Состояния, обусловленные наследственными (генными и хромосомными) заболеваниями — Синдром Дауна Обусловлен трисомией по 21 хромосоме. Впервые был описан английским врачом Дж. Дауном в 1866, но связь между нарушением числа хромосом и клиническими проявлениями болезни была установлена лишь в 1959 году (Ж.

  1. Лежен). Частота рождения детей с синдром Дауна приблизительно 1:700, однако в настоящее время, в связи с возможностями пренатальной диагностики, есть тенденция к ее снижению.
  2. Наиболее важным фактором риска данной хромосомной аберрации признается возраст матери (больше 35 лет).
  3. Клинические проявления: Умственная отсталость при синдроме Дауна может быть выражена по-разному, чаще это умеренная и тяжелые степени, реже легкая.

У больных отмечается позднее появление и выраженное недоразвитие речи (недостаточное понимание речи, бедный словарный запас, дизартрия). Дети с болезнью Дауна обычно не способны к обучению даже по программе вспомогательной школы и нуждаются в индивидуальном обучении.

  1. Эмоциональная сфера остается достаточно сохранной: большей частью больные ласковы, послушны, привязаны к родителям, приветливы, добродушны («солнечные дети»), хотя бывают упрямы.
  2. Многие из них любопытны и обладают хорошей подражательной способностью, что способствует развитию навыков самообслуживания и несложных трудовых процессов.

Редко встречаются безразличные и злобные больные. Как правило, дети с болезнью Дауна лучше развиваются в родительских семьях, чувствуя заботу близких, но, даже в этом случае, они не достигают удовлетворительного уровня социальной адаптации и нуждаются в постоянной опеке.

  1. Особенностью возрастной динамики болезни Дауна является позднее половое созревание и раннее появление признаков инволюции (в 30-40 лет).
  2. При синдроме Дауна отмечается высокая частота раннего развития (после 35 лет) атрофических изменений коры головного мозга и накопления амилоида в виде сенильных бляшек, т.е.

морфологические изменения сходные с болезнью Альцгеймера. При этом больные быстро утрачивают обыденные навыки, словарный запас, становятся бездеятельными, безразличными, появляются неврологические расстройства. Больным с синдромом Дауна свойственен специфический физический фенотип, определяемый множеством стигм дизонтогенеза, что делает возможным диагностику этого состояния уже при рождении.

  1. Дети обычно небольшого роста; при рождении часто имеют низкую массу тела (до 2500 г).
  2. Окружность головы уменьшена.
  3. Лицо плоское, монголоидный разрез глаз (первое название синдрома «монголизм»), широкая переносица, нос короткий, изредка наблюдается пятнистая окраска центральной части радужки; нередки катаракты.

Язык большой, исчерченный, рот полуоткрыт. Уши небольшие, прилегающие. Кисти широкие, пальцы короткие, на ладонной поверхности кисти поперечная борозда. Часто встречаются патология строения сердечно-сосудистой системы, эндокринные нарушения (гипофункция щитовидной железы, гипофиза, надпочечников, половых желез), мышечная гипотония.

Что должно насторожить в поведении ребенка?

Skip to content Что должно насторожить родителей новорожденного? Frantic 2012-11-09T06:11:52+11:00 Все, что случается с малышом еще во внутриутробном периоде, влияет на весь ход жизни. Самый большой стресс в жизни каждого человека – рождение. Помимо эмоциональных и духовных переживаний, рождение – самое травматичное событие, в прямом смысле.

  • Ребенок может получить травмы черепа, позвоночника, приводящие к повреждению оболочек мозга (головного и спинного), травмируется система позвоночных артерий, по которой получает кровь ствол и другие отделы мозга.
  • В результате хронической ишемии (кислородного голодания) расстраиваются структуры головного мозга.

К сожалению, нелегко выявить эти изменения сразу после рождения, и причиной многих нарушений и заболеваний, возникающих в разном возрасте у детей, иногда и у взрослых, является повреждение во время рождения. Заторможенность или неуправляемость, перепады настроения, нарушения сна, неуспеваемость, снижение памяти, нарушение речи, зрения, слуха, различные нарушения осанки (плоскостопие, косо­лапость, дисплазии тазобедренных суставов, сколиозы), энурез, аллерго-дерматозы, снижение им­мунитета, дискинезии желудочно-кишечного тракта связаны с повреждениями во время рождения.

Асимметрия тела (кривошея, косолапость, перекос таза, асимметрия головы). Нарушение мышечного тонуса – очень вялый или, наоборот, повышенный (сжаты кулачки, трудно разогнуть ручки и ножки). Нарушение движения конечностями — одна ручка или ножка менее активны. Дрожание подбородка, ручек, ножек при плаче или без него. Ребенок плохо сосет грудь, часто поперхивается, срыгивает. Нарушение сна – ребенок плохо засыпает, часто просыпается, вскрикивает, плачет во сне. Плохая опора на ножки, слабость ручек.

Здоровый ребенок должен быть симметричным, активно двигаться, к 2 месяцам хорошо удерживать голову, к 4 месяцам самостоятельно переворачиваться со спинки на живот, к 6-8 месяцам -садиться, к году – ходить. Ребенок с 2 до 4 месяцев гулит, с 6 до 8 месяцев произносит отдельные слоги, к году говорит 8-10 слов (ма-ма, па-па, ба-ба, кис-кис и т.д.).

Как понять что малыш отстает в развитии?

9 важных пунктов — Перечислим самые распространенные признаки, указывающие на отставание в развитии ребенка двухлетного возраста:

  1. Малыш неуверенно бегает, неловко совершает движения, не может научиться подпрыгивать. Не умеет пользоваться ложкой, предпочитает есть руками или сохраняется кормление с непосредственной помощью взрослых. Такой ребенок, обычно, не умеет пить из чашки и/или через трубочку, не умеет жевать, может отмечаться избирательность в еде, трудности в расширении рациона питания.
  2. В игре ребенка может не появиться подражательная деятельность, его игра, по-прежнему, носит предметно-манипулятивный характер, а именно: ребенок берет игрушку, перекладывает, разбирает, ощупывает. При этом отсутствуют сюжетные, не развивается ролевые игры: (мишка-водитель никуда не едет, девочка-кукла не идет в гости, зайчики или строители не перевозят грузы — простой ролевой сюжет отсутствует!).
  3. Ребенок не слушает сказки, не рассматривает картинки, перелистывает и быстро закрывает книгу, не желая слушать или немного задержать внимание на сюжетных картинках.
  4. Ребенок не прислушивается к речевым заданиям, инструкциям, не воспринимает их, избирательно или фрагментарно выполняет задания, реагирует нежеланием на выполнение инструкции по образцу, затруднен переход от одного плана игрового действия к другому (застреваемость) или наоборот, слишком быстрая переключаемость (не удерживает внимание на одной игре в течение 10-15 мин.)
  5. Словарный запас ребенка не пополняется, не расширяется, могут появиться вокализации или утрачиваются ранее произносимые слова (речевой регресс).
  6. При общении со взрослым ребенок берет его за руку и ведет, действует его руками в игре, рисовании, не устанавливает устойчивый зрительный контакт, предпочитая свою собственную игру (больше находится в своем игровом мире и редко нуждается в общении).
  7. У малыша не сформирован указательный жест, в речи появились эхолалии (повторение слов или фрагментов слов), часто вкрапляются фразы из мультфильмов и стойко закрепляются в речи ребенка.
  8. Ребенок быстро и чувствительно реагирует, иногда пугается на слабые раздражители, закрывает ушки руками на голоса других детей в детском саду, звук телефона, пылесоса, стиральной машинки. При нахождении в людных местах или после поездки в гости быстро истощается и выдает реакции агрессии, навязчивые движения, долго не может уснуть, спит беспокойно.
  9. Малышу не интересно рисовать, лепить, Вместо освоения новых навыков и подражания — берет в рот игрушки, разбрасывает вместо складывания или построения, кидает, разбивает (действия больше разрушительно-импульсивные, чем конструктивно-созидательные).

— Будьте бдительны к этим проявлениям, не оставляйте их без внимания! Обращайтесь своевременно к специалистам — детскому неврологу, психологу, нейропсихологу, дефектологу, если вы наблюдаете подобное в поведении своего ребенка, — заключает врач.

Как определить нервный ребенок или нет?

Симптомы нервного расстройства у ребенка Могут случаться приступы паники, страхи и сильная тревога, мучительные головные боли, бессонница, психосоматические проявления (язва, нарушение артериального давления, бронхиальная астма, нейродермиты).

Какие нарушения речи могут быть у детей с умственной отсталостью?

Характерным для умственно отсталых детей является позднее развитие речи. Резкое отставание наблюдается уже в период доречевых вокализаций. Если в норме спонтанный лепет у детей появляется в период от 4 до 8 месяцев, то у умственно отсталых детей лепет отмечается в период от 12 до 24 месяцев (Петрова В.Г).

  • У 40,0% детей-дебилов первые слова появляются позднее 3 лет (Зееман М.).
  • Лепет у умственно отсталых детей появляется в 20,8 месяцев (в норме в 4-8 мес.), первые слова — в период от 2,5 до 5 лет.
  • В норме появление первых слов у детей наблюдается в период от 10 до 18 месяцев.
  • Особенно значительное отставание отмечается у умственно отсталых детей в появлении фразовой речи.

Фразы появляются у умственно отсталых детей в 89,4 мес. При этом временной интервал между появлением первых слов и фразовой речи у умственно отсталых детей более длительный, чем у нормальных детей (Петрова В.Г.). Особенности речевого развития умственно отсталых детей в психолого-педагогическом аспекте глубоко изучены многими авторами (Аксенова А.К., Барская Н.М., Вавина Л.С., Воронкова В.В., Гайфуллин А.У., Гнездилов М.Ф.

, Горлова Л.А., Грузинцева Е.Н., Данилкина Г.И., Ермилова Н.Г., Журавлева Р.Я., Завьялова Е.Н., Коломыткина И.В., Меерсон Я.А., Озолайте В.А., Петрова В.Г., Пуошлене З.П., Смирнова З.Н., Сорокина Н.К., Трошин Г.Я., Хоружая М.Н.). Указанные авторы отмечают качественное своеобразие устной и письменной речи этих детей.

У умственно отсталых детей значительно чаще, чем в норме, наблюдаются нарушения речи. Расстройства речи у этой категории детей в логопедическом аспекте исследовались Л.И. Алексиной, Е.И. Буцковой, Е.М.Гопиченко, Е.М. Гопиченко и Б.Ф. Соботович, М. Зееманом, К.К.

Карлепом, Р.И. Лалаевой, Д.И. Орловой, А.А. Поповой, М.А. Савченко, Л.А. Смирновой, Е.Ф.С оботович, Н.А. Шарапановской, Р.А. Юровой. По данным различных авторов, в начальных классах вспомогательной школы выраженные дефекты речи наблюдаются у 40,0-60,0% детей. В первых же классах вспомогательной школы, по данным М.Е.

Хватцева, Г.А. Каше, число детей с дефектами речи достигает 80,0%. В то же время, по данным М.Е. Хватцева, в начальных классах массовой школы наблюдается лишь 17,0% учащихся с нарушениями речи. По данным К.А. Омельченко, только 7,4% учащихся начальных классов массовой школы имеют те или иные виды речевой патологии.

Наиболее распространенными нарушениями устной речи во вспомогательной школе являются дефекты звукопроизношения, реже встречается ринолалия, заикание (Беккер К., Совак М., Хватцев М.Е.). В ряде исследований закономерно ставится вопрос о том, можно ли говорить о нарушениях речи у умственно отсталых детей или речь умственно отсталых детей полностью определяется уровнем их умственного развития (Беккер К., Совак М.).

Ряд авторов считает, что уровень речевого недоразвития умственного отсталого ребенка зависит только от степени снижения интеллекта. Эта точка зрения в настоящее время подвергается обоснованной критике. Когнитивное и речевое развитие тесно связаны между собой, но вместе с тем развитие познавательной деятельности и речи характеризуется специфическими особенностями (Выготский Л.С., Жинкин Н.И., Дубовский В.М., Лурия А.Р, Люблинская А.А., Пиаже Ж., Рубинштейн СЛ.).

Сколько живут люди с умственной отсталостью?

Состояния, обусловленные наследственными (генными и хромосомными) заболеваниями — Синдром Дауна Обусловлен трисомией по 21 хромосоме. Впервые был описан английским врачом Дж. Дауном в 1866, но связь между нарушением числа хромосом и клиническими проявлениями болезни была установлена лишь в 1959 году (Ж.

  1. Лежен). Частота рождения детей с синдром Дауна приблизительно 1:700, однако в настоящее время, в связи с возможностями пренатальной диагностики, есть тенденция к ее снижению.
  2. Наиболее важным фактором риска данной хромосомной аберрации признается возраст матери (больше 35 лет).
  3. Клинические проявления: Умственная отсталость при синдроме Дауна может быть выражена по-разному, чаще это умеренная и тяжелые степени, реже легкая.

У больных отмечается позднее появление и выраженное недоразвитие речи (недостаточное понимание речи, бедный словарный запас, дизартрия). Дети с болезнью Дауна обычно не способны к обучению даже по программе вспомогательной школы и нуждаются в индивидуальном обучении.

Эмоциональная сфера остается достаточно сохранной: большей частью больные ласковы, послушны, привязаны к родителям, приветливы, добродушны («солнечные дети»), хотя бывают упрямы. Многие из них любопытны и обладают хорошей подражательной способностью, что способствует развитию навыков самообслуживания и несложных трудовых процессов.

Редко встречаются безразличные и злобные больные. Как правило, дети с болезнью Дауна лучше развиваются в родительских семьях, чувствуя заботу близких, но, даже в этом случае, они не достигают удовлетворительного уровня социальной адаптации и нуждаются в постоянной опеке.

Особенностью возрастной динамики болезни Дауна является позднее половое созревание и раннее появление признаков инволюции (в 30-40 лет). При синдроме Дауна отмечается высокая частота раннего развития (после 35 лет) атрофических изменений коры головного мозга и накопления амилоида в виде сенильных бляшек, т.е.

морфологические изменения сходные с болезнью Альцгеймера. При этом больные быстро утрачивают обыденные навыки, словарный запас, становятся бездеятельными, безразличными, появляются неврологические расстройства. Больным с синдромом Дауна свойственен специфический физический фенотип, определяемый множеством стигм дизонтогенеза, что делает возможным диагностику этого состояния уже при рождении.

Дети обычно небольшого роста; при рождении часто имеют низкую массу тела (до 2500 г). Окружность головы уменьшена. Лицо плоское, монголоидный разрез глаз (первое название синдрома «монголизм»), широкая переносица, нос короткий, изредка наблюдается пятнистая окраска центральной части радужки; нередки катаракты.

Язык большой, исчерченный, рот полуоткрыт. Уши небольшие, прилегающие. Кисти широкие, пальцы короткие, на ладонной поверхности кисти поперечная борозда. Часто встречаются патология строения сердечно-сосудистой системы, эндокринные нарушения (гипофункция щитовидной железы, гипофиза, надпочечников, половых желез), мышечная гипотония.

Как вести себя с детьми с умственной отсталостью?

Областное государственное автономное образовательное учреждение ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ 664022 г.Иркутск, ул.Пискунова, 42 тел.700-037, т\факс 700-940 КАК ПОМОЧЬ УМСТВЕННО ОТСТАЛОМУ РЕБЕНКУ В ОБЩЕНИИ Рекомендации для родителей и педагогов Составитель: Зинченко О.К., педагог-психолог первой квалификационной категории центральной ПМПК Иркутск, 2011 Развитие и совершенствование навыков общения у ребенка с особыми образовательными потребностями на разных этапах жизни — от рождения до взрослости — требует от педагогов, психологов, родителей много внимания и терпения.

Педагоги и родители должны вести усиленное наблюдение за его поведенческими и речевыми реакциями во всех видах деятельности, чтобы помочь и направить развитие коммуникативных навыков. Наблюдение за выражением лица проблемного ребенка, развитием его органов чувств не должно оставаться вне поля зрения педагогов и родителей.

Различные занятия, упражнения и использование предметов обихода принесут немалую пользу в этом направлении. Умственно отсталого ребенка зачастую надо учить всему, даже улыбаться. Известно, что улыбка появляется лишь под воздействием социальных факторов, а не дана нам с рождения.

С такими детьми нужно постоянно общаться, сопровождая свои действия негромкой, плавной речью со спокойной, приветливой интонацией. С ними надо больше разговаривать, называя действия, которые производятся. Нужно постоянно поддерживать внимание и познавательный интерес к выполняемой деятельности и окружению.

Общение — это не только произнесение слов. Понятие «общение» предполагает также умение слушать и понимать, умение соблюдать очередность в разговоре, умение завязывать и поддерживать беседу. Речь может быть использована для удовлетворения многих потребностей.

  • Человеку с особыми образовательными потребностями необходимо научиться пользоваться речью и освоить широкий спектр высказываний.
  • На занятиях по развитию речи ребенок должен учиться не только говорить, но и слушать слова других людей.
  • Ему всегда следует давать время на ответ.
  • Не надо забывать также о том, что работа должна строиться на основе его интересов.

Это поможет добиться больших результатов не только в бытовых ситуациях, но и на спланированных игровых занятиях. Для того чтобы побудить ребенка продолжать общение, следует использовать во время разговора естественные приемы. Прежде чем приступить к занятиям, необходимо подробно проанализировать, что к настоящему моменту ребенок с нарушением интеллекта уже умеет делать.

  • Начинать обучение следует с того уровня, который ему более всего подходит.
  • Только тесный и доброжелательный контакт ребенка и родителей и при этом помощь специалистов способствуют формированию навыков межличностного общения у умеренно и тяжело умственно отсталых детей и подростков.
  • Для успешной работы с детьми с проблемами обучения полезно выработать по отношению к нему единые требования, привычки и установки в семье и школе.

Надо помнить, что противоречивые требования отрицательно влияют на психику и поведение детей. При обучении общению проблемного ребенка следует воспитывать: — организованность и выдержку, подавляя желание «А я хочу!» отвлечением, убеждением или игнорированием его требований; — умение адекватно вести себя в школе, дома и в общественных местах; — умение выполнять правила поведения на улице ; — умение критически относиться к своим поступкам.