Когда созревает нервная система у ребенка?

Когда созревает нервная система у ребенка
Вполне справедливо можно утверждать, что все проявления жизнедеятельности у человека происходят с непосредственным участием нервной системы. Мозг ответственен за все, в том числе, и за многие (если не все) человеческие болезни и за успешное выздоровление от них.

  1. Нервная система иннервирует (или обеспечивает собой) весь организм, все его отделы.
  2. Каждый уголок человеческого организма снабжен собственными нервными окончаниями.
  3. В этом легко убедиться – мы все с юных лет знаем, что испытаем, коснувшись рукой только что вскипевшего чайника, — наш мозг живо рисует в сознании картинку события.

Кроме этого, нервная система обеспечивает ответную реакцию на раздражитель (мы, еще даже не успев осознать это, отдергиваем руку от чайника, зажмуриваем глаза при ярком свете и т.п.). Для регистрации воздействия тепла, холода, давления, механического повреждения и прикосновения существуют специальные образования — рецепторы.

Они принимают информацию о положении тела в пространстве, о земном притяжении, о состоянии мышц и сухожилий, внутренних органов, сосудов и т.п. Имеются также отдельные «рецепторные органы», предназначенные для регистрации звуковых воздействий (ухо), света и цвета (глаз), запахов (обонятельные рецепторы в носу), а также «вкусовых сигналов» (вкусовые сосочки на языке).

Рецепторов в организме великое множество, благодаря чему организм человека получает весьма полную и объективную информацию об окружающем мире. Это позволяет ему «выбрать» оптимальный вариант реакции — внутренней, двигательной, поведенческой. Нервная система действует по рефлекторному (или «отражательному») принципу.

Это означает, что любые проявления работы мозга по существу являются ответами на те или иные внешние и внутренние воздействия. Нервная система будущего малыша закладывается в конце второй недели внутриутробного развития, когда общая длина эмбриона не превышает 2 мм. К периоду, непосредственно предшествующему рождению, мозг плода внешне напоминает мозг взрослого человека, хотя весит примерно в 3 раза меньше.

Таким образом, масса мозга увеличивается в процессе развития в 3 раза, тогда как масса тела — в 20 раз (с 3 до 60 кг). Это связано с тем, что в отличие от других органов и систем в мозге к моменту рождения имеется полный набор нервных клеток, отпущенный на всю последующую жизнь — примерно 150 млрд.

  • Нейронов. Каждый нейрон снабжен большим числом отростков, из которых лишь один (аксон) обеспечивает передачу информации от нейрона другим нервным клеткам, а множество дендритов (число их может достигать 1500) осуществляет прием поступающей к нервной клетке информации.
  • В процессе жизни новые нейроны вновь не образуются, а часть нервных клеток, с которыми человек рождается, будет систематически уничтожаться, разрушаться в мозге, чтобы обеспечить его стабильную работу.

Несмотря на то, что размеры мозга у только что родившегося малыша относительно велики, после рождения ему предстоит еще интенсивно развиваться, так как ребенок должен будет освоить все навыки, которые кажутся нам такими простыми и естественными, как бы с чистого листа.

Читайте также:  Как долго ребенок плачет в садике?

В каком возрасте у ребенка созревает нервная система?

Эта связь окончательно формируется приблизительно в возрасте 18 месяцев и представляет собой многочисленные нервные структуры, соединяющие спинной мозг с мочевым пузырем и кишечником.

Как понять что у ребенка проблемы с нервной системой?

Симптомы, на которые стоит обратить внимание Ребенок не сидит на месте, не концентрируется, постоянно отвлекается, отмечаются нарушения походки, нарушение осанки, снижение мышечного тонуса, проблемы речи, нарушения сна и бодрствования.

Когда заканчивается формирование нервной системы?

Эмбриональный период (1–23 стадии по Carnegie) — В этот период развития на дорсальной стороне зародыша происходит обособление особого участка нейроэпителия и формирование нервной пластинки (neuronal plate) и начинаются процессы нейруляции, На стадии нейруляции происходит формирование нескольких важных структур нервной системы: образуется нервная пластинка с последующим образованием нервной трубки и нервного гребня ( рис.2 ). Нейруляция у человека начинается в конце 3-й недели и полностью завершается к концу 4-й недели. Вскоре после образования нервной пластинки (приблизительно на 18-е сутки у человека) она прогибается вдоль продольной оси, ее края приподнимаются и формируются нервный желобок и нервные валики, Позднее края нервных валиков смыкаются по срединной линии и образуется замкнутая нервная трубка, Краниальный и каудальный участки нервной трубки долго остаются незамкнутыми, их называют соответственно передним и задним нейропорами, Передний нейропор закрывается на 23–26-й день развития, а задний – на 26–30-й день. Рис.2. Ранние стадии развития нервной системы млекопитающих (на примере человека). (по: ten Donkellar at al., 2006, с изменениями). Процесс нейрональной индукции связан с синтезом ряда биологически активных соединений, которые действуют на формирование нервной пластинки и нервной трубки.

  • На клетки первичной эктодермы действует большое количество сигнальных молекул, индуцирующих процесс образования нейроэпителия и нейрональных стволовых клеток, из которых будут формироваться все элементы нервной ткани.
  • Среди этих факторов необходимо отметить хордин (chordin), ноггин (noggin) и фоллистатин (follistatin), синтезируемые клетками первичной мезодермы, образующей нотохорду (будущая хорда и позвоночник).

Они блокируют действие другого морфо-генетического фактора – BMP (bone morphogenetic protein), синтезируемого клетками эктодермы и индуцируют их дифференцировку в направлении образования нейроэпителия нервной пластинки ( рис.3 ). Уже на ранних этапах развития зародыша нервная трубка на значительном протяжении разделяется проходящей по вентрикулярной поверхности пограничной бороздой, sulcus limitans, на два отдела: дорсальный – крыловидную пластинку, и вентральный – базальную пластинку,

  • Участки мозга, развивающиеся из крыловидной пластинки, содержат ассоциативные и сенсорные ядра, из базальной – моторные и вегетативные.
  • Самая ростральная часть (prosencephalon) не содержит базальной пластинки и целиком происходит из крыловидной.
  • Отделы головного мозга, содержащие производные обеих пластинок – средний, задний, продолговатый – часто объединяют названием «ствол мозга».
Читайте также:  Как понять что кашель от соплей?

На этапе формирования нервных желобков дифференцировку вентральной части нервной трубки (базальной пластинки) и развитие мотонейронов оказывает регулирующее влияние фактор Shh (sonic hedgehog) секретируемый сначала нотохордой, а затем хордой и вентральной частью самой нервной трубки.

Когда у ребенка закладывается нервная система?

Формирование нервной системы начинается на 3-й неделе гестации. Появившаяся на 3-й неделе утробной жизни нервная система зародыша начинает интенсивно развиваться, и уже в начале 2-го месяца имеются зачатки всех отделов головного и спинного мозга. Первый триместр чрезвычайно важен из-за его уязвимости.

Что должно насторожить в поведении ребенка?

Skip to content Что должно насторожить родителей новорожденного? Frantic 2012-11-09T06:11:52+11:00 Все, что случается с малышом еще во внутриутробном периоде, влияет на весь ход жизни. Самый большой стресс в жизни каждого человека – рождение. Помимо эмоциональных и духовных переживаний, рождение – самое травматичное событие, в прямом смысле.

Ребенок может получить травмы черепа, позвоночника, приводящие к повреждению оболочек мозга (головного и спинного), травмируется система позвоночных артерий, по которой получает кровь ствол и другие отделы мозга. В результате хронической ишемии (кислородного голодания) расстраиваются структуры головного мозга.

К сожалению, нелегко выявить эти изменения сразу после рождения, и причиной многих нарушений и заболеваний, возникающих в разном возрасте у детей, иногда и у взрослых, является повреждение во время рождения. Заторможенность или неуправляемость, перепады настроения, нарушения сна, неуспеваемость, снижение памяти, нарушение речи, зрения, слуха, различные нарушения осанки (плоскостопие, косо­лапость, дисплазии тазобедренных суставов, сколиозы), энурез, аллерго-дерматозы, снижение им­мунитета, дискинезии желудочно-кишечного тракта связаны с повреждениями во время рождения.

Асимметрия тела (кривошея, косолапость, перекос таза, асимметрия головы). Нарушение мышечного тонуса – очень вялый или, наоборот, повышенный (сжаты кулачки, трудно разогнуть ручки и ножки). Нарушение движения конечностями — одна ручка или ножка менее активны. Дрожание подбородка, ручек, ножек при плаче или без него. Ребенок плохо сосет грудь, часто поперхивается, срыгивает. Нарушение сна – ребенок плохо засыпает, часто просыпается, вскрикивает, плачет во сне. Плохая опора на ножки, слабость ручек.

Здоровый ребенок должен быть симметричным, активно двигаться, к 2 месяцам хорошо удерживать голову, к 4 месяцам самостоятельно переворачиваться со спинки на живот, к 6-8 месяцам -садиться, к году – ходить. Ребенок с 2 до 4 месяцев гулит, с 6 до 8 месяцев произносит отдельные слоги, к году говорит 8-10 слов (ма-ма, па-па, ба-ба, кис-кис и т.д.).

Читайте также:  Как научить ребенка рисовать в 5 лет?

Как проявляется незрелость нервной системы у грудничка?

Проблема детского здоровья всегда являлась одной из главных в системе государственных приоритетов. Многогранность ее состоит не только в рождении здорового ребенка, но и создание благоприятных условий для его роста и развития. Большое значение придается разработке системы профилактики и лечения больных детей, в том числе детей с врожденной патологией.

В связи с этим особое внимание уделяется нарушениям, возникающим в антенатальном и перинатальном периодах развития. Необходимо отметить, что значительно расширились технические возможности диагностической медицины (в том числе ДНК – диагностика), методы визуализации плода, в связи с чем стала возможной ранняя диагностика заболеваний и пороков развития.

Патология раннего детского возраста и особенно новорожденных представляет повышенную сложность для диагностического процесса. В большей степени это относится к неврологическому обследованию. В этом возрасте на первый план выступают общие симптомы, связанные с незрелостью центральной нервной системы.

Морфологическая незрелость центральной нервной системы проявляется особенностью ее функционирования, что характеризуется недифференцированностью ответа на различные раздражители, отсутствием стабильности неврологических реакций и их быстрой истощаемостью. При оценке полученных данных необходимо учитывать состояние матери как в период беременности, так и в процессе родов.

Нарушения в здоровье матери могут привести к угнетению общего состояния ребенка, ослаблению двигательной активности, угнетению или ослаблению условных или безусловных рефлексов. Состояние новорожденного может значительно изменяться при внутриутробной задержке развития.

Кроме того, при осмотре ребенка необходимо учитывать состояние окружающей обстановки: освещенность, шум, температуру воздуха в помещении и др. Для окончательной постановки диагноза проводится неоднократное обследование, так как неврологические симптомы, выявляемые в первый раз, могут исчезнуть при повторном осмотре, или, симптомы, расцененные в первый раз как легкие признаки нарушения ЦНС, в последующим могут стать более значимыми.

Оценка неврологического статуса детей первого года жизни, в том числе и новорожденных, имеет ряд особенностей. Так, отмечается преобладание общих реакций вне зависимости от характера раздражающих факторов, а некоторые симптомы, расцениваемые у более старших детей и взрослых как безусловно патологические, у новорожденных и детей грудного возраста являются нормой, отражая степень зрелости определенных структур нервной системы и этапы функционального морфогенеза.

  • Обследование начинают с визуального наблюдения за ребенком.
  • Обращают внимание на положение головы, туловища, конечностей.
  • Оценивают спонтанные движения рук и ног, определяют позу ребенка, анализируют объем активных и пассивных движений.
  • У новорожденного ребенка руки и ноги находятся в постоянном движении.

Спонтанная двигательная активность и крик усиливаются перед кормлением и ослабевают после него. Новорожденный хорошо сосет и глотает. При церебральных нарушениях отмечается резкое снижение спонтанной двигательной активности.