В чем отличие зпр от аутизма?

В чем отличие зпр от аутизма
Отличие задержки психического развития (ЗПР) от аутизма. — Задержка психического развития может коррелировать с расстройствами аутистического спектра. Когда диагностика затруднена и черты аутизма не столь выражены, говорят о ЗПР с элементами аутизма. В чем отличие зпр от аутизма Дифференциация задержки психического развития (ЗПР) от аутизма:

      1. При ЗПР у ребенка есть зрительный контакт, дети с аутизмом (именно аутизм, а не аутистическое расстройство, такое, как синдром Аспергера) никогда не смотрят в глаза, даже родителям.
      2. У обоих детей может отсутствовать речь. Ребенок с ЗПР в таком случае будет пытаться обратиться ко взрослому жестами, покажет пальчиком, будет мычать или гугукать. При аутизме отсутствует всякое взаимодействие с другим человеком, указательный жест, дети используют руку взрослого, если им нужно что-то сделать (нажать кнопку, например).
      3. При аутизме дети используют игрушки не по назначению (крутят колеса машинки, вместо того, чтобы возить ее). Дети с задержкой психического развития могут иметь проблемы с развивающими игрушками, могут не попадать фигурами в дырочки нужной формы, но уже в годик будут проявлять эмоции к плюшевым игрушкам, могут целовать и обнимать их, если попросить.
      4. Ребенок с аутизмом постарше будет отказываться от контакта с другими детьми, при ЗПР же дети хотят играть с другими, но так как их психическое развитие соответствует более младшему, они будут испытывать проблемы с общением, выражением эмоций. Скорее всего — будут играть с детьми помладше, или стесняться.
        1. Ребенок с ЗПР может быть также агрессивным, «тяжелым», молчаливым, замкнутым. Но аутизм от задержки психического развития отличает отсутствие коммуникации в принципе, плюс ко всему — страх перемен, боязнь выйти на улицу, стереотипность поведения и многое другое. Подробнее смотрите в статье «Признаки аутизма».

        Чем можно спутать аутизм?

        РАС также можно « спутать » с алалией или мутизмом. Действительно, в определенном возрасте эти нарушения достаточно схожи по своим проявлениям. Начиная с 4-4,5 лет, сенсорная алалия может выглядеть подобно аутистическому спектру.

        Можно ли полностью вылечить Зпрр?

        Разные причины влияют на речевое развитие детей с зпр, Проблема решаемая и нестрашная, если обнаружить вовремя и начать лечение. Ответственные за своевременную помощь детям – родители. Заметив признаки недуга, они обязаны пройти с малышом полноценное обследование, выбрать специалистов с опытом.

        При попустительстве и затягивании с лечением, по мере роста ребенка, отставание в психике, освоение учебных материалов в школе будут проблемой. Трудным будет и контакт со сверстниками. Статистика за 20 лет констатирует рост психоэмоционального отклонения детского развития в десятки раз. Задержка развития речи негативно сдерживает мышление, помогает развиться ЗПРР, а сопутствующие врожденные психические, неврологические патологии усугубляют речевую недоразвитость.

        Диагностику ЗПР проводят пятилетним, и 20% обратившихся получают диагноз. Самый возраст активного общения с окружающими. Только пять – запоздалый срок обращения к специалистам за помощью. Вероятность излечения 6-летнего 0,2%. Лечение ЗПР у детей двух-трех лет – идеальный возраст.

        Как понять что у ребенка легкая форма аутизма?

        У аутиста проявляется тревожность, но вернуть родителей он не пытается. У детей до 5 лет и позже отмечается задержка речи или ее полное отсутствие (мутизм). Речь бессвязная, ребенок повторяет одни и те же фразы, лишенные смысла, говорит о себе в третьем лице. Он не реагирует и на чужую речь.

        В чем разница между ЗПР и умственной отсталостью?

        Чем отличается ЗПР от УО —

        Главное отличие ЗПР от УО – это способность первого к обратимости, в то время как от олигофрении вылечиться невозможно. ЗПР характеризуется частичными проявлениями, то есть отклонения от нормы у ребенка отмечаются не во всех областях, а лишь в некоторых аспектах его жизнедеятельности. Проявления УО тотальны, и отличие малыша от его сверстников наблюдается практически во всем. Дети, которым поставлен диагноз «задержка психического развития», демонстрируют новые навыки скачкообразно. В результате необратимого повреждения коры головного мозга представители УО отличаются иерархическим развитием.

        Что не делает аутист?

        В переводе слово « аутизм » обозначает – ушедший в себя человек, или человек внутри себя. Страдающий подобный заболеванием человек никогда не проявляет свои эмоции, жесты и речевое обращение к окружающим, а его действиях зачастую отсутствует социальный смысл.

        Можно ли не заметить аутизм?

        Аутизм — распространенная проблема во всем мире, но открыто о ней начали говорить относительно недавно. Многие родители не сразу понимают, что у малыша аутизм, и пытаются вылечить его от каких-то болезней, которых у него на самом деле нет.30 марта 2021 Специалист по прикладному анализу поведения, старший методист, руководитель лаборатории технологии сопровождения детей с РАС ГБУ «Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы». Аутизм может проявляться по-разному, поэтому не заметить его у ребенка вполне возможно.

        Не случайно в последнее время, когда речь заходит о детях с данной особенностью развития, все чаще используется термин «расстройства аутистического спектра». Мальчик, который расставляет игрушки из мультика «Тачки» в точной последовательности в соответствии с гонкой из второй части, называет все мировые столицы, знает флаги всех стран — и плачет от подарка, потому что это был сюрприз, и он не знал о нем заранее.

        Девочка, которая любит кружиться на одном месте, соглашается надевать только одно конкретное платье и не пользуется устной речью. В обоих случаях у детей аутизм, внешние проявления которого различны, как и сами дети. Можно описать десятки непохожих друг на друга детей с аутизмом.

        Когда начинают говорить дети с Зпрр?

        Задержка психоречевого развития диагностируется чаще у детей старше 5 лет, среди которых в среднем 20% имеют это заболевание. Такая ситуация понятна: ребенок начинает активно общаться с окружающими именно в этом возрасте, в противном случае родители замечают неладное.

        В каком возрасте проходит ЗПР?

        Кто может диагностировать у ребенка ЗПР? — На просторах интернета много информации относительно симптомов и диагностики ЗПР, но обычно постановкой диагноза занимается детский невропатолог по рекомендации педиатра. Важно помнить: врач-невропатолог не имеет полномочий для единоличного диагностирования заболевания!

        1. Окончательный диагноз ставится исключительно по решению психо-медико-педагогической комиссии.
        2. ПМПК вправе как поставить, так и в дальнейшем снять диагноз ЗПР.
        3. На комиссии присутствуют следующие специалисты: психиатр, психолог, логопед, дефектолог, администрация учебного заведения, учитель, родители ребенка.
        4. На основании общения, изучения заключений иных врачей, тестирований на проверку умений и навыков, комиссия делает соответствующие выводы.

        Как показывает практика, диагностируют ЗПР в пределах 5-6 лет (перед школой), а снимают (при условии правильно подобранных коррекционных действий) приблизительно в возрасте 10-14 лет.

        Как ведут себя дети с Зпрр?

        Задержка психического развития (3ПР) у детей обусловлена тем, что процесс эмоционального и психического восприятия окружающего мира у них нарушен. С точки зрения физиологии дети с ЗПР могут быть полностью здоровы, но у них страдает умственная или эмоциональная деятельность.

        1. Ребенок ведет себя так, как будто он значительно младше своего возраста.
        2. Несмотря на то, что в названии заболевания используется слово «задержка», что подразумевает его временный характер, это довольно грозный диагноз.
        3. Без своевременной коррекции оно приводит к более сложным и тяжелым нарушениям: страдает память, внимание, речь, формирование мыслительных процессов, способность к социальной адаптации.

        ЗПР часто сочетается с задержкой речевого развития (ЗРР). Такой диагноз обычно ставится детям в возрасте от 2 до 8 лет. Если нарушена умственная деятельность, ребенок обычно спокойный и застенчивый, но с трудом осваивает новые навыки и знания. В случае, когда тормозится эмоциональное развитие, ему сложно концентрировать внимание, соблюдать правила поведения, контролировать эмоции.

        Как спят дети с аутизмом?

        Мелатонин, сон и аутизм — Некоторые ученые в области аутизма провели предварительные исследования кратковременного применения пищевой добавки, продаваемой без рецепта — мелатонина. Этот препарат помогает стабилизировать режим сна и обеспечивает нормальный сон у некоторых детей, помогая им быстрее заснуть.

        Немногочисленные исследования, которые существуют на данный момент, тем не менее, предупреждают, что иногда мелатонин перестает действовать, и обычно он не помогает тем, кто часто просыпается в течение ночи. Кроме того, до сих пор неизвестны последствия длительного приема мелатонина. Некоторые родители также считают, что витаминные добавки помогают их детям лучше спать.

        Очень часто дети с аутизмом с трудом засыпают, спят лишь пару часов или часто просыпаются ночью. Такие особенности сна легко возникают, но изменить их очень трудно. Одна из проблем, о которой еще не говорилось в этой статье — это привычка спать вместе с ребенком.

        1. Такая привычка может появиться, когда нарушения сна у ребенка влияют не только на него самого, но и на родителей и остальную семью.
        2. Если ребенок привык спать с родителями и/или в родительской постели, то необходимы те же шаги, что и описанные выше, а только потребуется дополнительная поддержка при оценке факторов окружающей среды и выработки расписания перед сном.

        Например, при переходе ко сну в собственной кровати можно дать ребенку подушку из кровати родителей или другие предметы, принадлежащие родителям, чтобы облегчить такой переход. Частью расписания перед сном должно стать привыкание к новой кровати. Кроме того, привыкание к новой комнате или кровати может стать частью расписания в течение дня, за несколько дней или даже недель до того, как ребенок начнет ложиться спать в новой постели.

        1. Однако главный совет — не создавайте никаких привычек, если потом от них придется отказываться.
        2. Обследование на медицинские проблемы, анализ факторов окружающей среды, а затем планирование и последовательное выполнение расписания перед сном, а также приучение ко сну могут повысить качество жизни всей семьи.

        Потребуется время, чтобы ребенок привык к новому режиму сна, особенно если речь идет о давней проблеме. Очень часто семье рекомендуется сделать приучение ко сну главным приоритетом до тех пор, пока новый режим сна не закрепится. И это того стоит. Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас.

        Какая самая легкая форма аутизма?

        В чем отличие зпр от аутизма 2 апреля — Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Для России он особенно важен: в нашей стране мало что знают о различных расстройствах аутистического спектра, кроме, собственно, классического аутизма, он же — аутизм Каннера. Однако это лишь одна из многочисленных форм проявления этого расстройства.

        • Зачастую слово «аутист» ассоциируется с образом ребенка, чаще мальчика, который не разговаривает и проводит все время, смотря в одну точку и раскачиваясь из стороны в сторону.
        • В реальности многие люди, независимо от возраста и гендера, имеют расстройства аутистического спектра.
        • Они ходят на работу, имеют семьи и ведут достаточно активную социальную жизнь.

        По разным оценкам, аутизм в той или иной форме имеют до двух человек из ста. Эти люди абсолютно невидимы в России — как для окружающих, так и для врачей. Они вычеркнуты из системы здравоохранения, психологической помощи и психиатрии. С точки зрения официальной российской медицины их нет.

        Синдром Аспергера — один из наиболее распространенных диагнозов РАС, однако в России его не ставят взрослым, только детям. Ситуация абсурдная, поскольку синдром Аспергера — это врожденное расстройство психики, которое не лечится. Корень проблемы лежит в том, что раньше считалось, будто к 18 годам легкие формы аутизма либо исчезают, либо перетекают в тяжелые.

        Хотя это давно уже опровергнуто медиками и учеными за рубежом. В России однако каких-то мер для изменения медицинской практики в этой области не приняли: по достижении совершеннолетия человеку либо снимают диагноз, либо записывают в классические аутисты (в случае очень плохой социальной адаптации), либо выбирают некий условно схожий диагноз, например шизоидное расстройство личности, чтобы поставить человека на учет и оказывать ему хоть какую-то помощь. В чем отличие зпр от аутизма Синдром Аспергера — одна из форм аутизма, самая легкая, если так можно выразиться. Это расстройство сказывается на поведении человека, его восприятии мира и процессе формирования отношений с окружающими. Люди с синдромом Аспергера испытывают сложности в трех областях: коммуникации, взаимодействии и социальном воображении.

        В каком возрасте проходит аутизм?

        Первые 2-3 года особенно сложны для пары, у которой родился первенец. Молодые мама и папа еще учатся быть родителями, и понять, что развитие их ребенка отличается от других – довольно трудно. Еще сложнее признать, что у твоего малыша может быть психическое отклонение. Что такое аутизм? С этим заболеванием рождаются или это приобретенное состояние в среде, в которой растет ребенок? Детский аутизм — это врожденное заболевание. Факт его возникновения не может быть следствием таких внешних причин, как, например, социальный или культурный уровень семьи.

        Решающую роль играет биологический фактор, который определяет рождение такого ребенка. Конечно, есть внешние обстоятельства, которые при прочих равных условиях провоцируют появление симптомов этого расстройства — тяжелая вирусная инфекция, в некоторых случаях даже резкая смена семейной обстановки, например, внезапная разлука с матерью, госпитализация ребенка в больницу и другое.

        Часто ребенок-аутист – первенец в семье, и родители еще не знают, как должен развиваться ребенок. Впоследствии они вспоминают, что не раз задумывались над тем, почему их ребенок развивался не как другие дети, но все же серьезных отклонений не подозревали.

        Поэтому этот день — 2 апреля — как раз призывает к тому, чтобы взрослые внимательнее присматривались к ребенку вообще и как можно раньше замечали любые аномалии в его развитии. А уж аутизм это или какое-то другое заболевание – это должен решать врач. Как родители могут определить, что их ребенок страдает данным заболеванием? К сожалению, часто родители не сразу обращают внимание на нетипичное, нехарактерное для возраста поведение своего ребенка.

        Это обстоятельство породило некие мифы, что аутизм может возникнуть при неправильном воспитательном подходе родителей или после некоторых медицинских вмешательств, в том числе после профилактических прививок. В это верить нельзя, поскольку детский аутизм проходит в своем развитии и латентную фазу, когда его симптомы практически незаметны, но это не означает, что его не было с рождения.

        ребенок не пользуется указательным жестом, не смотрит в глаза, не улыбается в ответ на улыбку, не реагирует на свое имя или на просьбы, обращенные к нему, не слышит речи, не понимает, зачем к нему обращаются взрослые, не произносит фразу из 2-х слов к 2 годам, не пользуется игрушками по своему прямому назначению.

        Часто у ребенка не развивается сюжетная игра.

        Что характерно для ЗПР?

        Для детей с задержкой психического развития характерны : недостаточная степень развития памяти, моторики, мышления, речи, внимания, а также самоконтроля. Кроме того, отмечается примитивность и неустойчивость эмоций, плохая успеваемость в школе.

        Как понять что ребенок умственно отсталый?

        1. О нас
        2. Новости
        3. Умственная отсталость у детей.

        Умственную отсталость у детей относят к недоразвитости всех процессов психического развития, которая проявляется в низком уровне интеллекта, когда ребенок не способен познавать окружающий мир, обучаться, приобретать знания в соответствии со своим биологическим возрастом.

        Согласно врожденным или приобретенным факторам такие дети могут развиваться до определенного лимита своих возможностей. В медицинском справочнике заболевание носит название «олигофрения». Чем скорее родители ребенка с диагнозом умственной отсталости примут его индивидуальные особенности, тем быстрее они смогут начать корректирующие и поддерживающие мероприятия.

        Заторможенное восприятие отдельных предметов требует не только больше времени, но и не позволяет проводить между ними соответствующую взаимосвязь. Графические предметы, буквы, цифры, похожие по звучанию слова у детей с данным диагнозом помимо замедленного и ограниченного восприятия, путаются, смешиваются.

        Ребенок не может воспринимать важную информацию, выхватывая лишь фрагменты. Он не может дать анализ или описание картинке или предмету. Обратив внимание на определенный предмет, ребенок не переходит к изучению следующего, поэтому нуждается, чтобы его побуждали к действиям. Основное отличие от здоровых детей заключается в сложности воспроизведения полученной информации из-за нарушенной мыслительной деятельности и дефекта речи.

        Овладение чтением и письмом является довольно сложным процессом. Дети с этим заболеванием невнимательны, не способны доводить начатое до конца. Недоразвитость отображается и на эмоциональной сфере, когда эмоции отсутствуют или ограничены, а различные переживания не проявляются.

        • Легкая умственная отсталость, Внешне такие люди могут совсем не отличаться от здоровых людей. Обычно они испытывают сложности в обучении из-за сниженной способности к концентрации внимания. При этом память у них достаточно хорошая. Подавляющее большинство из них достигают также полной независимости в сфере ухода за собой и в практических и домашних навыках, даже если развитие происходит значительно медленнее, чем в норме. Основные затруднения обычно наблюдаются в сфере школьной успеваемости. Тем не менее, при легкой умственной отсталости значительную помощь может принести образование, предназначенное для развития их навыков и проявления компенсаторных возможностей. В большинстве благоприятных случаев легкой умственной отсталости возможно трудоустройство, требующее способностей не столько к абстрактному мышлению, сколько к практической деятельности. Опыт показывает, что у детей, переживших травму потери кровных родителей, воспитывающихся в сиротских учреждениях, подвергавшихся насилию, жестокому обращению, зачастую трудно различить симптомы умственной отсталости и социопедагогической запущенности.

          Что такое ложный аутизм?

          Фото: AP Photo/Seth Wenig Расстройства аутического спектра обычно проявляются у детей до трех лет. Они характеризуется задержкой развития и нежеланием идти на контакт с окружающими, сообщает сайт » Аргументы и факты «. Медицинский психолог Олеся Сударева рассказала, что не каждый ребенок, у которого есть трудности в общении, аутист.

          • Она отметил, что нередко это просто замкнутые дети с нормальным развитием.
          • Такому ребенку нужна дополнительная помощь от взрослых в социализации.
          • Если к трем годам ребенок не проявляет интереса к окружающему миру, не испытывает потребности в прикосновениях и объятиях, то родителям стоит насторожиться.

          «Такие дети обычно не эмоциональны: их лица не меняют выражения, отсутствует жестикуляция, они не смотрят в глаза. При этом ребенок склонен к повторяющемуся поведению: он может совершать однотипные движения, ходить из стороны в сторону, раскачиваться и другое», – отметила Сударева.

          1. Психолог рассказала, что нередко у аутистов диагностируют нарушение моторики и координации движений.
          2. Кроме того, при истинном аутизме может быть гиперчувствительность к свету или звукам.
          3. Сударева подчеркнула, что первые симптомы появляются еще до года.
          4. У таких детей может отсутствовать желание быть на руках у родителей.

          Ребенок также принимает нефизиологическую позу во время кормления грудью и проявляет меньшую оживленность по сравнению со сверстниками. «Такие дети могут долго смотреть в одну точку, не откликаться на свое имя, избегают контакта, не реагируют на дискомфорт – голод, холод или жару.

          Резюмирую, все их действия направлены на избежание контакта с другими людьми – даже родителями, это продиктовано отсутствием необходимых навыков для поддержания коммуникации как на речевом, так и на эмоциональном уровнях», – поясняет Сударева. Она отметила, что при ложном аутизме такого не наблюдается.

          Поэтому ребенку нужно провести обследование. В этом случае специалисты проводят скрининговый тест на аутизм. Родителям также необходимо проконсультироваться с педиатром, психологом, неврологом и психиатром. При лечении аутизма необходим индивидуальный подход к каждому ребенку.

          • Наиболее действенным является систематическое и последовательное обучение ребенка социально приемлемому поведению.
          • Оно сопровождается поощрением желательного поведения.
          • Такие действия могут улучшить социализацию ребенка», – пояснила Сударева.
          • Она рассказала, что есть и атипичная форма аутизма, при которой нарушается коммуникативная и эмоциональная сферы ребенка.

          Такие дети отстают в развитии и страдают ограниченностью интереса. Ранее психологи рассказали, что некоторые привычки программируют организм на старение, болезни и увядание. Они назвали семь повседневных привычек, отбирающих жизненные силы. Австрийский психолог Альфред Адлер утверждает, что многие проблемы связаны с детскими комплексами.

          Что раздражает аутистов?

          Не повышайте голос и не трогайте человека без разрешения — Люди с аутизмом очень остро реагируют на внешние раздражители, поэтому одно из самых главных правил в общении с такими людьми — деликатность. Ни в коем случае не повышайте голос, не требуйте зрительного контакта и не трогайте их без разрешения.

          В каком возрасте начинают говорить дети с аутизмом?

          Одно из основных расстройств в клинической картине аутизма — это нарушение коммуникации. Ребёнок-аутист не просто не умеет разговаривать — он не умеет общаться с окружающими, выражать свои желания, намерения и т.п. Поэтому поведенческая терапия при аутизме фокусируется на развитии у ребёнка навыков общения, в первую очередь невербального. Многие родители ошибочно полагают, что занятия с логопедом должны помочь аутисту заговорить. Но это совсем не так. Логопед развивает механику речи: моторику языка, губ, лицевых мышц. Но в отсутствие базовых, невербальных навыков общения всё это не будет иметь значимого эффекта.

          Поэтому нет ничего удивительного в том, что родители могут несколько лет подряд заниматься с логопедом, но ребёнок-аутист не только не начинает произносить слова, но и по-прежнему испытывает трудности в коммуникации. Ребёнок начинает общаться посредством карточек, сначала указывая на них вместо предметов, которые они символизируют, а затем обозначая желаемые действия с их помощью.

          Учить ребёнка-аутиста общаться нужно с того, чтобы дать ему возможность выражать свои желания и эмоции альтернативными способами. Развитие коммуникативных навыков начинается, как правило, с того, что терапевт вместе с родителями учит ребёнка попросту указывать на желаемый предмет, одновременно проговаривая его название и действия, которые они с ним производят.

          Задача терапии на данном этапе — удерживать внимание ребёнка и пытаться ненавязчиво включить его в этот опосредованный процесс коммуникации. На первый взгляд и эта задача может показаться сложной, и здесь хорошим подспорьем станут специальные карточки, которые обозначают отдельные предметы или действия.

          Используя эти карточки, мы вводим систему альтернативной коммуникации, которая служит промежуточным звеном между невербальным и словесным общением с аутистом. Ребёнок начинает общаться посредством карточек, сначала указывая на них вместо предметов, которые они символизируют, а затем обозначая желаемые действия с их помощью.

          Уже в первый месяц работы с карточками ребёнок-аутист способен научиться произносить от 5 до 20 слов. Параллельно родители проговаривают названия предметов и действий, стараясь сделать так, чтобы ребёнок запомнил и, насколько это возможно, попытался их воспроизвести. Даже если это будет только попытка, нечленораздельное мычание с его стороны, это может считаться достижением, которое открывает новые возможности в общении с ребёнком-аутистом.

          Поэтому, руководствуясь принципами поведенческой терапии, мы должны поощрять любые попытки ребёнка назвать желаемый предмет или действие. Уже в первый месяц работы с карточками ребёнок-аутист способен научиться произносить от 5 до 20 слов. Но приобретение полноценных навыков вербального общения может занять несколько лет.

          Что любят дети с аутизмом?

          Как же не ошибиться с подарком? — Конечно, прежде всего спросить у родителей ребенка: чем он на данный момент увлекается, какие мультфильмы смотрит, каких героев любит? Предпочитает ли он музыкальные игрушки с яркими огнями или, наоборот, любит тишину? Увлекается «Лего» или сбором паззлов? Очень часто дети, которые фанатеют от какого-то определенного мультика, будут рады получить игрушечных персонажей из него, чтобы проигрывать сюжеты дома (моя Лиза это просто обожает!).

          1. Автор фото, Anna Cook Подпись к фото, С игрушками ребенок может играть по-своему, а не как положено Ни в коем случае не надо обращать внимание на возрастную категорию игрушек.
          2. Моя восьмилетняя дочка до сих пор может с большим удовольствием играть с младенческими погремушками, мягкими телепузиками и другими героями передач для самых маленьких.

          Кстати, будьте готовы к тому, что даже с обычными и подходящими по возрасту игрушками ребенок не обязательно будет играть «как положено». Например, Лиза очень любит кукол. Но она не разыгрывает с ними сценки, она любит их одевать-раздевать и разбирать на запчасти, чтобы потом снова собирать, как конструктор.

          Дети с аутизмом часто любят «сенсорные» материалы — то есть те, которые вызывают приятные тактильные или визуальные ощущения: кинетический песок или мягкое тесто для лепки (особенно, если наборы «тематические — с формочками любимых мультяшных героев, видов транспорта и т.д.), светящиеся шары или переливающиеся разными цветами фонарики, воздушные шарики, мыльные пузыри или машинки, выдувающие пузыри, лампы-проекторы.

          У моей дочки еще большим успехом пользуются наклейки, опять же с любимыми героями мультфильмов, и лучше всего — в наборе с альбомами, куда надо эти наклейки приклеивать. У Лизы есть сенсорная потребность что-то делать кончиками пальцев, и в отсутствии наклеек или мелких деталей для кукол она до крови расковыривает себе ногти.