Как развивается психика?
(англ. development of mind ) — последовательные, прогрессирующие (хотя и включающие в себя отдельные моменты регресса) и в целом необратимые количественные и качественные изменения психики живых существ. Эти изменения обусловливают переход живых существ от низших (более простых) к высшим (более сложным) формам взаимодействия с окружающей средой.
Определяясь биологическим, общественно-историческим и онтогенетическим развитием жизни, изменения психики включаются в этот процесс взаимодействия в качестве одного из важных его факторов. Научное изучение возникновения и Р.п. — путь познания ее природы и сущности, ее жизненного значения. В свете современных научных данных психика в своей зачаточной форме ( чувствительности, т.е.
способности ощущения) возникла из раздражимости живых существ как активное отражение ими жизненно важных для них изменений окружающей среды, регулирующее их поведение,Р.п. сопровождалось эволюцией животных в связи с образованием и развитием их н.с.Р.п.
- Характеризовалось переходом от сенсорных к перцептивным и интеллектуальным (у высших животных) способам регуляции поведения; изменениями соотношения инстинктивных и условно-рефлекторных его механизмов в сторону возрастания роли последних и приспособлением животных к окружающей среде.
- Биологическая эволюция психики явилась «предысторией человеческого духа» (Ф.
Энгельс), становление которого совершалось под определяющим влиянием совместной трудовой деятельности людей, в процессе возникновения и развития человеческого общества (см. Антропогенез ). Особенности психики человека, его сознание — продукт общественно-исторического развития.
- В нем на первый план выступила преемственная социальная связь человеческих поколений, передача, старшим поколением младшему результатов практической и возникшей на ее основе познавательной теоретической и всякой др.
- Деятельности, овладение младшим поколением этими результатами (орудиями, языком, знаниями, нормами поведения и др.), его роль в дальнейшем созидании материальных и духовных ценностей (см.
Усвоение ). Историческое Р.п. человека совершается в ходе ее онтогенеза, Филогенез определяет онтогенез путем создания необходимых для него естественных предпосылок и социальных условий. Человеческий индивид рождается с природными возможностями человеческого психического развития (см.
- Задатки способностей, Формирование способностей ), которые реализуются в общественных условиях его жизни с помощью средств, созданных обществом.
- Психика, сознание развивается в процессе взаимодействия человека с окружающей его общественной средой, обучения и воспитания, овладения общественно выработанными способами действий с различными предметами, языковыми средствами общения, достижениями науки, техники и искусства, включения в жизнь общества и его созидательную деятельность (см.
Ведущая деятельность, Обучение и развитие ). Постепенно человек становится субъектом общения, учения, познания и труда; формируется как личность с присущей ей системой психических свойств, внутренне обусловливающих организованность и устойчивость поведения в соответствии с ее общественным положением и складывающимися у нее сознанием и самосознанием,
Что такое детская психика?
Де́тская психоло́гия — отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития ребёнка. Тесно связана с педагогической психологией и педагогикой, а также с возрастной морфологией и физиологией.
Как формируется психика у человека?
Возникновение и формирование психики связывают со способностью живых организмов активно взаимодействовать с окружающей действительностью, распознавать и выделять в среде то, что будет удовлетворять их потребностям. Несколько миллионов лет назад на Земле появились предки людей, получившие название «гоминиды».
- Науке неизвестно доподлинно, что именно заставило их спуститься с деревьев, заняться собирательством и охотой, начать жить в коллективе.
- Однако научно установлено, что это время ознаменовалось совершенно новым процессом поведенческой адаптации.
- Предок человека получил нужные предпосылки, включая развитую способность манипулировать предметами, стереоскопическое зрение, хорошую координацию передних конечностей, высокоразвитые формы группового поведения.
Прямохождение открыло перед ним широкие возможности для манипулирования объектами с помощью передних конечностей. В этот период интенсивно развиваются руки, появляется умение изготавливать орудия труда. В результате коллективного общения возникает общественная, социальная связь людей как способа выживания – социальная общность.
В чем разница между психическим и психологическим?
Согласно определению ВОЗ, психическое здоровье — это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.
ВОЗ выделяет следующие критерии психического здоровья: осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»; чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях; критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам; соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям; * способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами; способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы; способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств,
Всемирный день психического здоровья отмечается 10 октября, начиная с 1992 года. Отличие психологического здоровья от психического, главным образом заключается в том, что психическое здоровье имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, а психологическое – относится к личности в целом и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского аспекта.
Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон не так давно автором Дубровиной, которая считает, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Неоспорима и связь психологического здоровья с физическим.
Результаты исследования Джюэтта, изучавшего психологические характеристики людей, благополучно доживших до 80-90 лет, показали, что всем им характерны следующие качества: оптимизм, эмоциональное спокойствие, способность радоваться, самодостаточность и умение адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам.
- Если составить обобщенный портрет психологически здорового человека, то мы увидим спонтанного, творческого, жизнерадостного, веселого, открытого, познающего себя и окружающий мир человека не только разумом, но и чувствами, интуицией.
- Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей.
Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающим его миром.
Почему нельзя кричать на ребенка?
68149 7 минут Опубликовано: 16 марта 2021 Все родители согласятся, что кричать на ребенка нельзя, но бывают случаи, когда сложно сдержать эмоции. Тем не менее, родителям следует запастись терпением и научиться брать себя в руки в момент, когда ребенок не слушается. Ваш крик не принесет ему пользы, только вызовет негативную реакцию и последствия.
Поэтому лучше сделайте глубокий вдох — выдох, вспомните, что испытает ребенок, если вы на него накричите, а затем объясните ему спокойным тоном, почему так делать нельзя. В нашей статье мы расскажем о вреде крика для психики ребенка. А кандидат педагогических наук, учитель – логопед высшей категории Ольга Николаевна Грачева даст несколько важных советов, как найти подход к ребенку.
Как ребенок реагирует на крик? Последствия крика родителей очень опасны для детей: Крик родителей заставляет ребенка уйти в себя, закрыться, стать глухим к любому обращению взрослых. Крик мамы или папы только усиливает гнев и раздражительность ребенка.
- И он, и родители начинают злиться, в итоге всем сложно остановиться.
- А результатом может стать сломленная психика ребенка, неуравновешенность, и в дальнейшем ему будет очень сложно находить общий язык со взрослыми.
- Крик может настолько испугать ребенка, что он начнет заикаться.
- Повышение голоса действует на ребенка иначе, чем на взрослого.
Крики родителей, вызывающий у ребенка чувство страха, заставляет его прятать проявление эмоций. В результате чего во взрослой жизни это может спровоцировать резкую агрессию и неоправданную жестокость. Если родители будут кричать на ребенка, то он перестанет им доверять, особенно это страшно в подростковом возрасте.
Криком ребенок будет выброшен из семьи, его поведение станет девиантным. Он начнет искать выход из проблем на «улице», его будут подстерегать опасности – алкоголь, наркомания, дурные компании. У ребенка будет сломлена воля, он уже не сможет противостоять агрессии внешнего мира. Психологи в таком случае констатируют, что эмоционально-волевое состояние ребенка неадекватно.
Это очень серьезное психическое отклонение. Родителям нельзя кричать на детей и в их присутствии, поскольку они впитывают их манеру поведения. Ребенок, когда вырастет, будет также вести себя с родителями и другими людьми. Физиологическая реакция организма на крик Во время крика вы и ребенок сердитесь, у вас повышается уровень гемоглобина и адреналина. Затем вы вместе испытываете расстройство и усталость. В этом момент у вас резко понижается гемоглобин и адреналин, желудок вырабатывает разъедающий сок, происходит спазм капилляров, нарушаются обменные процессы. Фактически, вас избили, поскольку в кровь поступили точно такие же вещества, как при избиении.
Когда созревает нервная система у ребенка?
Формирование нервной системы начинается на 3-й неделе гестации. Появившаяся на 3-й неделе утробной жизни нервная система зародыша начинает интенсивно развиваться, и уже в начале 2-го месяца имеются зачатки всех отделов головного и спинного мозга.
В чем заключается слабая психика?
Анонимный вопрос 18 февраля 2020 · 6,2 K В основном имеется в виду низкая стрессоустойчивость и неразвитая эмоциональная саморегуляция. У такого человека очень низкий порог терпимости эмоционального напряжения, во-первых; во-вторых — после эмоционально тяжёлых переживаний и срывов он очень долго приходит в себя, если приходит вообще (это свойство сейчас называют резильентность, от англ.
Что влияет на психику человека?
В данной статье мы рассмотрим тему взаимосвязи психики и организма кратко. Ряд особенностей человеческого организма влияет на психическую деятельность человека. Это пол, возраст, устройство мозга и нервной системы, тип телосложения, различные генетические аномалии и степень гормональной активности.
Что значит не устойчивая психика?
Синдром эмоционально неустойчивого расстройства личности или, как его также называют, пограничная личность (borderline) описывает состояние, при котором вы эмоционально нестабильны, находитесь в состоянии тревожности и вашему поведению свойственна самодеструктивность.
Почему у людей появляются психические расстройства?
Факторы риска развития психических заболеваний включают в себя генетическую наследственность, например склонность к депрессии или личностные особенности родителей, зависимость от психоактивных веществ и их употребление в период депрессии, неадекватное лечение, неблагоприятные жизненные события, миграцию, ограничения
В чем проявляется психика человека?
Психика реализуется в психических процессах, свойствах и состояниях человека и проявляется в особых формах осознанной и неосознанной рефлексии (психического отражения) действительности и реакции на неё человека.
Что влияет на психику человека?
В данной статье мы рассмотрим тему взаимосвязи психики и организма кратко. Ряд особенностей человеческого организма влияет на психическую деятельность человека. Это пол, возраст, устройство мозга и нервной системы, тип телосложения, различные генетические аномалии и степень гормональной активности.
Каковы основные этапы развития психики человека?
Леонтьев выделяет семь этапов (стадий) развития психики ре- бенка: новорожденный (от рождения до 1-2 месяцев); ранний младенческий возраст (от 2 до 6 месяцев); поздний младенческий возраст (от 6 до 12-14 месяцев); преддошкольный возраст (от 1 до 3 лет); дошкольный возраст (от 3 до 7 лет); младший школьный возраст (от 7
Как работает психика человека?
С этой загадочной структурой человека связано много тайн и стереотипов. В этой статье – попытка ответить на самые частые вопросы: что такое психика, как она устроена и как работает? Понятие психики Физиологическим носителем психики является нервная система человека. Психика – это свойство и функция мозга, которая заключается в субъективном отражении объективной действительности в идеальных образах. На основе этих идеальных образов человек и выстраивает свою жизнь и свои отношения с внешней средой.
- Нервные клетки и рецепторы осуществляют связь центра мозга с внешним миром.
- Содержание психики: идеальные образы действительно существующих явлений.
- Они возникают у каждого человека по-разному и зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов и психического состояния человека.
- Структура психики У животных психика тоже есть.
Однако человеческая психика является высшей формой психики и еще называется «сознанием» и включает в себя область подсознания и надсознания («сверх Я»).
Психические свойства
Психические свойства у каждого свои. Именно они образуют индивидуальность человека. Любой человек может забыть что-нибудь, но не для каждого забывчивость характерная черта. Любой из нас может раздражаться, но не для всех эта черта – личностная особенность.
- сила нервной системы – устойчивость нервных клеток к длительному раздражению или возбуждению;
- подвижность нервных процессов – скорость перехода от возбуждения к торможению;
- уравновешенность нервных процессов – относительный баланс процессов возбуждения и торможения;
- лабильность – гибкость нервной системы под воздействием различных раздражителей;
- резистентность – сопротивляемость к воздействию неблагоприятных раздражителей.
Психические свойства определяют типы нервной системы, или типы высшей нервной деятельности. Они отличаются друг от друга различным сочетанием, комбинированием психических свойств.
Психические процессы
Психические процессы – относительно устойчивые образования, которые развиваются и формируются под воздействием внешних условий жизнедеятельности. К ним относят следующие процессы:
Познавательные
- Ощущение. Развитие психики напрямую зависит от контактов с окружающим миром. Ощущения – источник всех наших знаний об окружающем мире – составляют начальную форму психики.
- Восприятие. Создание образа вещи или явления зависит от восприятия. Восприятие необходимо и для более глубокого познания объекта.
- Внимание.
- Память – способность отражать опыт в узнавании и воспроизведении.
- Воображение.
- Представление.
- Речь.
- Мышление. Мышление – это высший познавательный психический процесс, суть которого состоит в познании мира и человека в нем.
Эмоционально-мотивационные
- Эмоции и чувства;
- состояния (настроение, тревожность и проч.);
- мотивация;
- воля.
Отношение человека к явлениям и вещам мира выражается душевными переживаниями, или эмоциями.