Лечение ЗРР — задержки развития речи у детей. — Помощь каких специалистов может понадобиться ребенку при лечении задержки речевого развития речи (зрр)?
- Дефектологи — занятия можно начинать не раньше чем с 2-х летнего возраста, они помогают развивать у ребенка не только внимание, память, но и мышление и моторику.
- Логопеды — помогают «поставить» звуки, (не путайте с лечением), учат правильно составлять предложения или грамотный рассказ. Большое количество логопедов работают с детьми с 4-х лет, проводят логопедический массаж речевой мускулатуры для улучшения дикции.
- Неврологи – выявляют и лечат неврологическую патологию, которая привела к задержке речевого развития в основном с использованием ноотропных препаратов.
- Рефлексотерапевты – используя метод МИКРОТОКОВОЙ РЕФЛЕКСОТЕРАПИИ, активизируют речевые зоны головного мозга, что приводит к постепенному восстановлению речевого развития ребенка.
Самые распространенные ошибки: К сожалению, многие родители считают, что задержку развития «лечат» логопеды, но логопеды — это фактически учителя. Они лишь учат ребенка — как правильно говорить различные звуки. Именно поэтому большинство логопедов ждут сознательного возраста (4 — 5 лет) и лишь потом начинают заниматься с ребенком у которого зрр.
Но к 5 годам из задержки речевого развития или проще ЗРР, к сожалению, может сформироваться задержка психо-речевого развития (ЗПРР), А ожидание, без лечения задержки речевого развития в 5-ти летнем возрасте (ЗРР), часто приводит к выраженному отставанию от сверстников, в таком случае обучение будет возможно только в специализированной школе или коррекционном классе.
Получить консультацию и узнать понадобиться ли в дальнейшем лечение зрр у детей нужно в 3 года. Под воздействием различной нагрузки (даже не большой: прививки, детские инфекции умственная нагрузка, высокая температура) гидроцефалия обостряется и приводит к появлению новых симптомов: таких как, головные боли, носовые кровотечения, истерики, нарушение сна, снижение памяти и интеллектуальных способностей, высокая отвлекаемость, агрессия и т.д.
- Независимо от причины, которая привела к повреждению головного мозга, исход одинаков — разные зоны головного мозга начинают работать неправильно или не достаточно активно.
- У детей с задержками психоречевого развития (ЗПРР) в большей степени «пострадали» зоны которые отвечают за речь и интеллектуальные способности и в результате речевое и психическое развитие задерживается.
Какие существуют методы лечения ЗРР (задержки речевого и психоречевого развития)? Лекарственная терапия — среди препаратов, которые применяются для лечения ЗПРР есть препараты, которые являются «активным питанием» и «строительным материалом» для нейронов головного мозга (кортексин, актовегин, нейромультивит, лецитин и т.д.), так и препараты «подхлестывающие» деятельность речевых зон (когитум).
Что назначает невролог при задержке речи?
Невролог может назначить такие обследования, как ЭЭГ, УЗДГ артерий головы, ЭхоЭГ. ЛОР-врач оценивает остроту слуха, определяет наличие аденоидных вегетаций.
Какие витамины нужны для развития речи?
Каждая мама должна быть знакома с принципами нейродиетологии, а мама ребенка с проблемами развития – тем более. Дети с нарушениями развития и задержками речи обязательно должны правильно питаться. Как же маме составить рацион питания ребенку, и какие продукты будут полезны такому малышу? Вот наши советы, которые пригодятся маме ребенка с ЗРР: 1. Необходимо насытить рацион продуктами, содержащими достаточное количество кальция (молоко, творог и другие кисломолочные продукты, рыба, зеленые овощи, орехи, семена).
Чтобы кальций усваивался лучше, необходимо достаточное поступление в организм витамина Д.2. Обязательно вводите в рацион продукты, богатые калием: мясо, крупы, картофель «в мундире», пшеничные отруби, представители бобовых (фасоль, горох, чечевица, нут), морковь, тыква, свекла, огурцы, помидоры, капуста, зелень, яблоки, вишня, черная смородина, ежевика, виноград, сухофрукты, орехи.3.
Вводите в рацион продукты, богатые фосфором. Источником фосфора являются: некоторые виды круп (гречневая, овсяная, пшено), рыба, молоко и кисломолочные продукты, яйца.4. Чтобы ребенок был спокоен, и состояние нервной системы способствовало развитию речи, важен спокойный сон, а для этого в организме малыша не должно быть дефицита магния.
Его содержат: мясо, молоко, гречка, отруби, пшено, бобовые, картофель, морковь, бананы, абрикосы, персики, клубника, ежевика, малина, орехи, кунжут. Препятствует усвоению магния повышенное употребление сахара.5. Не позволяйте ребенку есть пищу с искусственными ароматизаторами, красителями, консервантами, повышенным содержанием сахара и кофеина! Эти продукты будут возбуждать нервную систему, а это вредно для правильного развития речевой функции.6.
Обязательно соблюдайте правильное соотношение белков, жиров и углеводов.7. Не забудьте про витамины группы В. Именно эта группа витаминов отвечает за состояние нервной системы. Витамины группы В обязательно назначают детям с нарушением речевой функции. В каких же продуктах «водятся» эти витамины?
- Витамин В1: гречневая и овсяная крупы.Витамин В3 (ниацин, витамин PP): мясо, молоко, семена подсолнечника, арахис, фасоль, горох, грибы, неочищенные зерновые культуры и каши из недробленых круп.Витамин В6: шпинат, проросшая пшеница.Виамин В9 (фолиевая кислота): печень, шпинат, грецкие орехи, ржаная мука.Витамин В12: кисломолочные продукты, яйца, зеленые части растений, салаты, зеленый лук, говяжья печень.Витамины группы В являются главными витаминами для профилактики и коррекции задержки речевого развития, алалии. Они участвуют в синтезе миелина, недостаток которого вызывает эти нарушения.Витамины группы В участвуют в синтезе нейромедиаторов, улучшают состояние клеток печени, нервных волокон.
- Козлова, ГБУЗ «Морозовская детская городская клиническая больница ДЗМ», г.
- Москва Ключевые слова: дисфазия развития (алалия), диагноз, комплексная коррекция, ноотропные препараты, Пантогам Keywords: dysphasia (alaliya), diagnosis, complex correction, nootropic medicines, Pantogam Формирование речи – одна из основных характеристик общего развития ребенка.
- Речеслуховой анализатор (сенсорный центр речи, центр Вернике) находится в височной доле доминантного полушария и отвечает за восприятие и дифференцировку слуховых сигналов, сложный процесс понимания речи.
- Речедвигательный анализатор (моторный центр речи, центр Брока) расположен в лобной доле и обеспечивает программу речевого высказывания, то есть моторную сторону речи.
- Поэтому родители не должны ждать, когда малыш начнет сам говорить и внимательно отслеживать становление его речи, начиная с наиболее раннего возраста, в особенности, если для этого имеются показания (проблемы развития плода, тяжелые роды, неврологические показания).
- Малышу такой диагноз ставят лишь на основании комплексного заключения невропатолога, логопеда, и сурдолога.
- 80% детей, родившихся в результате беременности, протекавшей с осложнениями;
- 50% с перинатальным повреждением нервной системы;
- 55% испытавших проблемы во время рождения:
- при использовании стимуляции в родах – отставание речи выявлено в 79% случаев;
- после кесарева сечения – в 70%.
-
-
- При ЗПР у ребенка есть зрительный контакт, дети с аутизмом (именно аутизм, а не аутистическое расстройство, такое, как синдром Аспергера) никогда не смотрят в глаза, даже родителям.
- У обоих детей может отсутствовать речь. Ребенок с ЗПР в таком случае будет пытаться обратиться ко взрослому жестами, покажет пальчиком, будет мычать или гугукать. При аутизме отсутствует всякое взаимодействие с другим человеком, указательный жест, дети используют руку взрослого, если им нужно что-то сделать (нажать кнопку, например).
- При аутизме дети используют игрушки не по назначению (крутят колеса машинки, вместо того, чтобы возить ее). Дети с задержкой психического развития могут иметь проблемы с развивающими игрушками, могут не попадать фигурами в дырочки нужной формы, но уже в годик будут проявлять эмоции к плюшевым игрушкам, могут целовать и обнимать их, если попросить.
- Ребенок с аутизмом постарше будет отказываться от контакта с другими детьми, при ЗПР же дети хотят играть с другими, но так как их психическое развитие соответствует более младшему, они будут испытывать проблемы с общением, выражением эмоций. Скорее всего — будут играть с детьми помладше, или стесняться.
-
- Ребенок с ЗПР может быть также агрессивным, «тяжелым», молчаливым, замкнутым. Но аутизм от задержки психического развития отличает отсутствие коммуникации в принципе, плюс ко всему — страх перемен, боязнь выйти на улицу, стереотипность поведения и многое другое. Подробнее смотрите в статье «Признаки аутизма».
Как ведут себя дети с Зпрр?
Задержка психического развития (3ПР) у детей обусловлена тем, что процесс эмоционального и психического восприятия окружающего мира у них нарушен. С точки зрения физиологии дети с ЗПР могут быть полностью здоровы, но у них страдает умственная или эмоциональная деятельность.
Ребенок ведет себя так, как будто он значительно младше своего возраста. Несмотря на то, что в названии заболевания используется слово «задержка», что подразумевает его временный характер, это довольно грозный диагноз. Без своевременной коррекции оно приводит к более сложным и тяжелым нарушениям: страдает память, внимание, речь, формирование мыслительных процессов, способность к социальной адаптации.
ЗПР часто сочетается с задержкой речевого развития (ЗРР). Такой диагноз обычно ставится детям в возрасте от 2 до 8 лет. Если нарушена умственная деятельность, ребенок обычно спокойный и застенчивый, но с трудом осваивает новые навыки и знания. В случае, когда тормозится эмоциональное развитие, ему сложно концентрировать внимание, соблюдать правила поведения, контролировать эмоции.
Какие витамины полезны для работы мозга?
Это начинается в один прекрасный день, когда вы сидите на своем рабочем месте и вдруг вспоминаете о кофеварке на кухне. Вы спрашиваете себя, выключили ли вы ее или нет? Проигрываете в уме утренние события, начиная от вещей на полке в ванной и заканчивая съеденным на завтрак тостом с джемом.
- Или это был рогалик со сливочным сыром? Отлично, теперь вы уже не можете вспомнить, чем сегодня позавтракали.
- Затем все становится еще хуже.
- Вы начинаете забывать, куда положили ключи или мобильный телефон.
- Не припоминаете, пользовались ли шампунем перед нанесением кондиционера, и этот список можно продолжить.
Как нам улучшить память и внимание? Может быть, пришло время сделать инвестиции в то, что поможет улучшить вашу память и внимание? Нет, это не хитроумное изобретение ученых, и вам даже не придется идти к врачу. Помочь улучшить память и работу мозга очень просто, в этом вам помогут витамины.
Перед вами список из 7 витаминов для улучшения памяти и внимания: 1. Витамин Е Исследования показали, что антиоксидантные свойства витамина Е помогают защитить нервные клетки головного мозга от повреждений. Существуют подтверждения того, что витамин Е может уменьшить вред, наносимый нервным клеткам головного мозга инсультом, а также предупреждает инсульты для уже перенесших микроинсульт.
Витамин Е существенно влияет на улучшение функции памяти у пожилых людей. Проконсультируйтесь с Вашим врачом, прежде чем использовать витамин Е для улучшения памяти, так как высокие дозы препарата могут повлиять на свертываемость крови. Витамин Е защищает нервные клетки мозга 2.
- Витамин B6 Витамин В6 рекомендуется для повышения качества памяти, как препарат, поддерживающий здоровье головного мозга и, в то же время, многочисленных функций организма.
- Научные исследования показали, что ежедневный прием витамина В6 с течением времени приводит к улучшению памяти, и влияют на способность мозга обрабатывать информацию быстрее.
Обратите внимание на следующие продукты: тунец, яйца, морковь и другие овощи, как на хороший источник витамина B6. Витамин B6 содержится в овощах 3. Витамин В12 Путем экспериментов доказано, что В12 поддерживает уровень гомоцистеина в крови на нужном уровне у здорового человека.
- Гомоцистеин – это амикислота, при нарушениях метаболизма которой, происходит увядание функций мозга.
- Данный витамин способен восстанавливать нервные волокна головного мозга, а следовательно — это отличный усилитель памяти в паре с витамином В6.
- Говядина, печень, моллюски и форель содержат значительное количество витамина В12.
Говядина — источник витамина B12 4. Витамин В9 Фолиевая кислота известная также как витамин B9, участвует в синтезе красных кровяных клеток, благодаря чему увеличивается поступление кислорода к мозгу. Этот витамин используют для снижения скорости потери памяти, связанной со старением.
-
Что будет если не лечить ЗРР?
Если же отставание в речевом развитии вовремя не скорректировать, с ростом ребенка все больше будет отставать и его психика и учиться в школе и общаться с ровесниками ему будет крайне тяжело. За последние два десятилетия статистика выявленных отклонений в психоэмоциональном развитии детей возросла в десятки раз.
Как пантогам влияет на развитие речи?
Статьи Опубликовано в журнале: «Практика педиатра» Сентябрь, 2014.Н.Н. Заваденко, кафедра неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики педиатрического факультета ГБОУ ВПО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Минздрава РФ; Е.В.
Речь для ребенка – важнейшее средство связи с окружающим миром, общения и взаимодействия с окружающими людьми, а также получения информации для познавательной активности и развития мышления. Поэтому развитие речи тесно взаимосвязано с формированием всех остальных интеллектуальных способностей.
Признаки отставания в развитии речи – повод для безотлагательного обращения к специалистам, в том числе врачу (педиатру, детскому неврологу, лор-врачу, детскому психиатру), логопеду, психологу. Это тем более важно, потому что именно в первые годы жизни отклонения в развитии мозговых функций, в том числе речи, лучше всего поддаются коррекции.
Для нормального развития речи необходимы определенный уровень сформированности структур головного мозга, артикуляционного аппарата, сохранность слуха, а также полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка, В осуществлении речи принимают участие речевые зоны коры головного мозга, расположенные в доминантном полушарии (у правшей – в левом, у левшей – в правом).
Определяющим для становления речи является период от первого года жизни до 5–6 лет. Нормативы развития речи приводятся в таблице 1. Таблица 1. Показатели нормального развития речи у детей от 1 года до 6 лет
Возраст | Речевые навыки | |||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2-й год | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 год | появление однословных предложений | |||||||||||||||||||||||||||||||||
1 год 3 месяца | запас слов до 30 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
1,5 года | запас слов до 40–50, легко повторяет часто слышимые слова | |||||||||||||||||||||||||||||||||
1,5–2 года | появление фраз, двухсловных предложений | |||||||||||||||||||||||||||||||||
1,5–2 года | первый период вопросов: «Что это?», «Куда?», «Где?» | |||||||||||||||||||||||||||||||||
2 года | запас слов до 200–300 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
3-й год | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 года | начинает пользоваться прилагательными, местоимениями и предлогами | |||||||||||||||||||||||||||||||||
2 года | появление трехсловных предложений | |||||||||||||||||||||||||||||||||
2,5 года | появление многословных предложений | |||||||||||||||||||||||||||||||||
2,5–3 года | могут сохраняться трудности звукопроизношения (свистящие, шипящие, сонорные звуки) | |||||||||||||||||||||||||||||||||
3 года | запас слов до 800–1000 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
4-й год | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 года | употребление грамматических форм: изменения существительных по падежам и числам, глаголов – по родам, временам, числам и лицам | |||||||||||||||||||||||||||||||||
3–4 года | второй период вопросов: «Почему?», «Когда?» | |||||||||||||||||||||||||||||||||
3–4 года | фразы становятся длиннее, их смысл усложняется | |||||||||||||||||||||||||||||||||
3–4 года | могут сохраняться недостатки в произношении ряда слов (длинных и малознакомых), нечеткость произношения ряда звуков | |||||||||||||||||||||||||||||||||
4 года | дети изъясняются развернутыми предложениями, включающими почти все части речи | |||||||||||||||||||||||||||||||||
4 года | умеют группировать предметы по классам: одежда, посуда, мебель, животные и др.
В каком возрасте ставят задержку речевого развития?Диагностика и лечение — Диагностировать задержку в развитии речи можно в том периоде, когда речь уже должна быть развитой, а именно – в 3-4 годика. Зачастую подобный диагноз специалисты ставят в то время, когда уже упущена возможность наверстать или скорректировать это состояние. Если проблема неврологическая, и задержка речевого развития произошла в результате дисфункции мозга, лечение должен назначить врач-невропатолог, чтобы улучшить кровообращение мозга и поддержку интегративной мозговой функции. Если малыш имеет задержку развития речи по причине нарушения слуха или глухоты, тут должны присоединиться уже другие специалисты. В чем причина задержки речевого развития?Причины возникновения ЗРР — Задержку развития речи вызывают десятки факторов, врачи делят их на три группы по времени воздействия неблагоприятных факторов. Таблица № 3. Причины ЗРР по времени воздействия
Задержка речевого развития в раннем возрасте возникает у: Определить, когда именно возникло нарушение в многих случаях не удаётся, поэтому чаще используют другую классификацию, в которой причины делят на биологические и социальные. Таблица № 4. Виды задержки речевого развития
|