«Речевое развитие детей 4 – 5 лет» Характерные особенности развития речи детей 4 – 5 лет 1. Фразовая речь ребенка усложняется, становится разнообразней, правильнее, богаче.2. Активный и пассивный словарный запас непрерывно увеличивается.3. Предложения усложняются, состоят уже из 5-6 слов.4.
- В речи ребенок использует предлоги и союзы, сложноподчененные и сложносочиненные предложения.5.
- Звуковая сторона речи развивается, совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков: исчезает смягченное произношение согласных; многие звуки произносятся более правильно и четко; исчезает замена шипящих и свистящих звуков.6.
Уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии.7. Дети довольно легко запоминают и рассказывают сказки, стихи, передают содержание картинок, могут отвечать на вопросы по содержанию литературных произведений, передавать своими словами личные впечатления.
В этом возрасте начинается оречевление игровых действий, что свидетельствует о формировании регулятивной стороны речи.8. Речь становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т.е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи.
Нормы речевого развития детей 4 – 5 лет Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют нормы речевого развития детей 4 – 5 лет.
- Словарный запас 2000 слов и более.
- Бурно развивается «словотворчество».
- Проговаривает действия, когда играет один с игрушкой.
- Активно использует в речи обобщающие слова, наречия, прилагательные, множественную форму существительных, антонимы, синонимы.
- Называет животных и их детенышей, времена года.
- Читает наизусть небольшие стихотворения, пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых.
- Понимает значение предлогов (в, на, за, по, до, вместо, после и т.д.), союзы (куда, что, когда, сколько и т.д.).
- Ребенок проговаривает свистящие (С, З, Ц) и шипящие (Ш, Ж) звуки, иногда наблюдается их смешение в связной речи.
- Выговаривает слова из 4 слогов; составляет предложения из 5-8 слов.
- Появляется монологическая речь.
Нарушения в речевом развитии ребёнка 4 – 5 лет Вас должны насторожить следующие показатели:
- Лексические нарушения: бедность словарного запаса, неправильное понимание смысла и значения слова.
- Нарушения структуры слов: перестановки или пропуски слогов при произношении.
- Ритмические отклонения: послоговое произношение слов, слишком быстрый или наоборот слишком медленный темп речи, запинки и необоснованные паузы, заикание.
- Проблемы с произношением: пропуск и замена звуков («Р» на «Л» или «Й»; «Л» на «ЛЬ»), нечеткое произношение.
- Неправильное построение предложений.
- Сложности с составлением кратких рассказов и пересказами маленьких текстов.
Полезные рекомендации: При нарушении речевого развития у ребенка следует обязательно обратиться к логопеду, который поможет быстро и эффективно разрешить возникшую проблему.
Как должен разговаривать ребенок в 4 5 года?
Словарный запас. К четырем годам активный словарь ребенка почти удваивается и составляет примерно 2000 слов. В его речи кроме существительных и глаголов все чаще встречаются местоимения (мой, твой, наш), наречия (холодно, вкусно), появляются числительные (один, два).
Сколько слов должен знать ребенок в 4 5 года?
Развитие Речи Ребенок в возрасте 4 — 5 лет должен уметь : Понимать речь окружающих. Использовать в речи от 800до 1000 слов, строить фразы из 6-8 слов.
Какие звуки должен говорить ребенок в 4 года?
К четырем годам большинство детей правильно произносит свистящие звуки :,,, и хорошо различает их в свободной речи. После 4 лет ребенок правильно произносит в речи и дифференцирует (различает) между собой уже все свистящие звуки без исключения (,,, и ).
Что должен уметь ребенок в 4 года речь?
Развитие речи у детей 4 лет — В 4 года у ребенка активно совершенствуется фразовая речь, он может разговаривать предложениями от 4 до 8 слов. Словарный запас малыша составляет уже около тысячи слов. Чаще всего употребляются существительные, чуть реже – глаголы и прилагательные.
Также обычно в возрасте 4 лет дети уже умеют согласовывать части речи друг с другом (например, существительное и прилагательное) и правильно ставить ударения, поэтому их речь звучит более грамотно, чем у младших детей. Однако сложные лексические конструкции даются четырехлеткам с трудом, поэтому часто они избегают союзы «если», «хотя», «иначе» и т.д.
Чтобы словарный запас ребенка постоянно пополнялся, чаще читайте малышу книги, играйте с ним и просто разговаривайте. Развитие речи происходит активно, так как дети в этом возрасте стремятся к общению со сверстниками. Они задают взрослым и друг другу вопросы, учатся слушать и не перебивать собеседника.
- Ребенок 4 лет может рассказать о том, как прошел его день, поделиться впечатлениями о мультике, пересказать сюжет сказки.
- При этом интонации малыша могут быть очень разнообразными, а речь подкрепляется мимикой и жестами.
- Если вы замечаете у своего четырехлетнего ребенка дефекты речи, рекомендуется обратиться к логопеду.
Специалист поставит малышу звуки, поработает над артикуляцией и даст советы, как помочь ребенку в домашних условиях.
Когда нужно бить тревогу Если ребенок не говорит?
Многие родители не замечают, что их ребенок плохо говорит, так как просто не знают, как должна развиваться речь у детей определенного возраста. Ребенок разговаривает, общается, задает вопросы, но о том, КАК он произносит слова (переставляет слоги, заменяет звуки), родители часто не задумываются.
Часто родители считают, что эти проблемы пройдут сами собой и их ребенок со временем догонит сверстников. Как правило, они ошибаются. Если ребенок в возрасте 3-4 лет говорит неправильно или вообще не говорит, то нужно бить тревогу. В возрасте от года до 5-6 лет у детей происходит становление звукопроизношения.
Сначала ребенок «коверкает» слова, искажает, но по мере овладения речевыми звуками произношение слов все более и более уточняется, постепенно приближается к норме. В первые годы жизни из-за «незрелости» речевых органов ребенок может правильно произносить лишь самые простые по артикуляции звуки: А, О, Э, М, Б, П.
- Из них ребенок составляет первые слова: папа, мама, баба.
- Несколько позднее усваиваются другие звуки: И, Ы, У, Ф, В, Т, Г, К, Д, Н, Х, Й.
- Этими звуками ребенок овладевает в период от года до трех лет.
- Более сложные по артикуляции согласные звуки (С, З, Ц, Ш, Щ, Ж, Ч) появляются лишь в возрасте от 3 до 5 лет.
До этого они или полностью отсутствуют в речи детей, или заменяются более простыми звуками. Самые сложные звуки (Р, Л) появляются у большинства детей в период от 5 до 6 лет. Становление звукопроизношения в норме заканчивается к 5-6 годам. Следовательно, ни один нормально развивающийся ребенок не должен прийти в школу с дефектами в произношении звуков.
Как должен разговаривать ребенок в 5 лет?
«Речевое развитие детей 4 – 5 лет» Характерные особенности развития речи детей 4 – 5 лет 1. Фразовая речь ребенка усложняется, становится разнообразней, правильнее, богаче.2. Активный и пассивный словарный запас непрерывно увеличивается.3. Предложения усложняются, состоят уже из 5-6 слов.4.
- В речи ребенок использует предлоги и союзы, сложноподчененные и сложносочиненные предложения.5.
- Звуковая сторона речи развивается, совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков: исчезает смягченное произношение согласных; многие звуки произносятся более правильно и четко; исчезает замена шипящих и свистящих звуков.6.
Уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии.7. Дети довольно легко запоминают и рассказывают сказки, стихи, передают содержание картинок, могут отвечать на вопросы по содержанию литературных произведений, передавать своими словами личные впечатления.
- В этом возрасте начинается оречевление игровых действий, что свидетельствует о формировании регулятивной стороны речи.8.
- Речь становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т.е.
- Все те умения, которые необходимы для развития связной речи.
Нормы речевого развития детей 4 – 5 лет Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют нормы речевого развития детей 4 – 5 лет.
- Словарный запас 2000 слов и более.
- Бурно развивается «словотворчество».
- Проговаривает действия, когда играет один с игрушкой.
- Активно использует в речи обобщающие слова, наречия, прилагательные, множественную форму существительных, антонимы, синонимы.
- Называет животных и их детенышей, времена года.
- Читает наизусть небольшие стихотворения, пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых.
- Понимает значение предлогов (в, на, за, по, до, вместо, после и т.д.), союзы (куда, что, когда, сколько и т.д.).
- Ребенок проговаривает свистящие (С, З, Ц) и шипящие (Ш, Ж) звуки, иногда наблюдается их смешение в связной речи.
- Выговаривает слова из 4 слогов; составляет предложения из 5-8 слов.
- Появляется монологическая речь.
Нарушения в речевом развитии ребёнка 4 – 5 лет Вас должны насторожить следующие показатели:
- Лексические нарушения: бедность словарного запаса, неправильное понимание смысла и значения слова.
- Нарушения структуры слов: перестановки или пропуски слогов при произношении.
- Ритмические отклонения: послоговое произношение слов, слишком быстрый или наоборот слишком медленный темп речи, запинки и необоснованные паузы, заикание.
- Проблемы с произношением: пропуск и замена звуков («Р» на «Л» или «Й»; «Л» на «ЛЬ»), нечеткое произношение.
- Неправильное построение предложений.
- Сложности с составлением кратких рассказов и пересказами маленьких текстов.
Полезные рекомендации: При нарушении речевого развития у ребенка следует обязательно обратиться к логопеду, который поможет быстро и эффективно разрешить возникшую проблему.
Какой кризис приходится на возраст 4 5 лет?
Взросление ребенка сопровождается возрастными кризисными периодами: стремительное психическое развитие, постепенное познание и понимание окружающего мира для ребенка 4-5 лет — это нелегкая задача. Почему наступает кризис? При переходе в новую возрастную группу у ребенка происходят изменения в манере поведения: он становится капризным, своенравным, непослушным, бурно проявляет эмоции.
- Поведение ребенка — это своеобразный вызов окружающим, желание показать свою индивидуальность, стать самостоятельным, обратить на себя внимание.
- Дети 4-5 лет многое умеют: у них есть достаточный запас слов для общения, игровой деятельности, развита фантазия, мышление, которое позволяет получать новые интересные впечатления об окружающем мире.
Психика малыша развивается очень быстро. Вместе с ней может меняться настроение, которое на данном этапе характерно непредсказуемостью, подвергается перемене поведения — оно становится неорганизованным, сумбурным. Капризы, причуды, истерики, протест — такими проявлениями «богат» возрастной кризис 4-5-летнего ребенка.
отношения в семье, стиль воспитания в семье, общение со сверстниками; образ жизни ребенка; заболевания или какие-либо патологии; индивидуальные черты характера и особенности психики.
Кризис может продолжаться в течение нескольких недель, но может затянуться до одного года и очень многое в этот период зависит от родителей! Что делать родителям? Рассмотрим несколько факторов, которые оказывают негативное воздействие на поведение детей в период кризиса и предложим соответствующие практические рекомендации родителям:
- Малыш живет в однообразной обстановке, нет перемен в видах деятельности. Психическое и физическое развитие детей требуют, чтобы уже к 4 годам они умели много двигаться и познавать окружающий мир. Малыш должен привыкнуть к размеренному режиму дня, но с разнообразной интересной деятельностью: обязательные познавательные прогулки должны сменяться кратковременными (не более 15 минут) домашними занятиями — рисованием, лепкой, аппликацией. Кроме того, важно всячески привлекать малыша к выполнению домашней работы. Посильная помощь на кухне или уборка игрушек и т.п. развивает, улучшает настроение, вносит интерес в жизнь малыша, и он с гордостью рассказывает всем о своих достижениях; Ребенок замкнут или стеснителен. Малыш 4-5 лет может быть неуверенным в собственных силах, замыкаться в себе, не общаться. Он также может плохо разговаривать. В таких случаях нужна помощь логопеда или дефектолога. Как быть? Почаще прямо внушайте своему ребенку, что он отлично общается, приведите конкретные примеры, ведь, наверняка, у малыша есть хороший друг.
- Из 10 детей, хорошо говорящих на свой возраст 2-3 человека, остальные с различными задержками речи.
- К двум годам у ребенка должны быть простейшие фразы из двух слов: мама дай, мама иди, кто пришел и т.д.
- Мальчики начинают говорить позже, чем девочки, ближе к 2,5 к 3 годам.
- Если к трем годам ребенок говорит буквально 10-15 слов, на связывает слова в фразы, это уже задержка.
- Обычно к логопеду отправляет педиатр или невролог.
- Хорошие результаты получаются именно при комплексном подходе к проблеме.
- Невролог может назначить препараты, обследования, возможно, потребуется сделать энцефалограмму головного мозга, доплер шейного отдела позвоночника.
- Логопед посоветует специальные упражнения, гимнастику, логопедический массаж.
- Особое внимание нужно уделять подушечкам пальцев.
- Мелкая моторика тесно связана с речью.
- Очень хорошо помогает лепка, игры с пластилином и крупами, когда крупинки вдавливаются пальцами в пластилиновый узор.
- Занимаясь изо дня в день пальчиковой гимнастикой, массажируя пальчики, мама помогает ребенку подготовиться к первым словам.
- В процессе игры он учится многим вещам, осваивает разные роли, которые пригодятся ему в будущем.
- Если вы хотите, чтобы ваш ребенок получил как можно больше знаний и умений, обращайтесь в наши детские развивающие центры «Бэби- клуб»,
- Программы занятий подобраны в соответствии с возрастом и направлена на развитие интеллекта и раскрытие способностей.
- Вы можете проверить его потенциальные возможности в разных областях знаний, узнать, в каких областях знаний Ваш ребенок преуспевает, а в каких требуется дополнительное внимание и время.
- В данном разделе «Дети от 4 до 5 лет» мы собрали весь материал, опубликованный на нашем сайте, который поможет Вам и Вашему ребенку заниматься, подготавливаться к следующему, более углубленному этапу занятий.
- Ребенок должен знать основные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник) 3.
- Ребенок должен знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9).
- Считать предметы в пределах десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.4.
- Ребенок должен уметь расставлять цифры от 1 до 5 в правильной последовательности и в обратном порядке.5.
- Пособия для занятий: 1.
- Карточки Учим ребенка счету 2.
- Соедини цифры и раскрась рисунок 3.
- Игра изучаем геометрические формы 4.
- Знакомим ребенка с Геометрическими формами 5.
- Карточки с цифрами от 0 до 10 6.
- Карточки «какая цифра лишняя» 7.
- Игра для изучения Геометрических фигур 8.
- Пропись Цифры 9.
- Цифры прописью 10.
Почему некоторые дети позже начинают говорить?
В каком возрасте дети должны начинать говорить? Если ребенок не хочет говорить в два года, нужно ли бить тревогу? Сейчас дети начинают говорить позже, чем их сверстники лет 15 — 20 назад. Это связано и с экологией, и с особенностями течения беременности у мамы и с осложнениями в родах.
К кому мама должна в первую очередь обратиться, если что-то в развитии речи ее настораживает? У каждого ребенка есть лечащий доктор, который наблюдает его с рождения, видит, как он развивается, когда начинает держать головку, переворачиваться и т.д. Если ребенок все делает с задержкой, если что-то не так было во время беременности и родов, с большой вероятностью будут и проблемы с развитием речи.
Что должны родители делать для того, чтобы у ребенка не было проблем с речью? Речевые зоны у нас находятся на кончиках пальцев, есть простые упражнения, которые может делать любая мама: катать по ладони ребенка маленький массажный мячик с пупырышками, рассказывая стишок или потешку.
Если родители хотят, чтобы ребенок без проблем заговорил, нужно обязательно с ним заниматься даже в том возрасте, когда, казалось бы, до первых осмысленных слов еще далеко. Так же стоит уделить внимание развитию фонематического слуха. Фонемы это слова близкие по звучанию, например: крыса-крыша.
Развитие фонематического слуха у маленьких детей очень важно для формирования речи в дальнейшем, для профилактики дисграфии в школе. Есть простой способ для развития фонематического слуха. Можно насыпать в пустые бутылочки или баночки, например из под детских йогуртов, разные крупы: горох, манку, рис.
Если потрясти эти баночки, они будут звучать по разному. С ребенком можно угадывать, где какая крупа, меняя баночки, увеличивая их количество. С детьми постарше можно играть в повторение похожих звуков: за-за-са, за-са-за, ка-га –га, во-го-во и т.д. Какие еще упражнения полезны? Очень хорошие упражнения для формирования речевого выдоха.
Что влияет на речь ребенка?
Поэтому заниматься развитием речи можно и нужно уже с пеленок. Речь каждого ребенка должна проходить через такие этапы, как гуление (с 2 месяцев), лепет (около 6 месяцев), так называемая экспрессивная речь ребёнка. Вялость или отсутствие этих этапов должны насторожить и послужить поводом обратиться к педиатру.
Если вышеуказанные этапы были своевременными, то формирование речи постепенно переходит к слогам, словам и предложениям. Когда малыш пробует свои силы в слогах, стоит начать обучение с простых, односложных слов, привязанных к ситуациям и интонациям: «бах!» (если что-то упало), «ах!» (выражение удивления) и прочих.
Наравне с этим можно переходить к звукоподражанию, озвучивать животных. К году ребенок вполне может освоить, что кошка говорит «мяу», корова — «му-у», поезд — «ту-ту», а машина — «би-би».
Какие звуки должны быть в 5 лет?
В первую очередь у детей формируются звуки: а, о, у, и, э, п, м, т, д, б, н, в, к, г, х. Позднее появляются звуки: ы, с, з, ш, ж, щ, ф, ц, ч, й, л, р. По возрасту: ✅ К 3-3,6 годам у ребёнка появляются звуки: с, з, при этом нормально, если есть дефекты смягчения и оглушения.
В каком возрасте ребенку нужен логопед?
Вам следует обратиться к логопеду, если: До 2х лет у ребенка не появилась речь ( ребенок молчит) или словарь ребенка составляет не более 10 слов. Квалифицированный специалист — логопед умеет стимулировать появление речи «неговорящих» детей. Ребенок старше 4х лет не произносит правильно какие-то звуки.
В каком возрасте нужно вести ребенка к логопеду?
Логопед | В каком возрасте обращаться к детскому логопеду? — На вопрос, который нам часто задают родители, отвечает логопед-дефектолог детского центра Чудо-Чадо в Подольске Мария Александровна Поддубная, лауреат городской премии «Педагог года», учитель-логопед высшей квалификационной категории.
Ребенок родился не в срок, был не доношен,
Раннее речевое развитие проходило не в соответствии с нормой. Ответьте себе на ряд вопросов: Когда ребенок начал гулить и лепетать? Когда — произносить первые слова и простейшие фразы? Нормой считается гуление в 2-4 месяца, лепет 6-8 месяцев, слова к 1 году, несложные фразы к 1,6 лет.
Если не в норме что-то из вышеперечисленного, то это повод обратиться к логопеду. На консультации логопеда специалист может предложить позаниматься индивидуально или в группе, а при необходимости – пройти ряд медицинских исследований и получить консультации других профильных специалистов: невролога, ЛОРа, сурдолога, стоматолога, психиатра и психолога.
Как развивать речь у ребенка в 4 года?
Развитие речи детей 4 лет подразумевает постоянные занятия с ребенком. Такие можно делать два-три раза в день, чтобы не нагружать ребенка. Постепенно, это войдет в привычку и малыш уже сам научится выделять нужные звуки. В четыре года ребенок еще не очень хорошо выражает свои мысли и описывает предметы.
Что такое задержка речи у детей?
Задержка психоречевого развития у детей (ЗПРР) – группа расстройств, при которых освоение навыками устной и зачастую письменной речи запаздывает по сравнению с возрастными нормами (по МКБ патология имеет код F80). При таком состоянии у малышей не хватает словарного запаса, они не способны к экспрессивной речи.
Что понимает ребенок в 4 года?
Выводы — В четыре года дети активно развиваются по всем направлениям. Совершенствуются и расширяются физические и интеллектуальные возможности, ребенок учится владеть телом, понимать свои и чужие эмоции, делать логические выводы. Основная деятельность четырехлетнего малыша – игра.
Наши специалисты помогут подготовить вашего малыша к детскому саду или школе с учетом его индивидуальных особенностей.
Что должен знать ребенок в 4.5 года?
Развитие Детей от 4 лет до 5 лет.Вы находитесь в разделе «Дети от 4 до 5 лет». В данном разделе мы поможем Вам узнать и определить уровень развития вашего ребенка, а именно, что должен знать и уметь делать Ваш ребенок в возрасте от 4 до 5 лет. Что должен знать и уметь 4 летний ребенок. Данная статья предназначена для вашего ознакомления и дает примерные нормы степени сформированности психических процессов вашего ребенка в этом возрасте.
Материалы для Ваших занятий вы можете использовать дома, в детском саде или в начальных классах. Математика Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь: 1. Ребенок должен уметь определять расположение предметов: справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди.2.
Ребенок должен уметь сравнивать количество предметов, понимать значение: больше — меньше, поровну. Делать равными неравные группы предметов: добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов.6. Ребенок знакомится с графическим образом числа, учится правильно писать цифры.
Карточки с Цифрами-раскраски 11. Пазлы-тройные геометрические фигуры 12. Пазлы-тройные Цифры и Счет 13. Геометрические фигуры. Развиваем память 14. Геометрические фигуры. Развиваем мелкую моторику 15. Изучаем Геометрические фигуры 16. Пропись по Математике 17.
Учусь Считать.Рабочая тетрадь 18. Учимся писать Цифры от 1-9 19. Математические примеры для дошкольника 20. Игры с Геометрическими фигурами 21. Развиваем память с Геометрическими фигурами 22. Соотносим количество с цифрой 23. Занимательные задания по математике 24. Ориентируемся в пространстве. До и После 25.
Карточки с Цифрами 26. Пазл Счет от 1 до 10 27. Математика с Игральными Костями 28. Дидактические игры по математике 29. Пазл Счет от 1 до 10 30. Математика с Игральными Костями для Детей Логическое мышление -Развитие Мышления, Памяти, Внимания Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь: 1.
Какой кризис приходится на возраст 4 5 лет?
Взросление ребенка сопровождается возрастными кризисными периодами: стремительное психическое развитие, постепенное познание и понимание окружающего мира для ребенка 4-5 лет — это нелегкая задача. Почему наступает кризис? При переходе в новую возрастную группу у ребенка происходят изменения в манере поведения: он становится капризным, своенравным, непослушным, бурно проявляет эмоции.
Поведение ребенка — это своеобразный вызов окружающим, желание показать свою индивидуальность, стать самостоятельным, обратить на себя внимание. Дети 4-5 лет многое умеют: у них есть достаточный запас слов для общения, игровой деятельности, развита фантазия, мышление, которое позволяет получать новые интересные впечатления об окружающем мире.
Психика малыша развивается очень быстро. Вместе с ней может меняться настроение, которое на данном этапе характерно непредсказуемостью, подвергается перемене поведения — оно становится неорганизованным, сумбурным. Капризы, причуды, истерики, протест — такими проявлениями «богат» возрастной кризис 4-5-летнего ребенка.
отношения в семье, стиль воспитания в семье, общение со сверстниками; образ жизни ребенка; заболевания или какие-либо патологии; индивидуальные черты характера и особенности психики.
Кризис может продолжаться в течение нескольких недель, но может затянуться до одного года и очень многое в этот период зависит от родителей! Что делать родителям? Рассмотрим несколько факторов, которые оказывают негативное воздействие на поведение детей в период кризиса и предложим соответствующие практические рекомендации родителям:
- Малыш живет в однообразной обстановке, нет перемен в видах деятельности. Психическое и физическое развитие детей требуют, чтобы уже к 4 годам они умели много двигаться и познавать окружающий мир. Малыш должен привыкнуть к размеренному режиму дня, но с разнообразной интересной деятельностью: обязательные познавательные прогулки должны сменяться кратковременными (не более 15 минут) домашними занятиями — рисованием, лепкой, аппликацией. Кроме того, важно всячески привлекать малыша к выполнению домашней работы. Посильная помощь на кухне или уборка игрушек и т.п. развивает, улучшает настроение, вносит интерес в жизнь малыша, и он с гордостью рассказывает всем о своих достижениях; Ребенок замкнут или стеснителен. Малыш 4-5 лет может быть неуверенным в собственных силах, замыкаться в себе, не общаться. Он также может плохо разговаривать. В таких случаях нужна помощь логопеда или дефектолога. Как быть? Почаще прямо внушайте своему ребенку, что он отлично общается, приведите конкретные примеры, ведь, наверняка, у малыша есть хороший друг.